Также: Кино, Культура | Персоны: Юрий Богомолов

статья Никите Михалкову грозят импичментом

Юрий Богомолов, 05.03.2004

Протокол одного заседания На днях секретариат Cоюза кинематографистов Москвы решил создать инициативную группу, которая рассмотрит вопрос о созыве внеочередного съезда кинематографистов России. Поводом для этого резкого шага глава председатель СКМ, кинодраматург Павел Финн назвал практику и стиль руководства председателя Союза кинематографистов России Никиты Михалкова. Речь идет и о кадровой политике в аппарате СК РФ, и об отношении г-н Михалкова к критике со стороны коллег, и об управлении собственностью организации.

Открывая заседание секретариата, г-н Финн обратил внимание коллег на события, случившиеся недавно в СК РФ. Первое: смена власти. Отстранены сразу два первых секретаря Союза – Игорь Масленников, находившийся в минувшем году в творческом отпуске, и исполнявшая его обязанности Елена Цыплакова. "Здесь, - заметил Финн, - можно провести аналогию с отставкой правительства - с той только оговоркой, что Путин в отличие от Михалкова все-таки изложил мотивы, по которым он это сделал, а мы этого не дождались. Неугодных уволил, угодного Клима Лаврентьева назначил".

Второе: в последнем номере "СК Новости" опубликовано "Открытое письмо членам правления Союза кинематографистов Москвы", форма и содержание которого, по выражению Финна, рассчитаны "на дискредитацию СКМ".

Третье: в том же номере "СК Новости" опубликовано интервью Марка Рудинштейна, одного из инициаторов роспуска творческого Союза кинематографистов и создания вместо него профсоюза киноработников. Председатель процитировал самое звонкое пророчество кинопредпринимателя: "Госкино когда-то исчезло, и Союз кинематографистов России исчезнет. Это мертворожденные организации".

Кто-то из присутствовавших подал реплику: "Что у Рудинштейна на языке, у Михалкова на уме".

Павел Финн обратил внимание на "монтаж" текстов на полосе "СК Новости" - сначала резкая отповедь тем, кто осмеливается распространять "сплетни" о замене Союза профсоюзом и передаче последнему права на собственность, а ниже, встык, программное заявление не последнего человека в Союзе Марка Рудинштейна.

"Вообще хочется сохранить человеческие отношения с коллегами из российского союза, - сказал председатель СКМ, - но как-то не получается".

Затем все наперебой заговорили, что дело не в отношениях, а в обретшей вполне конкретные черты угрозе Союзу и что надо что-то делать. Один из секретарей предложил собрать объединенный секретариат и "посмотрев друг другу в глаза объясниться". Драматург Александр Гельман был наиболее радикален: "Набить морду".

Критик Константин Щербаков сказал о наболевшем: "Ну почему в свое время погоревший Союз театральных деятелей живет припеваючи, построил за эти годы два дома в центре Москвы, а мы только все разрушаем – разрушили отношения СК РФ с Конфедеративным союзом, развалили нормальную и планомерную работу Дома кино, теперь вот рвутся связи между российским и московским союзами..."

В конце концов постановили: остаться "в правовом поле" и запустить механизм смещения Никиты Михалкова с поста председателя СК, для чего создать инициативную группу во главе с актрисой Галиной Яцкиной по созыву внеочередного съезда кинематографистов России.

Первоочередной задачей группы станет оценка ситуации в том, что касается финансового положения Союза, управления его имущественной базой. Затем доведение результатов до кинематографической общественности и опрос членов СК РФ на предмет целесообразности проведения внеочередного cъезда.

Хроника конфликта

Симптомы нездоровья СК РФ выявились по ходу пленума его правления в декабре минувшего года. Тогда всколыхнули кинематографическую общественность два момента: слух об учреждении профсоюза работников кино взамен исчерпавшего себя творческого союза и выступление и.о. первого секретаря СК РФ Елены Цыплаковой, в котором говорилось о непомерно заниженных ставках на аренду помещений и о бесконтрольно растущем вексельном долге СК. На декабрь прошлого года он составлял 700 000 долларов.

"Слух" погасили, сняв в последний момент вопрос о профсоюзе с повестки дня пленума. Но, как вскоре выяснилось, ненадолго – профсоюз все-таки был учрежден. А выступление Цыплаковой замяли.

В том же декабре состоялся пленум СКМ, участники которого обратились к руководителям СК РФ с просьбой разъяснить все спорные вопросы.

Разъяснений последовало несколько. Возмутительница спокойствия Елена Цыплакова была отстранена от занимаемой должности. Выступивший с критическими замечаниями по адресу Михалкова Игорь Масленникова тоже отставлен. И в "СК Новости" опубликовано то самое открытое письмо без подписи, которое и вызвало у руководителей МСК недоумение, а с ним и те решения, о которых уже сказано.

Из обмена репликами на пленуме

Елена Цыплакова (с трибуны): "У нас есть имущество, которое сдается по невероятно низким ценам. Цена тех помещений, которые мы сдаем, в три-четыре, а иногда в пять раз ниже средней рыночной".

Никита Михалков (из президиума): "Довольно легко говорить об этом, не сидя внутри. Если бы вы, Лена, хоть неделю-две занимались тем, чем приходится заниматься управлению делами и, к сожалению, мне в том числе, то думаю, что такого легкого флера не получилось бы, потому что идет кровавая война. Тяжелейшая".

Из открытого письма руководства СК РФ:

От имени СК России заявляем, что в организационном плане профсоюз должен стать абсолютно независимой от СК России организацией российских кинематографистов с присущими только ей целями и задачами. Любые попытки представить данное событие, как действие руководства СК России, направленное на ликвидацию нашего Союза, можно понять как саботаж людей, которые не справились со своей работой и пытаются скрыть этим свою несостоятельность". ("СК Новости" # 2-3, 16 февраля 2004)

В приемной Никиты Михалкова, услышав о том, что хотелось бы получить от Никиты Сергеевича комментарий по поводу предполагаемого импичмента, недовольно воскликнули: "Вот как! Его нет и не будет до 15 числа. Где он сейчас находится, мы вам сообщать не будем".

Может, и вправду СК России изжил себя как общественная организация. И все, что от него осталось, - это недвижимость в центре Москвы, которую и бросить жалко, и нести тяжело. От этого все подозрения, обвинения, контробвинения.

Рядом с тонущим Союзом уже спущены на воду две "спасательные шлюпки". Для самых креативных и избранных - киноакадемия "Золотой орел". Для остальных - профсоюз. Вопрос, что думают по этому поводу сами члены Союза кинематографистов России, остается открытым.

Юрий Богомолов, 05.03.2004


новость Новости по теме