Никите Михалкову грозят импичментом
Протокол одного заседания На днях секретариат Cоюза кинематографистов Москвы решил создать инициативную группу, которая рассмотрит вопрос о созыве внеочередного съезда кинематографистов России. Поводом для этого резкого шага глава председатель СКМ, кинодраматург Павел Финн назвал практику и стиль руководства председателя Союза кинематографистов России Никиты Михалкова. Речь идет и о кадровой политике в аппарате СК РФ, и об отношении г-н Михалкова к критике со стороны коллег, и об управлении собственностью организации.
Открывая заседание секретариата, г-н Финн обратил внимание коллег на события, случившиеся недавно в СК РФ. Первое: смена власти. Отстранены сразу два первых секретаря Союза – Игорь Масленников, находившийся в минувшем году в творческом отпуске, и исполнявшая его обязанности Елена Цыплакова. "Здесь, - заметил Финн, - можно провести аналогию с отставкой правительства - с той только оговоркой, что Путин в отличие от Михалкова все-таки изложил мотивы, по которым он это сделал, а мы этого не дождались. Неугодных уволил, угодного Клима Лаврентьева назначил".
Второе: в последнем номере "СК Новости" опубликовано "Открытое письмо членам правления Союза кинематографистов Москвы", форма и содержание которого, по выражению Финна, рассчитаны "на дискредитацию СКМ".
Третье: в том же номере "СК Новости" опубликовано интервью Марка Рудинштейна, одного из инициаторов роспуска творческого Союза кинематографистов и создания вместо него профсоюза киноработников. Председатель процитировал самое звонкое пророчество кинопредпринимателя: "Госкино когда-то исчезло, и Союз кинематографистов России исчезнет. Это мертворожденные организации".
Кто-то из присутствовавших подал реплику: "Что у Рудинштейна на языке, у Михалкова на уме".
Павел Финн обратил внимание на "монтаж" текстов на полосе "СК Новости" - сначала резкая отповедь тем, кто осмеливается распространять "сплетни" о замене Союза профсоюзом и передаче последнему права на собственность, а ниже, встык, программное заявление не последнего человека в Союзе Марка Рудинштейна.
"Вообще хочется сохранить человеческие отношения с коллегами из российского союза, - сказал председатель СКМ, - но как-то не получается".
Затем все наперебой заговорили, что дело не в отношениях, а в обретшей вполне конкретные черты угрозе Союзу и что надо что-то делать. Один из секретарей предложил собрать объединенный секретариат и "посмотрев друг другу в глаза объясниться". Драматург Александр Гельман был наиболее радикален: "Набить морду".
Критик Константин Щербаков сказал о наболевшем: "Ну почему в свое время погоревший Союз театральных деятелей живет припеваючи, построил за эти годы два дома в центре Москвы, а мы только все разрушаем – разрушили отношения СК РФ с Конфедеративным союзом, развалили нормальную и планомерную работу Дома кино, теперь вот рвутся связи между российским и московским союзами..."
В конце концов постановили: остаться "в правовом поле" и запустить механизм смещения Никиты Михалкова с поста председателя СК, для чего создать инициативную группу во главе с актрисой Галиной Яцкиной по созыву внеочередного съезда кинематографистов России.
Первоочередной задачей группы станет оценка ситуации в том, что касается финансового положения Союза, управления его имущественной базой. Затем доведение результатов до кинематографической общественности и опрос членов СК РФ на предмет целесообразности проведения внеочередного cъезда.
Хроника конфликта
Симптомы нездоровья СК РФ выявились по ходу пленума его правления в декабре минувшего года. Тогда всколыхнули кинематографическую общественность два момента: слух об учреждении профсоюза работников кино взамен исчерпавшего себя творческого союза и выступление и.о. первого секретаря СК РФ Елены Цыплаковой, в котором говорилось о непомерно заниженных ставках на аренду помещений и о бесконтрольно растущем вексельном долге СК. На декабрь прошлого года он составлял 700 000 долларов.
"Слух" погасили, сняв в последний момент вопрос о профсоюзе с повестки дня пленума. Но, как вскоре выяснилось, ненадолго – профсоюз все-таки был учрежден. А выступление Цыплаковой замяли.
В том же декабре состоялся пленум СКМ, участники которого обратились к руководителям СК РФ с просьбой разъяснить все спорные вопросы.
Разъяснений последовало несколько. Возмутительница спокойствия Елена Цыплакова была отстранена от занимаемой должности. Выступивший с критическими замечаниями по адресу Михалкова Игорь Масленникова тоже отставлен. И в "СК Новости" опубликовано то самое открытое письмо без подписи, которое и вызвало у руководителей МСК недоумение, а с ним и те решения, о которых уже сказано.
Из обмена репликами на пленуме
Елена Цыплакова (с трибуны): "У нас есть имущество, которое сдается по невероятно низким ценам. Цена тех помещений, которые мы сдаем, в три-четыре, а иногда в пять раз ниже средней рыночной".
Никита Михалков (из президиума): "Довольно легко говорить об этом, не сидя внутри. Если бы вы, Лена, хоть неделю-две занимались тем, чем приходится заниматься управлению делами и, к сожалению, мне в том числе, то думаю, что такого легкого флера не получилось бы, потому что идет кровавая война. Тяжелейшая".
