Леонид Радзиховский

Цитаты


Я все-таки надеюсь, что это не политика, потому что я не очень высоко оцениваю интеллект нашей власти, но не думаю, что она до такой степени идиотка, что будет сама себе на ровном месте создавать проблемы. Дело в том, что до президентских выборов осталось всего ничего. В этот момент дать тем самым несогласным, наконец, какой-то ясный, конкретный лозунг: "Не допустим закрытия "Эха Москвы", "Не допустим цензуры на "Эхе Москвы"... Если будут снимать Венедиктова: "Немедленно вернуть Венедиктова". То есть, короче говоря, взорвать совершено на ровном месте большую толпу.

Зачем это надо администрации президента? Там сидят, по-моему, абсолютно разумные люди, которым это приключение на свою шею ну совершенно не нужно... Громить "Эхо Москвы" перед президентскими выборами - это подложить хорошую свинью Путину, жутко обозлить сотни тысяч, а то, пожалуй, уж и миллионы слушателей этой радиостанции.

...Факт тот, что исходный импульс оппозиции – очень СЛАБ. И растерявшаяся было власть это теперь отлично видит. В такой ситуации у власти нет НЕОБХОДИМОСТИ распускать Думу. И, вполне понятно, что этого и не будет. «Просто так» в политике позиций не сдает никто и никогда.

С другой стороны, РЕАЛЬНОЕ недовольство больших масс – ЕСТЬ. И отнюдь не «на деньги Госдепа» и отнюдь не «демшизы».

Значит, исходя из баланса сил стране предстоит долгий процесс колебаний и меняющегося динамического равновесия, компромисса, диалога. На годы... Собственно, ровно об этом говорят все вменяемые люди – А.Л. Кудрин, скажем. Думаю, отлично это понимает и Кремль.

Это был РЕФЕРЕНДУМ ОБ ОТНОШЕНИИ К «ЕР». «ЕР» ЕГО ПРОИГРАЛА. Таков ГЛАВНЫЙ итог. Дело не в местах в Думе – кому она вообще интересна кроме обслуживающего персонала... Черная метка. На ней, как известно, было написано «НИЗЛОЖЕН». Это – первый итог.

Второй итог. ВРУЧИТЬ ЭТУ МЕТКУ – НЕКОМУ. Потому что никакой ОРГАНИЗОВАННОЙ АЛЬТЕРНАТИВЫ В СТРАНЕ – НЕТ. Это – факт...

Третий итог. Моральное поражение «ЕР» ПОЛИТИЧЕСКИ НЕ КОНВЕРТИРУЕТСЯ НИ ВО ЧТО. Кроме снятия Грызлова, который и есть никто. Не во что конвертировать.

Общество сделало максимум что могло. Осуществило акцию пассивного протеста. Продемонстрировало моральное отталкивание от власти, моральную усталость от нее. Больше САМО ОБЩЕСТВО ничего сделать не может.

Путин публично уступил.
Уступил давлению Медведева. Сдал своего – без кавычек.
Да, это неизбежная компенсация Медведеву за вчерашнее. Но ясно, что Путин это запомнит – и ответ будет дан.

Но обмен взаимными публичными подарками плох не только в контексте «великой дружбы Путин-Медведев». Этот публичный вынос сора из избы показывает и «средним элитам» и «просто народу» самое неприятное: власть не едина, она уязвима, она быстро меняет свои решения. Нервничают они чего-то...

На фоне большого русского болота, Чечня – вполне твердая скала-точка, единая перед внешним миром, какие бы конфликты не были внутри. Нет, ТАКОЙ России никогда не одолеть, не приручить, не замирить ТАКУЮ Чечню. И все это отлично знают – и Кремль, платящий дань Чечне, и народ России, мечтающий спрятаться от Чечни за забором с проволокой.
Не принадлежа к фанатам той или другой стороны, не испытываю к ним никаких априорных чувств... Но все же – кой черт понес их на эти галеры? Защищать прокурора и судью от тех, кого они в тюрьму закатали на 14 лет, – не самый естественный порыв души для обычного человека.
В какой мере все это приложимо к России? Сегодня ни единой ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ (о материальных даже не заикаюсь даже) возможности для «восстания масс» в нашей вечно-мерзлой стране – нет. Третий вариант – победа на честных выборах умеренных партий – возможен не раньше, чем появится критическая масса умеренных избирателей из среднего класса.
Я аплодировал и аплодирую Мубараку из эстетических и этических соображений – в схватке матадора с быком мои симпатии на стороне матадора... Он потерпел заранее очевидное поражение, но ушел непобежденным.

...Альтернатива – и это с самого начала было всем ясно – ровно такая. Демократия: честные выборы местных религиозных фундаменталистов (на европейском сленге – «фашистов»). Или авторитарный режим вооруженной бюрократии.

Сейчас на экран не пускают либералов, типа Немцова, Рыжкова, Касьянова. Но в 90-е годы на экран не пускали или крайне неохотно пускали националистов, которые сейчас его оккупировали, крикунов типа Проханова, Кургиняна, Дугина. Так что сказать, что у нас при Ельцине было совершенно открытое телевидение, я бы все-таки не мог.

...При Ельцине не было судов, всё решалось в отношении собственности по понятиям.

...При Путине нет ни конкуренции партий, ни выборов, это правда. И по этой причине многие пиарщики и политтехнологи остались без работы, соответственно, ненавидят Путина и с ностальгией вспоминают про времена Ельцина.

Либералы пытаются использовать память о Ельцине в своих политических целях, но эта карта битая.

Новость про Собянина имеет 3 года свежести. 3 года назад говорили, что мэром Москвы будет Собянин. И тогда уже много о нем писали... Действительно, все, что говорит Медведев, как всегда, правда. Это приятно лишний раз подтвердить, что я полностью согласен с президентом РФ. Действительно, Собянин и опытный управленец, как говорят, в Тюменской области он был неплохим губернатором. И личная репутация у него, опять же, как говорят в СМИ, вполне приличная. Конечно, хотелось бы послушать его какие-то предложения. Все-таки три года он так или иначе знал, что может стать мэром Москвы, значит, может, какие-то предложения есть.
Глупая-хитрая-умная политика властей инстинктивно и вполне расчетливо ВЫТОЛКНУЛА оппозицию в диссиденты.
Публичная политика УНИЧТОЖЕНА. Остались два муляжа "от оппозиции": брюзга-лакей и шут-затейник.
Кого не устраивает такое амплуа, имеют выбор — или плюнуть на "политику" и уйти в бизнес, частную жизнь или на чиновную службу. Или — если темперамент требует действий — уйти в оппозицию ВНЕСИСТЕМНУЮ. А в ней в результате естественного отбора остаются люди ПО ПСИХОЛОГИЧЕСКОМУ ТИПУ близкие к диссидентам. Другие — отсеиваются.