Умер писатель Станислав Лем
В Польше скончался знаменитый писатель-фантаст Станислав Лем. Он умер в Кракове в клинике кардиохирургии Ягеллонского университета на 85-м году жизни, пишет газета Wyborcza.
Лем известен во всем мире благодаря своим научно-фантастическим и научно-философским произведениям, среди которых - "Солярис", "Рассказы о пилоте Пирксе", "Возвращение со звезд", "Звездные дневники Ийона Тихого", "Сумма технологии", "Абсолютная пустота".
Книги Лема переведены более чем на 40 языков, их общий тираж превышает 27 миллионов экземпляров. По некоторым из его произведений сняты фильмы.
Справка
Станислав Лем
Станислав Лем (Stanislaw Lem) родился 12 сентября 1921 года в городе Львове в семье ларинголога. Окончил II мужскую гимназию, в 1940-1941 гг., после оккупации Львова советскими войсками, изучал медицину в Львовском медицинском институте. Во время немецкой оккупации работал помощником механика и сварщиком в гаражах германской фирмы, занимавшейся переработкой сырья, и принимал участие в польском движении Сопротивления. В 1944 г., когда Советская армия повторно оккупировала город, продолжил обучение в медицинском институте. В 1946 г. Львов перестал принадлежать Польше, и Лем в рамках акции репатриации переехал в Краков, где начал учиться на медицинском факультете Ягеллонского университета (Wydziale Medycznym Uniwersytetu Jagiellonskiego). Он получил сертификат о завершении медицинского образования, но отказался сдавать последние экзамены, чтобы избежать карьеры военного врача.
Первая повесть Лема "Человек с Марса" ("Czlowiek z Marsa"), написанная еще в годы оккупации, появилась в еженедельном журнале "Nowy Swiat Przygod" в 1946 г. Его стихотворения и рассказы печатались в "Tygodnik Powszechny", "Zolniez Polski", "Kuznica" и других периодических изданиях. В 1951-ом была напечатана первая научно-фантастическая книга Лема - "Астронавты" ("Astronauci").
В 1973 Американское Сообщество Научных Фантастов (Science Fiction Writers of America) признало литературные достижения Лема, однако вскоре он был исключен из сообщества за критические высказывания по поводу низкого уровня американской научной фантастики. После исключения Лема Майкл Муркок и Урсула Ле Гуин в знак протеста потребовали и своей "отставки".
В 1982 г., после ввода военного положения в Польше, Станислав Лем уехал за границу (Западный Берлин, Вена) и там написал две свои последние научно-фантастические книги: "Мир на Земле" (Pokoj na Ziemi; 1987), и "Фиаско" (Fiasko; 1986-1987). Вернулся в Польшу писатель в 1988 г.
Станислав Лем - член Польской ассоциации писателей и почетный доктор Вроцлавского политехнического института, член PAU (Polska Akademia Umiejetnosci; 1994), лауреат многих национальных и зарубежных премий, в том числе Государственной премии ПНР (Polish state prizes; 1976), Государственной премии Австрии (Austrian State Prize for the European Culture; 1986), лауреат премии Франца Кафки, Кавалер Ордена Белого Орла (The Medal of the White Eagle; 1996), обладатель нескольких ученых степеней (Warsaw Polytechnic, Opole University, University of Lvov, Jagiellonian University). С 2000 года Станислав Лем являлся членом комитета "Польша 2000", действующего под протекторатом Польской академии наук. Писатель получил несколько польских и международных литературных наград (Polish state prizes, Austrian State Prize for the European Culture), орденов (The Medal of the White Eagle) и ученых степеней (Warsaw Polytechnic, Opole University, University of Lvov, Jagiellonian University).
