bilunov: Блог
"Последняя осень"
Июньский «Антиселигер» показал, что есть очевидный спрос на то, чтобы в одном месте собрались люди с достаточно определенной гражданской позицией и взглядом на то, что происходит в стране, и занятые разными делами, необязательно связанными непосредственно с политикой. Я имею в виду тех, кто занимается творческой деятельностью, журналистов, гражданских активистов неполитической направленности, экологов, тех, кто связан с волонтерской работой.
Ситуация в стране такова, что все, где есть какая-то человеческая энергия, живая творческая деятельность и искреннее желание что-то делать с отдачей, противостоит тому, что нам демонстрирует официоз на своих сайтах, телеканалах и так далее. И "Антиселигер" важен для понимания того, что есть консенсус активной творческой части общества в отношении этого официоза.
Для того чтобы собиралась энергия людей, происходил синтез идей, недостаточно разговоров на кухнях и записей в блогах. Нужно чтобы собиралось вместе большое количество людей. Это не просто суммирование, а умножение энергии.
Стержнем и мотором всей этой истории с самого начала была Евгения Чирикова. Гражданскому обществу в России с ней очень повезло: человек распространяет свою энергию далеко за пределы Химкинского леса – недавно ездила и к Таисии Осиповой на суд в Смоленск. Женя молодец, очень энергичный человек, и благодаря в том числе и ее усилиям стало возможным проведение второго форума. Мы, я и мои коллеги по «Солидарности», конечно, тоже по мере сил участвуем в организации.
Теперь более конкретно о том, чего мне хотелось бы, чтобы произошло на «Последней осени». Уже ясно, что дальнейшая консолидация оппозиционно настроенных людей может происходить через Интернет. Все остальные каналы публичной активности сейчас крайне затруднены, а эта информационно-коммуникационная среда в основном открыта. Надо этим пользоваться.
Нужно создать технологическую оболочку, позволяющую нагляднее и эффективнее организовывать дискуссию и общественный диалог. Я бы даже сказал, надо формировать в Интернете национальную повестку дня или региональные повестки дня, что тоже важно.
Я считаю, что концепция, которую предложили наши екатеринбургские коллеги Леонид Волков и Федор Крашенинников в книге «Облачная демократия», отвечает требованиям, которые я пытался изложить, и является перспективной и важной. Они сумели подготовить к практической реализации проект электронной демократии, который будет представлен на «Последней осени».
Если говорить о движении «Солидарность», то в феврале мы определили, что электронная демократия является одним из стратегических направлений нашей деятельности. Конечно, мы будем всячески следить за тем, чтобы этот проект состоялся таким образом и в таком ключе, в котором я сейчас описал.
Новые политические формы
Мне кажется, что в широком смысле слова перед страной стоит проблема восстановления политического пространства, которое сейчас отсутствует - есть только некая пародия на него. Это очень пагубно отражается на функционировании общественных механизмов в целом.
Нет практически обратной связи в обществе – между законодателями (реальными законодателями: не фиктивными думскими, а теми людьми, которые действительно принимают решения о переменах в государстве) и теми людьми, которые живут в этом государстве. Между ними существует огромная пропасть. И чтобы государство и страна имели какие-то перспективы, необходимо эту пропасть ликвидировать.
Это очень большая проблема. Она не решается появлением «теневого правительства» или какой-то другой структуры. Конечно, нужен целый комплекс мер и много времени для того, чтобы эту проблему решить.
Разумным первым шагом в этом направлении могло бы стать некое публичное взаимодействие общественных деятелей, которые последние полгода-год наиболее активны. Тех деятелей, которые стали медийными фигурами и заработали авторитет своими действиями. И совершенно неважно, каких идеологических воззрений они придерживаются, каким именно образом себя позиционируют. Может быть, они вообще активно дистанцируются от политики как таковой – у многих сейчас есть желание объявить себя вне политики, - но при этом они фактически политикой занимаются. Самые яркие примеры – это, конечно, Навальный и Чирикова.
Было бы хорошо для нас всех, если бы эти общественные деятели нашли какой-то способ публично взаимодействовать и обсуждать друг с другом наиболее актуальные проблемы для страны, если бы такой общественный механизм заработал. Это было бы первым шагом в том направлении, о котором я говорил.
В свое время предпринимались попытки создать такой механизм - например, в формате Национальной ассамблеи. Но, видимо, это оказалось преждевременным. Так что надо начинать что-то новое.
