Пятна не отошли
Решение Международного уголовного суда в Гааге заняться расследованием военных преступлений, совершенных во время российско-грузинской войны 2008 года, может открыть совершенно новый образ кремлевского режима. Потому что одно дело захватывать чужие территории, прикрываясь болтовней о защите интересов "русскоязычных", "русского мира", "желающих быть вместе с Россией", а не с тлетворным Западом, - и совершенно другое - устроить банальную этническую чистку по рецептам Адольфа Гитлера или Слободана Милошевича.
Российско-грузинская война 2008 года - именно такая этническая чистка. Грузинские села в Южной Осетии были сожжены, многие их жители уничтожены. "Территориальная целостность" вскоре признанной Москвой и Каракасом Республики Южная Осетия была обеспечена именно такой нечеловеческой ценой.
Собственно, в этом нет ничего такого уж нового. Война в Абхазии в начале 90-х тоже была банальной этнической чисткой - из республики тогда изгнали большую часть ее жителей, в первую очередь грузинского происхождения. Но в Абхазии, как и потом в Донбассе, весь этот кошмар прикрывался мифическими кавказскими "добровольцами" под доблестным командованием будущего "стратега" чеченской войны Шамиля Басаева. А в Южной Осетии было, что называется, нечем крыть. Этническую чистку обеспечили регулярные подразделения российской армии, главнокомандующим которой тогда был безобидный палач Дима Медведев.
Милошевич решился на задействование государственных структур для осуществления этнической чистки только уже на закате своего правления - в Косове. В Хорватии и Боснии людей изгоняли и убивали спешно созданные по указке из Белграда местные армии. И именно это обстоятельство давало Милошевичу возможность выходить сухим из воды и даже участвовать в урегулировании югославского кризиса в качестве "миротворца". Но когда он бросил на изгнание албанцев войска - на Западе не выдержали.
А тут - пожалуйста. Политики, которые в ХХI веке применили регулярную армию для изгнания и уничтожения людей по принципу национальной принадлежности, еще восемь лет продолжали оставаться рукопожатными, с ними вели переговоры, обсуждали, кто все-таки "первый начал" - Россия или Грузия. А вот мне интересно: даже если первой начала Грузия - это оправдывает изгнание грузинских крестьян из родных мест, сожжение их домов, убийство? Или все-таки не совсем?
Надеюсь, международное расследование сможет ответить на эти и многие другие вопросы. И в результате мы получим совершенно новый образ российского солдата, поджигающего чужую хату только потому, что она грузинская, а не осетинская. Получим совершенно новый образ российского генерала, нового Эйхмана, руководящего этнической чисткой. Получим совершенно новый образ российского президента, посылающего войска на геноцид... И то, что этим президентом может оказаться не Путин, а Медведев, особого значения не имеет. На скамье подсудимых в Гааге все эти люди должны сидеть рядом.
Статьи по теме
Признание агрессии
В годовщину трагических событий августа 2008 года Владимир Путин наконец подтвердил то, о чем многие догадывались и раньше: война в Южной Осетии была заранее подготовлена Россией. Помимо этого, Владимир Владимирович решил целиком присвоить себе сомнительные лавры инициатора нападения на Грузию, отняв их у Дмитрия Анатольевича.
Вторжение и отторжение
В глобальном плане нападение на Грузию и отторжение части ее территории обошлось для России без потерь и даже принесло выгоду. Тут, конечно, на руку Москве сыграл приход в Белый Дом администрации Барака Обамы, но и до этого большинство государств Европы повели мюнхенскую политику по отношению к российско-грузинскому конфликту.
За что? За геноцид
Облетевшая мировую прессу фраза Владимира Путина о его намерении повесить президента Грузии за яйца всех поразила своей однозначной брутальностью, не уступающей его же давнему предложению сделать журналисту, задавшему неприятный вопрос, радикальное обрезание.
Российское правотворчество
В своих заявлениях о войне в Грузии Дмитрий Медведев не опирается ни на какие юридические нормы, ибо никакого "миротворческого мандата" уже не существует. Не говоря уже о том, что статусом "гаранта безопасности на Кавказе и в регионе" Россия наделила себя сама.
Страна-победительница
Годовщину российско-грузинского конфликта в Москве и Тбилиси отмечают схожими словами - заявлениями о том, что противоборствующая сторона давно готовилась к войне и продолжает готовиться к ее повторению. За этой наскучившей пропагандистской шелухой трудно разглядеть главное - последствия войны для Москвы и Тбилиси.
Бог из танка
Пройдя маленькую Южную Осетию и увидев в бинокли Тбилиси, российское руководство ощутило себя настоящим античным богом из машины, являвшимся каждый раз, когда нужно было указать, какую позу следует принять очередному Телемаху или Ахиллу. И даже название этой машины известно – это танк.
Доклад о проигравших
Доклад комиссии Европейского Союза о войне России и Грузии мог бы стать торжеством здравомыслия. Его авторы точно расставили акценты, их трудно упрекнуть в предвзятости, они заметили то, чего не захотел замечать Запад в первые дни войны, и то, чего не хотят замечать в России по сей день. Но никакого торжества здравомыслия не получилось.