Музей кино могут закрыть
Существование единственного в России Государственного центрального Музея Кино находится под угрозой. Об этом со ссылкой на официальные источники сообщает Кинокадр.Ру. Построенное Союзом кинематографистов СССР в 1989 году здание Киноцентра на Пресне окончательно переходит в собственность казино-ресторана "Арлекино".
Расположенный в этом здании Музей кино будет вынужден уже этим летом - после XXVI Московского Международного кинофестиваля - покинуть построенные для него хранилища коллекций и кинозалы.
В течение 15 лет Музей кино собирал, систематизировал и реставрировал документы и материалы по истории кино. В его коллекции сейчас более 400 000 единиц хранения, многие из которых входят в сокровищницу не только российской, но мировой кинокультуры.
Сейчас речь идет не только о срочном спасении бесценных фондов Музея кино, но и о сохранении всей его информационной базы и о продолжении работы над постоянно растущей коллекцией. Простое "складирование" фондов в каком-нибудь временном помещении будет означать практическое уничтожение Музея кино. Утрата Музеем кино своих залов также приводит к тому, что кинокультура целых эпох и большинства регионов мира на много лет вообще не будет регулярно представляться на экранах столицы России.
Музей Кино, обращаясь к правительствам России и Москвы с призывом вмешаться ситуацию и не допустить уничтожения музея и его уникальной коллекции, публикует программу спасения Музея кино. Все заинтересованные и неравнодушные могут поддержать Музей кино, оставив свою подпись в защиту этого уникального просветительского фонда.
Справка
Программа спасения Музея кино
1. О современной ситуации вокруг Музея кино
1.1.Как стало известно, построенное Союзом кинематографистов СССР в 1989 году здание Киноцентра на Пресне окончательно переходит в собственность казино-ресторана "Арлекино". Расположенный в этом здании Музей кино будет вынужден летом 2004 года, после XXVI Московского Международного кинофестиваля, покинуть построенные для него хранилища коллекций и кинозалы.
1.2. В течение 15 лет Музей кино (с 2002 года ставший государственным) собирал, систематизировал и реставрировал документы и материалы по истории кино. В его коллекции сейчас более 400 000 единиц хранения, многие из которых входят в сокровищницу не только российской, но мировой кинокультуры (мемориальные комплексы и материалы творчества Эйзенштейна и Тарковского, Кулешова и Параджанова, Вертова и Бондарчука, крупнейших режиссеров, сценаристов, художников, операторов, аниматоров России). При финансовой поддержке Фонда Форда успешно идет создание научного электронного каталога коллекции. Уже более 38 500 единиц хранения описаны, сканированы и стали доступны через Интернет исследователям, студентам и любителям российского кино в мире.
1.3. В течение 15 лет синематека (система кинозалов) Музея кино ведет постоянную и активную просветительскую деятельность, приобщая зрителей новых поколений к классике российского и мирового кино, а также к новым достижениям киноискусства стран Европы, Азии, Северной и Южной Америки. В сотрудничестве с киноархивами России, кинофестивалями, Посольствами и Культурными центрами многих стран мира Музей кино стал одним из самых популярных у молодежи культурных организаций Москвы. Минимальная цена входных билетов (40 рублей) сделала музейные сеансы доступными широким слоям зрителей. Музей кино стал методологическим центром для родственных организаций и примером аналогичной деятельности во многих городах и регионах России (в Санкт- Петербурге, Нижнем Новгороде, Челябинске, Екатеринбурге, Перми, Барнауле, Красноярске, Владивостоке).
1.4. Бывший Министр культуры Михаил Швыдкой неоднократно давал высокую оценку деятельности Музея кино, но при этом заявлял, что Министерство не располагает помещениями, и вопрос о здании для Музея может быть поставлен не ранее, чем через 5 лет. Председатель Союза кинематографистов России Никита Михалков обещал выделить ("в разумных пределах") Музею кино какие-то помещения в задуманном им Дворце кинофестивалей. Его проектирование и строительство - также дело будущего.