О событиях в Минске
Безобразные события в Минске, что тут еще скажешь. Я думаю, то, что произошло, окончательно закрывает возможность рассматривать Лукашенко как какую-то разумную альтернативу Кремлю или представлять его каким-то серьезным политиком. Очевидно совершенно, что он, когда чувствует малейшую угрозу своему положению, готов идти на самые дикие меры, которые можно увидеть сейчас только, наверное, в каких-то африканских государствах. Когда в результате выборов президента практические все оппозиционные кандидаты оказываются не просто арестованы, но еще и избиты, о чем тут вообще можно говорить?
Поэтому я думаю, что ни в коем случае нельзя признавать итоги этих выборов. И конечно, нужно поддержать требования белорусской оппозиции о том, что выборы должны пройти еще раз, без Лукашенко. И особенно, на мой взгляд, интригующей является тема отношения к результатам выборов Евросоюза. Потому что, если он признает итоги этих выборов, это будет чудовищно позорное решение.
С самого начала меня несколько разочаровывало, что белорусской оппозиции не удалось выдвинуть единого кандидата. Поэтому я был настроен несколько скептически, но когда пошли сообщения о том, что на площади десятки тысяч людей, возникла иллюзия того, что что-то может измениться. К сожалению, все-таки на этот раз Лукашенко удалось удержаться.
Что касается российских активистов, то я точно знаю, что Олег Козловский (один из руководителей «Солидарности») и Константин Лебедев (активист московской «Солидарности») – они традиционно принимают участие в белорусских акциях – оба на свободе и сейчас пытаются помочь Насте Рыбаченко, которая была задержана вчера уже после всех событий.
Настя была свидетельницей избиения людей, и, когда она подошла и спросила: «Что вы делаете?», ее тут же задержали. Она провела ночь в отделении милиции Московского района, с утра ее перевезли в Сельское ОВД Минска. Это было примерно два часа назад. Я предполагаю, что ее скорее всего депортируют. Но чтобы это состоялось, надо все-таки оказывать какое-то давление, чтобы ей не пришлось отбывать административный арест.
У нас в России ситуация немного другая. Не лучше или хуже, просто другие обстоятельства. Поэтому я не стал бы уподоблять то, что происходит в Минске, тому, что может происходить в Москве. Но на разнообразные неприятности во время выборов нам, конечно, надо рассчитывать.
10 лет. Итоги
1) Назовите 5 ключевых слов/выражений последнего десятилетия
1. Она утонула - квинтэссенция «нулевого» цинизма
2. Нам нужна другая Россия - главная фраза российского нон-конформизма «нулевых»
3. Yes, we can - главная фраза мирового нонконформизма «нулевых»
4. Перепост/Retweet - новый тип коммуникации, стремительно завоевывающий мир
2) Как бы вы назвали книгу (фильм) о прошедшем десятилетии?
«Время нулевых»
3) Кого можно считать героями и антигероями десятилетия?
Героями можно считать людей, которые в буквальном смысле жертвуют собой ради других, - они, конечно, были и есть, но имена их сразу не вспомнить, что само по себе характерный признак времени. Исключительный пример принципиальной позиции - Михаил Ходорковский.
Антигерой десятилетия - несомненно, Путин. Именно он олицетворение пустого прагматичного цинизма, архетип «нулевого».
4) Какие события в жизни страны за эти 10 лет были самыми важными лично для вас?
Событие - Марши несогласных.
Антисобытие - трагедия в Беслане.
Интернет-видео: чего можно ждать
Принято считать, что видео должно играть какую-то огромную роль, но я должен сказать, что в моей жизни роль его невелика. Хотя я иногда смотрю чьи-то авторские ролики, вижу, как сделать лучше, и тогда начинаю думать, что, наверное, мне нужно как-то приобщиться к этому делу. Пока не удается никак.
Но, конечно, бывает какая-то информация, которая, будучи подана именно в видеоформате, впечатляет гораздо больше, находит более обширную аудиторию и бьет по мозгам сильнее. Первое, что приходит в голову в качестве примера (может, это и не самое яркое впечатление, но все же), – видео, на котором показано, как шахтеры перекрыли железнодорожные пути ночью и омоновцы пытаются их вытеснить. Если бы это было написано текстом, произвело бы другое впечатление.
Все больше людей охватывается видеоблогингом. Люди реагируют на мир, и этот сегмент Интернета очень активно развивается. Мне кажется, документальное видео наиболее перспективно. То есть именно видео очевидцев, видеохроника и так далее.
Жанр видеообращения стал неожиданным феноменом, и тут никуда не деться от майора Дымовского. Едва ли мне когда-нибудь пришло бы в голову, если бы не было майора Дымовского, что нечто подобное может вообще иметь влияние на ситуацию. Вероятно, с этим надо считаться, как-то использовать, помнить, что такие формы существуют.
