Искусство как прием
В третий раз разлетелись "золотые орлы" из гнезда Михалкова по номинантам Академии кинематографических искусств и наук России. Распределение наград выглядит на первый взгляд ровным. Лидеры киногода, то есть картины, отмеченные на национальных и международных кинофорумах, удостоились наград в той или иной номинации.
Конечно, едва ли не после каждого киносоревнования остается нехороший осадок. Многим результаты его кажутся нечестными, следствием закулисных интриг, чьих-то сговоров и сделок. Вне подозрений остается только голливудский "Оскар", да и то не для проигравших.
Что же касается "Золотого орла", то здесь все шито белыми нитками. Видно, что манную кашу постарались более или менее аккуратно размазать по всей тарелке.
"72 метра", картина, не получившая статуэтки ни в одной из многочисленных номинаций (за исключением музыкальной, в которой нельзя было обойти вниманием всемирно известного композитора Эннио Морриконе), была названа "лучшим фильмом". Значит, операторская работа не лучшая, режиссура не лучшая, актеры не самые лучшие и т.д., а фильм – лучше не бывает.
С другой стороны, действительно лучшая картина нынешнего года - "Свои" Дмитрия Месхиева - в порядке компенсации получила сразу трех "орлов": за сценарий (Валентин Черных), операторскую работу (Сергей Мачильский) и мужскую роль (Сергей Гармаш).
"Мой сводный брат Франкенштейн", заметное явление киногода, удостоился двух наград – за режиссуру (Валерий Тодоровский) и за женскую роль второго плана (Елена Яковлева).
"Водитель для Веры" Павла Чухрая, триумфатор "Кинотавра", довольствовался на сей раз одним "орлом" - за женскую роль (Алена Бабенко).
Что же заставило орловских академиков поднять на щит посредственную во многих отношениях картину, в чем они сами и расписались, обделив ее наградами в ключевых номинациях? Ответить на этот вопрос можно только с учетом общей ситуации вокруг премии.
Напомню, что в борьбе с другой национальной киноакадемией - "Никой" - Никита Михалков, учреждая своего "Золотого орла", заключил союз с двумя государственными телеканалами - "Первым" и "Россией", которые в последнее время стали активными игроками на кинематографическом поле. Они теперь делают не только сериалы, но и серьезное кино. К тому же главные телекомпании заполучили в свое распоряжение телевизионные номинации "Орла" – "Лучший телесериал" и "Лучший минисериал". Это дополнительные сладкие пряники, которыми можно утешиться, если тебя недооценили на "ТЭФИ".
В свете этого обстоятельства понятно нелогичное по эстетическим меркам торжество "72 метров": картину продюсировали "Первый канал" и михалковская студия "ТриТэ". Как свидетельствует киновед Сергей Кудрявцев, "по международным меркам является нонсенсом то, что руководители телеканала, транслирующего церемонию, не только выступают непосредственными продюсерами фильмов и сериалов, но и участвуют в качестве номинантов, а Леонид Верещагин из компании "ТриТэ", являющийся продюсером самой церемонии, даже смог получить "Золотого орла" за тот же фильм".
Понятно, что после того как аутсайдера удалось вытащить за уши на самую вершину, пришлось расщедриться на весомую статуэтку и для соучредителя: главный продюсер кинопоказа телеканала "Россия" Валерий Тодоровский получил престижную награду за режиссуру "Франкенштейна". А "Водитель для Веры" - не их поля ягода, там другие продюсеры. Им пришлось дать по остаточному принципу.
Получилось как надо: всем нужным и полезным сестрам по серьгам. В итоге академики своим главным предпочтением бросили тень подозрения на все прочие.
Единственно, что не удалось Михалкову и Эрнсту, так это преодолеть брезгливость академиков по отношению к любимому детищу "Первого" – "Ночному дозору". И то потому, что он не получил сертификата качества у рядовых членов СК РФ, проще говоря, не пробился ни в одну ключевую номинацию. Как, впрочем, и в номинацию "Оскара", куда его те же Михалков и Эрнст надеялись продавить. Но зато уже сильно поднадоевший мотивчик из фильма назойливо звучал на протяжении всей церемонии.
