Старческий задор
Сериал о Распутине "Григорий Р.", показанный по Первому каналу, призван доказать, что Российская империя в начале XX века была замечательной страной, где все жили мирно и счастливо и даже нищие были чистыми и опрятно одетыми. А революция 1917 года случилась только потому, что некие темные силы сначала втянули Россию в совершенно ненужную ей Первую мировую войну, а потом убили святого старца Григория, истинного хранителя царской семьи, а также настоящего целителя и ясновидца. В документальном фильме "Григорий Распутин. Жертвоприношение", снятом по теме сериала, тележурналист Сергей Медведев вообще договорился до того, что в двух книгах проповедей, вышедших под именем Распутина, тот предсказал и Вторую мировую войну, и блокаду Ленинграда, и полет Гагарина в космос. Похоже, Медведев этих книг никогда не читал: подобного там и близко нет. "Произведения" Распутина - это набор банальностей в виде пересказа евангельских эпизодов. Да и писал их явно не малограмотный "старец".
Сюжетной канвой сериала является расследование деятельности и убийства Распутина, которое по поручению Керенского осуществляет следователь Генрих Свиттен. Он разоблачает мифы о Распутине как о мистическом злодее, утверждая, будто легенды о его невероятном пьянстве и похотливости создали враждебные ему либералы и революционеры. В сериале есть упоминания о связях Распутина с женщинами, но сделаны они глухо, так что зритель остается в убеждении, что романы у Распутина были чисто платонические, что и доказывается на примере Вырубовой, так и оставшейся девственницей. Насчет пьянства "старца" говорится более определенно, но по принципу "а кто без греха" - мол, журналисты, писавшие о пьянстве Распутина, сами были еще те алкоголики. В общем, сериал вполне в духе тех поклонников Распутина, которые не так давно на полном серьезе предлагали Московской патриархии канонизировать Григория Ефимовича как нового православного святого. К счастью, патриархия, вспомнив хлыстовскую юность "старца" и его совсем не святой образ жизни, эту идею отвергла.
О влиянии Распутина на политику, в том числе на назначение министров, тоже говорится очень вскользь. Вероятно, авторы помнят печальную судьбу советской кинораспутинианы - фильма "Агония", который пролежал на полке до самой перестройки, так как чиновники усмотрели в нем опасные намеки на нравы брежневских времен. Такие аллюзии нежелательны и сейчас. Хотя в целом "Григорий Р." выстроен вполне в духе нынешней официальной исторической концепции. Была великая Россия, которую хранил мудрый и добрый старец. Затем злодеи убили старца, разрушили империю. И вот теперь Путин с огромным трудом восстанавливает великую историческую Россию.
Убийство Распутина в сериале изображено как плод заговора либералов и революционеров при живейшем участии британской разведки. Правда, если посмотреть на самих убийц, то представление о либерально-революционном заговоре повисает в воздухе. Одного из богатейших людей России Феликса Юсупова-младшего, женатого на царской племяннице, великого князя Дмитрия Павловича и лидера крайне правых в Думе Владимира Пуришкевича ни к либералам, ни революционерам причислить невозможно. Чувствуя слабость этой версии, Сергей Медведев выдвигает другую, не менее экстравагантную. Будто бы сторонники монархии решили сделать Распутина искупительной жертвой, но царя и его семью все равно не спасли. При этом, однако, остается загадкой, кому и зачем эту жертву принесли.
Зато мотив нетрадиционных сексуальных отношений выходит на первый план. Любовники-бисексуалы Феликс Юсупов и Дмитрий Павлович мстят "старцу": первый - за предполагаемый интерес Распутина к своей жене, второй - за то, что Григорий Ефимович расстроил его брак со старшей дочерью императора Ольгой, сообщив царской чете, что Дмитрий привержен содомскому греху. Кстати сказать, Феликс и Дмитрий на экране вполне откровенно демонстрируют нежные чувства, но создателей сериала, как кажется, никто не собирается привлекать к ответственности по закону о пропаганде нетрадиционных сексуальных отношений.