Из открытого письма руководства СК РФ:
От имени СК России заявляем, что в организационном плане профсоюз должен стать абсолютно независимой от СК России организацией российских кинематографистов с присущими только ей целями и задачами. Любые попытки представить данное событие, как действие руководства СК России, направленное на ликвидацию нашего Союза, можно понять как саботаж людей, которые не справились со своей работой и пытаются скрыть этим свою несостоятельность". ("СК Новости" # 2-3, 16 февраля 2004)
В приемной Никиты Михалкова, услышав о том, что хотелось бы получить от Никиты Сергеевича комментарий по поводу предполагаемого импичмента, недовольно воскликнули: "Вот как! Его нет и не будет до 15 числа. Где он сейчас находится, мы вам сообщать не будем".
Может, и вправду СК России изжил себя как общественная организация. И все, что от него осталось, - это недвижимость в центре Москвы, которую и бросить жалко, и нести тяжело. От этого все подозрения, обвинения, контробвинения.
Рядом с тонущим Союзом уже спущены на воду две "спасательные шлюпки". Для самых креативных и избранных - киноакадемия "Золотой орел". Для остальных - профсоюз. Вопрос, что думают по этому поводу сами члены Союза кинематографистов России, остается открытым.
Дословно
Марк Рудинштейн
Надо не стыдливо говорить, что мы делаем профсоюз параллельно с Союзом, а открыто, честно с бумагами, с выкладками доказать и показать, что не вместе с Союзом, а вместо Союза... Но при этом надо честно сказать, что все имущество (Союза, включая Дом кино, Дом ветеранов, Киноцентр, дома творчества. – Ред.) пойдет в профсоюз.
"СК Новости" # 2-3, 16 февраля 2004
Никита Михалков
Тех, кто меня придумал и считает, что я должен соответствовать их представлениям, с этой позиции не сшибить никакими аргументами и никакими фактами. Я должен быть монстром, хамом, узурпатором, диктатором и ворюгой. Они меня такого создали - и пусть со мной таким живут. Я не хочу им объяснять, что я другой.
Я говорил о преобразованиях внутри Союза, и я говорил о создании профсоюза. Но я не говорил о преобразовании Союза в профсоюз, и мне даже в голову не пришло, что меня можно так понять. Я считал и считаю, что бытовые проблемы кинематографистов невозможно смешивать с творческими. Креативное начало должно уходить от СК в Академию киноискусства, а СК должен превращаться в организацию, которая будет заниматься бытом и управлением нашим имуществом, хотя никто не имеет права отобрать у него функции, которые он хочет осуществлять. И тем более никто не имеет права отобрать у него собственность.
Если люди, организовавшие профсоюз, завтра скажут, что Дом кино принадлежит им, то мы их пошлем подальше...
Долг составляет 700 000 долларов... Подчеркиваю, что кредит является беспроцентным, бессрочным и беззалоговым... Эта ссуда практически дружественный подарок (банка. – Ред.). "Отдашь сколько взял и вернешь когда сможешь – вот условия, на которых мы ее получили.
Я не могу бросить СК, не выполнив своих обещаний. Но если мне кто-то объяснит, что для Союза будет лучше, если я уйду, и на это место придет другой, знающий что делать и как, меня и минуты здесь не будет.
"СК Новости", # 2-3, 16 февраля 2004
Статьи по теме
Никите Михалкову грозят импичментом
Противостояние между союзами кинематографистов Москвы и России обостряется. Секретариат СКМ создал инициативную группу, которой поручено заняться подготовкой к созыву внеочередного съезда кинематографистов страны. Речь идет о смещении с должности председателя СК РФ Никиты Михалкова. Практикуемый Никитой Сергеевичем стиль руководства вызывает все большее недовольство коллег. Накапливаются и вопросы, связанные с финансовым положением Союза.
Армия как национальная идея
"Видимо, происходит следующее. Отчаявшись сочинить общенациональную идею, умные головы из агитпроповского отдела администрации президента решили обзавестись общенациональной идеологией. На эту должность назначен государственный патриотизм. Но это не все. Те же ребята совместно с первым и вторым федеральными каналами трудятся над единой и неделимой историей России для массового потребления – такой историей, которая бы органично включала бы в себя все режимы и все идеологии".
Красно-белый ответ на русский вопрос
Недавно государственное телевидение показало очередную серию документального проекта Никиты Михалкова "Русский выбор" - панегирическое повествование о генерале Деникине. В тот же день на другом канале шла давняя картина того же режиссера "Раба любви", в которой Гражданская война на юге России рисуется в ином свете. Михалков последовательно стремится сочетать браком две России - Красную и Белую.
"Золотой орел": на честном слове и на одном крыле
Церемония вручения кинопремий "Золотой орел" прошла с помпезно-непринужденном стиле, столь характерном для Никиты Михалкова - организатора и вдохновителя празднества. Между тем в возглавляемом Никитой Сергеевичем Союзе кинематографистов России дела обстоят не самым благополучным образом. Недавняя перетряска в руководстве СК, по-видимому, связана с накопившимися финансовыми проблемами, которые могут в скором времени довести организацию до банкротства. Впрочем, похоже, что г-на Михалкова эта перспектива не очень пугает...