статья Гоголь. Ревизия

Софья Болотина, 01.04.2009
Насмешливый Гоголь. Художник: В.Н. Горяев. Изображение с сайта http://nikolay.gogol.ru/

Насмешливый Гоголь. Художник: В.Н. Горяев. Изображение с сайта http://nikolay.gogol.ru/

Гоголевский юбилей отмечен в России блокбастером "Тарас Бульба". А какое произведение классика считают самым значительным и актуальным современные писатели и поэты? На этот вопрос отвечают Андрей Битов, Евгений Попов, Ольга Седакова, Владимир Сорокин, Григорий Остер, Лев Рубинштейн.

Андрей Битов:

Самым значительным и актуальным произведением Гоголя я однозначно назову "Записки сумасшедшего". Именно это произведение я бы предложил экранизировать - в современных условиях, но строго по гоголевскому тексту. Я бы сам с удовольствием снял этот фильм. К сожалению, я не режиссер.

Евгений Попов:

Самое эпохальное, разумеется, "Мертвые души", уж никак не "Тарас Бульба". До сих пор не было конгениальной экранизации "Мертвых душ". Что-то достигалось в театральных постановках, например, в старом, еще довоенном МХАТе, когда там был еще Михаил Булгаков. Но чтобы был хороший фильм, этого нет. А жаль, потому что вещь как нельзя более актуальная сегодня, потому что там прозорливо указаны различные умопомрачения различных граждан, начиная от Коробочки и заканчивая Собакевичем и губернатором. И сама персона гражданина Чичикова очень интересна. Если бы Чичиков затеял свою аферу сегодня, отмотался бы он от уголовного наказания, условное бы получил.

Гоголь абсолютно великий писатель, и Достоевский верно сказал: "Все мы вышли из гоголевской "Шинели". Гоголей было двое: Гоголь-писатель до 33 лет, когда он закончил "Мертвые души", и другой Гоголь, который стал окучивать дух православия, самодержавия, народности. Вот из этих двух Гоголей пошла ветвь русской литературы - одна морализаторская, просветительская, а другая - в область смеховой культуры. Последняя победила, потому что все шедевры XX века были созданы на ее основе - Зощенко, Булгаков, Хармс, обэриуты, Аксенов, да и даже современная литература. А просветительская померкла, потому что всем обрыдла советская пропаганда и морализаторство. Основные классики XX века, Джойс и Кафка, тоже имеют непосредственную связь с Гоголем.

Ольга Седакова:

Я так много гоголевских вещей люблю! "Тараса Бульбу" как раз меньше всех - мне это произведение кажется наименее гоголевским. А вершиной у него мне кажется "Ревизор" - безумной красоты сочинение. В смысле актуальности, если думать об актуальности политической, то, конечно, на первом месте "Ревизор", но это слишком бедное применение искусству Гоголя - для такой актуальности. А чтобы напомнить, что юмор бывает более сложным и высоким, в этом смысле Гоголь сейчас очень актуален.

Владимир Сорокин:

У Гоголя есть одно самое значительное произведение - "Мертвые души", оно не стареет. "Тарас Бульба" - не самое удачное его произведение. В "Мертвых душах" Гоголь выразил русскую метафизику как субстанцию, и любой человек, который хочет понять эту страну, должен прочитать "Мертвые души" прежде всего. Экранизировать это совершенно невозможно, Гоголь в принципе не кинематографичен, как и большинство писателей с чрезвычайно оригинальной интонацией. Если экранизировать "Мертвые души", это будет относительно просто устроенная сатира. Мир Гоголя держится на его уникальной, неповторимой интонации, он мыслил не визуальными образами, а понятийными.

В отличие от Толстого, который очень визуален, Гоголь в большей степени театральный, если говорить о жанрах. В театре бы можно было поставить "Мертвые души", театр больше ориентирован на интонацию, для спектакля более характерен интимный разговор.

Григорий Остер, писатель:

"Мертвые души" - самое актуальное на сегодняшний день произведение Гоголя. Особенно вторая часть, которую он сжег. Во второй части Гоголь пытался изложить свое позитивное видение того, как России нужно жить и куда двигаться. В результате все это ему, к сожалению, пришлось сжечь, и мы так и не узнали, как же нам жить и куда несется тройка. Ругаться и говорить о том, как все у нас плохо, это мы все умеем, и очень много такого рода замечательных произведений существует, которые показывают, что так жить нельзя. А вот как жить можно, этого никак не понять, это никак не получается осмыслить, а главное, осуществить. Поэтому я считаю, что самое главное и актуальное произведение Гоголя - это вторая часть "Мертвых душ", которая, к сожалению, была сожжена.

Лев Рубинштейн: Скажу сразу, что "Тараса" я вряд ли буду смотреть. Во-первых, я не люблю экранизации в принципе, во-вторых, легко могу догадаться, какого именно "Тараса" они сляпали. Впрочем, как говорил булгаковский Мастер, разве что чудо...

Так совпало, что именно сейчас я перечитываю "Мертвые души" - медленно-медленно, по паре страниц в день. Каждое перечитывание - это абсолютно новое счастье. В этот раз я особенно тщательно и любовно вчитываюсь именно в отступления, наблюдая за тем, как автора буквально сбивает с ног и несет мощный речевой поток.

Гоголь, по-моему, явился родоначальником (а в "Мертвых душах" это особенно наглядно) очень "мейнстримного" в наши дни специфического галлюциногенного патриотизма, где Россия "идеальная", надиктованная самой стихией языка, в виде, допустим, сказочной и нелепой с точки зрения здравого смысла "птицы-тройки", никаким образом не соотнесена с Россией реальной, с русской жизнью, которую тот же Гоголь описывает вполне безжалостно. Получается, что "Россия" и русская жизнь - вещи, мало связанные между собой.

А насчет актуальности?

Ну вот буквально наобум цитата из "Мертвых душ": "Знаю, знаю тебя, голубчик; если хочешь, всю историю твою расскажу: учился ты у немца, который кормил вас всех вместе, бил ремнем по спине за неаккуратность и не выпускал на улицу повесничать, и был ты чудо, а не сапожник, и не нахвалился тобою немец, говоря с женой или с камрадом. А как кончилось твое ученье: "А вот теперь я заведусь своим домком, - сказал ты, - да не так, как немец, что из копейки тянется, а вдруг разбогатею". И вот, давши барину порядочный оброк, завел ты лавчонку, набрав заказов кучу, и пошел работать. Достал где-то втридешева гнилушки кожи и выиграл, точно, вдвое на всяком сапоге, да через недели две перелопались твои сапоги, и выбранили тебя подлейшим образом. И вот лавчонка твоя запустела, и ты пошел попивать да валяться по улицам, приговаривая: "Нет, плохо на свете! Нет житья русскому человеку, все немцы мешают".

Это актуально, как вам кажется?

Софья Болотина, 01.04.2009