Никита Михалков не однажды делал широковещательные заявления о стремлении поднять до небес репутацию "Золотого орла". Едва ли такие игры с наградами будут способствовать ее укреплению. Как бы, например, смотрелся МКФ в советское время, если бы Гран-при получил фильм "Знакомьтесь, Балуев", хотя бы и в отсутствие "Восьми с половиной"?
Но не мытьем так катаньем. У Михалкова всегда один и тот же надежный способ сделать патронируемое мероприятие статусным. Он завлекает крупную кинематографическую величину, награждает ее то орденом Станиславского, то позолоченным "орлом", устраивает ей прием у президента. На сей раз Михалков потчевал Путиным Фрэнсиса Копполу с внучкой. Американскому кинорежиссеру наш президент понравился в общем. А в частности, все, что он смог сказать о своем впечатлении, так это то, что в жизни его собеседник выглядит моложе, чем на экране телевизора.
На церемонии автор "Крестного отца" смотрелся свадебным генералом. На сцену он выходил дважды: чтобы получить "Золотого орла" за свои заслуги и чтобы вручить "Золотого орла" за заслуги Владимиру Хотиненко.
Статьи по теме
Искусство как прием
Академия кинематографических искусств и наук присудила своего главного "Золотого орла" ничем не выдающемуся фильму "72 метра". Это странное решение объясняется деловыми соображениями патрона академии Никиты Михалкова. Главному начальнику российского кино не откажешь в умении хорошо обставить свои мероприятия.
"Золотой орел": на честном слове и на одном крыле
Церемония вручения кинопремий "Золотой орел" прошла с помпезно-непринужденном стиле, столь характерном для Никиты Михалкова - организатора и вдохновителя празднества. Между тем в возглавляемом Никитой Сергеевичем Союзе кинематографистов России дела обстоят не самым благополучным образом. Недавняя перетряска в руководстве СК, по-видимому, связана с накопившимися финансовыми проблемами, которые могут в скором времени довести организацию до банкротства. Впрочем, похоже, что г-на Михалкова эта перспектива не очень пугает...
Не все Никите масленица, не навсегда и пост
Кинематографисты - это в некотором роде передовой отряд нашего общества. При раннем Горбачеве они были провозвестниками перестройки и гласности, при позднем Ельцине подхватили старую песню о главном и дружно склонились перед авторитарным лидером в лице Никиты Михалкова. Однако на очередном съезде СК РФ кинематографический "батька" сумел усидеть в председательском кресле лишь с большим трудом и небесспорными методами.
Никите Михалкову грозят импичментом
Противостояние между союзами кинематографистов Москвы и России обостряется. Секретариат СКМ создал инициативную группу, которой поручено заняться подготовкой к созыву внеочередного съезда кинематографистов страны. Речь идет о смещении с должности председателя СК РФ Никиты Михалкова. Практикуемый Никитой Сергеевичем стиль руководства вызывает все большее недовольство коллег. Накапливаются и вопросы, связанные с финансовым положением Союза.
Династия ждет непоротого поколения
На днях гостелевидение показало россиянам документальные фильмы Никиты Михалкова, посвященные его отцу и матери. Михалков-младший понимает, какой ценой его родители сумели приспособиться к требовательной советской системе, но ему незачем спрашивать у папы, хорошо это или плохо. Оказывается, художник может защищаться от окружающей среды, представая в разных обличьях. Главный детский поэт страны и отец, нещадно порющий малыша-сына, - одно и тоже лицо. Сам Никита Сергеевич тоже вполне овладел техникой раздвоения и даже растроения личности.
Исполать тебе, боярин Никита!
Писателя-гуманиста с безупречной гражданской репутацией сменяет кинематографист, специализирующийся на аляповатых блокбастерах на тему "православия, самодержавия и народности", известный своей близостью к любой власти, чванно унижающий коллег по профессии, раболепно титулующий президента "Ваше Высокопревосходительство" и в ответ удостаивающийся барски-покровительственного "ты"...