Что касается музыкальных видеоклипов, то это более традиционный формат, который используется давно, со времен, наверное, программы «Утренняя почта» в Советском Союзе. Хотя были, конечно, яркие ролики в этом году, я не хочу их как-то недооценивать. Наши друзья в Петербурге, например, записали целый диск с видеоклипами. Конечно, и Катя Гордон молодец, и все остальные, кто что-то делает в этом направлении.
Но если говорить о моем персональном отношении, то мне больше нравится видеодокументалистика. Мне нравится то, что делает Леонид Мартынюк, активист краснодарской «Солидарности». Он систематически, чуть ли не дважды в месяц, выкладывает ролики про Путина и Медведева. Поначалу я был немного скептически настроен по отношению к тому, что он делает, но сейчас оценил. Это, несомненно, важное начинание, это видео смотрит большое количество людей. Это видео без претензии на искусство, но оно тем не менее является эффективным оружием.
Если говорить о каком-то широком интернет-вещании, то это очень непросто. Нужно иметь достаточно большой штат, нужен режим нон-стоп, нужна хорошая концепция. Это ведь не просто нарезка какая-то должна быть, которая включается в определенные часы. Если всерьез замахиваться на интернет-телевидение – это целый комплекс проблем. Рано или поздно кто-то это сделает, и это будет прорыв. Но пока те заявки, которые время от времени появляются (я видел четыре или пять попыток), не очень запоминаются, с ходу я даже не вспомню ни одной.
Народное видеотворчество бурлит, судя по ютьюбовской статистике, видеоблоги очень неплохо себя чувствуют. Лидируют, конечно, ролики, далекие от общественно-политической тематики: всякие приколы, эротика и так далее. Но и другие темы тоже присутствуют. Не останавливает людей ни отсутствие профессионализма, ни низкое качество техники, ни слабость каналов интернет-связи. Так что, я думаю, количество рано или поздно перейдет в качество, в том числе и в жанровом плане.
Про демкоалицию
1. Объединение - это слово со знаком "плюс". Разнообразный скептицизм по поводу смысла объединения и критика с позиций разборчивости - это, если угодно, второй уровень. На первом уровне спрашивают, почему же вы даже объединиться не можете. Так что по факту объединение - это шаг вперед. Длину шага пока не обсуждаем.
2. Ясно, что мнений по поводу разницы в качествах и достоинствах объединяющихся может быть много. Публичная полемика на эту тему чревата развалом и шагом назад (см. п.1). Внутренняя полемика на эту тему должна исходить из общности интересов.
3. Общность интересов "демкоалиции" - относительное сходство политических взглядов и примерно одинаковые обстоятельства в преддверии предвыборного цикла. Существенно, что все подписанты "коалиционного соглашения" без колебаний идентифицируют себя как "политики", поэтому осознают острую необходимость занять какую-то позицию по отношению к "выборам". (Особняком стоит вопрос о тех, кто политиком себя не считает, - но это тема для отдельного разговора.)
4. В современных российских условиях для оппозиции участие в "выборах" практически невозможно, но этот тезис неочевиден для большинства граждан, порой даже весьма искушенных (например, многих журналистов). Полный отказ от следования процедурам "легальной политики" воспринимается как "несерьезность намерений" - в то же время попытка следовать этим процедурам требует значительных усилий и ресурсов. План, заявленный "демкоалицией", состоит по сути в том, чтобы вскладчину предпринять эту попытку и сделать ее заведомую бессмысленность очевидной для максимально возможного количества людей.
5. Помимо чисто технического смысла (п.4) создание коалиции имеет целью оказание мобилизующего эффекта, разброс прогнозов которого настолько велик, что всерьез рассуждать об этом невозможно. По-моему, следует сосредоточиться на техническом смысле коалиции и не пытаться надувать эту оболочку PR-средствами. 6. Если исходить из того, что коалиция имеет прежде всего технический смысл, то каждая из организаций, вошедших в коалицию, должна сохранять и развивать собственную идентичность. Впрочем, как минимум Касьянов и Немцов об этом уже заявили со всей определенностью.
Стратегия должна остаться неизменной
Мне кажется, не надо увлекаться обсуждением спора, возникшего вокруг "Стратегии-31". На мой взгляд, ей наносят вред любые продолжения этой дискуссии. Я считаю, что довольно удачно сформулированы все тезисы в заявлении организаторов Стратегии.
Учитывая, что Стратегия развивается довольно успешно, количество людей увеличивается, резонанс нарастает, мне кажется, не надо менять концепцию. По крайней мере до конца года желательно, чтобы формат оставался неизменным, то есть, чтобы уведомления подавались, уведомители были теми же.
Я завтра пойду на Триумфальную. Считаю это важным по той же причине, что была и раньше: проблема несоблюдения властью законов обостряется. Кстати говоря, интересно, что прямо накануне 31-го числа даже такой лояльный человек, как Элла Памфилова, подала в отставку. Понятно, что это может быть по другим причинам, но совпадение, на мой взгляд, симптоматично.