1.5. Между тем сейчас речь идет не только о срочном спасении бесценных фондов Музея кино, но и о сохранении всей его информационной базы и о продолжении работы над постоянно растущей коллекцией. Простое "складирование" фондов в каком-нибудь временном будет означать практическое уничтожение Музея кино. Утрата Музеем кино своих залов также приводит к тому, что кинокультура целых эпох и большинства регионов мира на много лет вообще не будет регулярно представляться на экранах столицы России.
2. О возможностях решения проблемы
2.1. При доброй воле и сотрудничестве государственных и муниципальных властей в Москве можно было бы найти здание для Музея кино, в котором разместились бы и фондовые хранилища, и выставочный комплекс, и кинозалы синематеки ("экранной экспозиции"). Одним из очевидных вариантов являются освобождающиеся ныне Провиантские склады на Зубовском бульваре. Однако решением Правительства Москвы они передаются З.К.Церетели под очередное здание Музея современного искусства.
2.2. Возможно иное решение проблемы - разделение Музея кино на два расположенные в разных зданиях комплекса: 1) хранилища, постоянная мультимедийная экспозиция, залы временных выставок и кинобиблиотека; 2) система кинозалов (синематека) для показа национальных и персональных ретроспектив, исторических и тематических циклов, современных панорам, специализированных учебных и образовательных программ и т.п.
2.3. Первый комплекс было бы разумно разместить в последнем памятнике раннего русского кино - в здании пока еще существующей, но предназначенной на снос Студии И.Н.Ермольева на Площади Европы (рядом с Киевским вокзалом). Это возможно только в случае вмешательства государства и Правительства Москвы - возвращения зданию отнятого статуса "памятника культуры", восстановления прав собственности Службы кинематографии, коррекции плана застройки площади Европы и финансирования реконструкции здания.
Безусловно, возможны и другие варианты, в частности, размещение фондов в одном из домов рядом с синематекой (см. 2.4.).
Всем авторитетом государства и общественности необходимо добиться того, чтоб хотя бы фонды Музея кино до завершения оборудования нового здания оставались в здании Киноцентра на Пресне, а не были свалены во "временном" складе.
2.4.Самым быстрым и эффективным решением проблемы комплекса синематеки в Москве, необходимой и зрителям, и кинематографистам, и государственным программам образования, и дипломатическим службам, может стать предоставление Музею кино части залов пустующего ныне мультиплекса "Октябрь" на Новом Арбате. Бывший кинотеатр "Октябрь" был перестроен и должен был войти в медиа-холдинг В.А.Гусинского, однако, перейдя в собственность "Газпрома", так и не начал работать. По всем параметрам (центральному местоположению, оборудованию, условиям показа многообразных программ и т.п.) этот мультиплекс в наибольшей степени удовлетворяет задачам музейной синематеки (которую, возможно, следует назвать: Международный Эйзенштейн- центр/ International Eisenstein-Center).
2.5. Организационные и юридические проблемы, связанные с получением прав на "Октябрь" и с функционированием могут быть решены только при заинтересованности правительственных организаций России и Москвы. Для решения финансовых вопросов будут привлечены, кроме бюджетных средств, ресурсы крупнейших частных компаний и благотворительных фондов, некоторые из которых уже выразили свою заинтересованность.
3. Лучшее решение проблемы - строительство нового здания Музея кино к 2008 году - году 100-летия национального кинопроизводства. Россия - одна из великих кинодержав мира. Только сохранение ее кинокультуры и интеграция в мировое кинематографическое сообщество могут стать залогом возрождения национальной кинематографии. Именно этой цели служит Музей кино на протяжении 15 лет.
Дирекция Музея кино
Статьи по теме
Раздача Слонов
В минувшую субботу архив московской анимационной студии "Пилот" оказался в буквальном смысле слова на улице. Студия переезжает из центра Москвы в другое помещение, новые владельцы здания торопятся с ремонтом. Архив был просто-напросто выброшен в мусорный контейнер во дворе здания и отправился бы на помойку, если бы не пользователи Живого Журнала. Корреспондент Граней.Ру участвовала в вынужденной раздаче слонов.