Вопреки принятой версии убийства, в сериале дело представлено так, будто Юсупов, будучи полным ничтожеством, оказался не в состоянии выстрелить в Распутина и вместо него контрольный выстрел произвел офицер британской разведки и друг Феликса Освальд Рейнер. А весь заговор с убийством друга царской семьи, дескать, устроила Англия - то ли чтобы попробовать спасти российскую монархию, то ли, наоборот, чтобы погубить ее, как опасного геополитического соперника. На самом деле Освальд Рейнер, действительно подружившийся с Юсуповым еще во время учебы в Оксфорде, отметился в этой истории только тем, что в 30-е годы перевел на английский юсуповские мемуары об убийстве Распутина. Рейнер умер только в 1961 году, но никаких воспоминаний о том, как он якобы добивал Распутина, не написал - хотя они могли бы принести ему целое состояние. Нет даже никаких указаний на то, что Рейнер вообще находился в Петрограде в годы Первой мировой войны. Так что версия об английском контрольном выстреле кажется высосанной из пальца - как, впрочем, и весь сериал.
Статьи по теме
Столетняя война
Столетнюю годовщину вступления России в Первую мировую войну президент Путин отметил выступлением на открытии памятника героям (по-моему, правильнее было бы "жертвам") этой войны на Поклонной горе. Главный мотив речи: Россия в Первой мировой воевала лучше всех, но победу у нее украли не названные прямо злодеи.
Экран двенадцатого года
Каждый из героев несет зрителю свою правду о войне 1812 года, а зрителю дана возможность оценить, чьи аргументы весомее. Но получается, что правда Багратиона и Кутузова в фильмах есть, а правды Барклая - нет, он представлен главным образом компьютерным персонажем. Даже в фильме Пивоварова о роли Барклая в войне говорится вскользь. А уж в фильме Первого канала он проходит вообще по касательной.
Последнее великое потрясение
100 лет назад никчемный, тщеславный, корыстолюбивый агент охранки и экстремист по совместительству Дмитрий Богров застрелил сильного, смелого, умного, верного и талантливого правого консерватора Петра Аркадьевича Столыпина. Увы, он не был либералом, хотя и создавал фундамент для либерализма.
Поэт и жиды
Первый канал российского телевидения по-своему отметил столетний юбилей Сергея Есенина, а также патриотический праздник народного единства. По мнению обозревателя Граней.Ру Бориса Соколова, сериал "Есенин" провалился из-за исторической фальши и идеологической предвзятости.
Государственник и революционер
Фильм Владимира Чернышева "Ленин. Красный император", показанный на НТВ к 90-летию со дня смерти большевистского вождя, явно сделан с пропагандистским подтекстом. Основная идея сводится к тому, что Ленин плох как "красный" и революционер, но зато хорош как государственник, который сначала разрушил Российскую империю, однако тут же собрал на ее месте новую державу в виде СССР.
Подставка Верховного
В сериале "Убить Сталина" все предсказуемо: добрый дедушка и мудрый вождь, которого собираются убить злые немецкие диверсанты. И симпатии режиссера и зрителей на стороне если и не самого Сталина, то уж во всяком случае той группы чекистов, которая его защищает и (в отличие от того, что случилось у Тарантино) предотвращает покушение.
НТВ идет кратким курсом
Автор фильма "Сталин с нами", показанного на НТВ накануне 60-летия со дня смерти главного героя, обещает зрителям такое, что не понравится ни любителям "Краткого курса", ни поклонникам хрущевского разоблачения "культа личности". Но получилась у него агитка под новый "Краткий курс", который, похоже, в очередной раз хочет создать власть, опять озаботившаяся созданием единого учебника истории.
Кургинян над могилами
Поединок Николая Сванидзе и Сергея Кургиняна в новом телевизионном ток-шоу "Исторический процесс" обречен проходить с большой форой в пользу второго участника. Позиция Кургиняна, ратующего за империю и власть сильной руки и отрицающего жизнеспособность демократии, близка основной массе российских обывателей.