Спасение утопающих – дело рук самих утопающих. Граждане Российской Федерации должны сами позаботиться о том, чтобы их права не нарушались и чтобы власть соблюдала закон.
Наступает "Время 31"
Выставку «Время 31», которая открылась вчера в галерее «С.Арт», придумал я, это была моя идея. Еще до активных занятий общественной деятельностью мне нравилось заниматься поддержкой арт-проектов в качестве хобби. И я хотел найти какой-то формат, когда можно сочетать мои предыдущие увлечения с тем, чем я сейчас занимаюсь. Это было достаточно сложно сделать, потому что мои друзья, с которыми мы делали в течение многих лет уличный фестиваль видеоарта «Пусто», крутили пальцем у виска по поводу моих занятий, говорили, что политикой вообще нельзя заниматься, это недостойно нормального человека. Я пытался с ними спорить, но было тяжело.
К моему огромному удовольствию, в последние полгода ситуация начала меняться. Я вижу, что приходят люди, вовлеченные совершенно с разных сторон в культурный контекст, начиная от современных художников, для которых это более-менее естественно, на мой взгляд, вплоть до каких-то персонажей поп-сцены, которые совсем неожиданны. Например, когда какая-то Даша Люкс интересуется возможностью участия в Первомае Солидарности, мне кажется, это что-то совсем необычное. Я вижу в этом некоторый тренд и хотел бы вспомнить совсем недавнюю колонку Божены Рынской в Газете.Ру по поводу "Кинотавра" – когда Бондарчук свои одиозные высказывания по поводу 31 мая вынужден был фактически дезавуировать и прикрыться своей женой, которая сказала, что она придет на следующее 31 число, после того как пикейные жилеты "Кинотавра" начали говорить: «Что-то Федя ссучился, мог бы и промолчать».
Это говорят люди, которых это не заботило никогда раньше, которые до сих пор об этом говорят, скрывая свои имена, потому что они не дали Божене Рынской использовать свои фамилии. Тем не менее я констатирую эти общие настроения с большим удовлетворением. Мне кажется, что это существенное изменение в общественной атмосфере, и конечно, надо этим пользоваться всем нам – тем, кто активно занимается оппозиционной деятельностью.
И конечно, это внушает некоторый оптимизм в отношении того, что достаточно скоро могут произойти реальные изменения, потому что появилось давление, информационное давление, психологическое давление на тех людей, которые занимают ключевые должности в официозе. Они чувствуют, что меняется время, меняются какие-то тенденции, им надо принимать иные решения, находить новые форматы. По крайней мере какие-то дикие, непереносимые вещи, которые в нашей стране сейчас существуют, должны измениться. Этим людям придется поступиться своими интересами, чтобы произошли какие-то повороты в том, что происходит в нашей стране. Я очень надеюсь на то, что это возможно.
А если я неправ, то нам придется приготовиться к худшему. Потому что то, что, например, происходит в Приморье, к сожалению, может набрать обороты. Это очень серьезное событие, и какая бы ни была истинная подоплека (возможно, это было инспирировано с целью какого-то информационного трюка), это может повлечь за собой волну, которую не сможет контролировать никто, и это будет ужасно для всей нашей страны.
При той информационной ситуации, которая есть у нас сейчас, мы понимали, что на выставку придут в основном люди, которые участвовали сами в событиях 31-го числа. Но я думаю, тем не менее, есть шанс зацепить другую аудиторию – людей, которые на Триумфальную площадь не ходят и вряд ли придут в ближайшее время. Но при этом для них события в художественной жизни имеют некоторое значение, и они признают эту выставку художественным событием и будут транслировать это в свою среду.
Я думаю, что "Стратегии-31" эта выставка даст сочувствие огромного количества людей. Часть людей, я надеюсь, созреет, чтобы прийти на следующую акцию 31-го числа. Главное, чтобы события, которые происходят 31-го числа теперь уже не только в Москве, но и в других городах России, стимулировали какое-то прямое действие – выход на площадь либо активное сочувствие и разговоры в своем кругу, пропаганду этой идеи, с тем чтобы это приобрело действительно массовый характер и изменило ситуацию в стране.
Если вы хотите провести такую выставку в вашем городе, пишите мне - [email protected]
Война. Избранное
На меня в свое время произвело сильное впечатление, когда мы ходили петь в опере Большого театра 9 мая, мне было лет пятнадцать. Там было много разных песен, была "Вспомните, ребята" – бардовская каэспэшная песня.
"А зори здесь тихие" – книга и в большей степени фильм.
Стихи – Окуджава.