Среди произведений Станислава Лема - стихотворения, научно-фантастические и психологические эссе, рассказы, повести, романы: "Магелланово облако" (Oblok Magellana; 1955; роман), "Неутраченное время" (1955; психологический роман), "Диалоги" (1957; книга эссе по философским проблемам кибернетики), "Эдем" (Eden; 1959; роман), "Вторжение с Альдебарана" (Inwazja z Aldebarana; 1959, рассказ), "Расследование" (Sledstwo; 1959; детективный роман), "Возвращение со звезд" (Powrot z gwiazd; 1961; роман), "Дневник, найденный в ванне" (Pamietnik znaleziony w wannie; 1961; роман), "Солярис" (Solaris; 1961; роман), "Выход на орбиту" (1962; книга эссе по проблемам космонавтики), "Верный робот" (Wierny robot; 1963; пьеса), "Непобедимый" (Niezwyciezony; 1964; роман), "Сказки роботов" (1963-1964), "Сумма технологий" (1964; книга эссе по проблемам эвристики и футурологии), "Семь путешествий Трурля и Клапауция" (1964-1965), "Кибериада" (1965), "Охота" (1965), "Высокий замок" (1966; автобиографический роман), "Голос Неба" ("Глас Господа"; Glos Pana; 1968; роман из серии "Контакт"), "Рассказы о пилоте Пирксе" (1968), "Философия случая" (1968; эссе о литературе), "Фантастика и футурология" (1970; монография в 2 томах), "Абсолютный вакуум" (1971; эссе), "Лунная ночь" (Noc ksiezycowa; 1976; пьеса), "Насморк" (Katar; 1976; роман), "Осмотр на месте" (Wizja lokalna; 1982; роман из серии "Ийон Тихий"), "Звездные дневники Ийона Тихого", "Из воспоминаний Ийона Тихого".
Ссылки:
Официальный сайт Станислава Лема
Русский сайт Станислава Лема
Архив БВИ: Станислав Лем
Дословно
Борис Стругацкий
Умер не просто писатель. Умерла целая эпоха в литературе, целая эпоха в фантастике XX века. Таких людей, как Лем, больше нет и, наверное, никогда не будет. Это был великий ум, замечательный остроумец, титанический эрудит и человек, с воображением которого не мог сравниться, на мой взгляд, в XX веке никто. Это было воображение Рабле и Свифта. Таких людей больше не рождается. Очень жалко, что мы потеряли этого человека. Очень жаль, что больше уже не надо ждать его новых вещей.
Радио "Свобода", 27.03.2006
Станислав Лем
(на вопрос журналиста "А как вы смотрите на будущее человечества? Вы совсем пессимист?")
Ну конечно, как человек, который прожил 84 года. Знаете, сначала предвоенная Польша, потом Советский Союз, потом немецкая оккупация, потом опять вошел Советский Союз, потом переселение в Западную Польшу, ну и потом необыкновенное, неожиданное возникновение независимого польского государства и большие надежды на то, как все будет прекрасно, а все рухнуло. Ну конечно, рухнуло, потому что 90 процентов политиков в Польше — идиоты. И такой климат в стране неприятный, что меня даже удивило, что народ как бы проснулся от того, что есть какая-то Украина, что народ там хочет реальные выборы. Если бы меня спросили об этом несколько месяцев назад, я бы сказал: "Да наплевать всем тут на это будет!" А вдруг все пишут "Ще не вмерла Україна" и так далее. Но я все равно большой скептик и не верю в то, что американцам удастся построить эту антинуклеарную, антиракетную систему на Аляске. Не верю, нет, они утопят там миллиарды долларов, это само собой, но им не удастся. Я не верю, что Путину удастся реконструкция империи, потому что история не может идти просто назад тем же самым путем. Надо привыкать к тому, что все переменяется.
Статьи по теме
Мыслящий и пишущий океан
Лем поднял престиж научной фантастики на невиданную высоту, предвосхитил многие из важнейших проблем следующего века. И вместе с тем он беспечно нарушал писаные и неписаные законы жанра и с пессимизмом смотрел в век грядущий.
Тайная жизнь Третьей планеты
Булычев не нагнетал страсти и не устраивал ежечасных битв с полубезумными монстрами - он просто старательно представлял, как обычный и хорошо известный нам человек будет вести себя в нечеловеческих обстоятельствах...
На кого направлен сумрак ночи
Парадокс заключается в том, что Лукьяненко оказывается на коне благодаря совершенно антилукьяненовскому фильму, а российская фантастика поселяется в сознании масс благодаря по сути фильму антифантастическому. Неясно, насколько четко осознается этот факт всеми участниками процесса. Антон в фильме получился действительно Иным. Он оказывается настолько мерзопакостным, что совершенно непонятно, как его вообще взяли в Светлые. Впрочем, и другие Светлые во главе с пресветлым Гесером такие отморозки, что разве канализация о них заплачет.
Шмон у писателей-фантастов: ищут средство связи с иными цивилизациями
В прошлую пятницу состоялся обыск в квартире известного писателя-фантаста Евгения Лукина. Иррациональные обстоятельства этого инцидента заставляют вспомнить не менее иррациональную историю 30-летней давности, связанную с прахом Ивана Ефремова...