Геоэкономическая катастрофа
Евразийский экономический союз создали без особых фанфар. Новость о подписании президентами Владимиром Путиным, Нурсултаном Назарбаевым и Александром Лукашенко соответствующих соглашений потерялась на фоне нарастающего противостояния власти и оппозиции в Абхазии и обиды российского лидера на то, что его не пригласили на инаугурацию украинского коллеги.
Да и сам союз получился какой-то дутый. Сколько бы ни сравнивали его создатели свое детище с Евросоюзом, а трудно себе представить, чтобы организаторы Европейского экономического сообщества при его создании отложили унификацию рынков на десятилетие. И не просто отложили бы, а еще и гордились бы этим, как гордятся в России: вот, отбрили Лукашенко, заставили его подписать без унификации и спасли 4 миллиарда долларов в год для бюджета. Так если для вас экономическое объединение с соседями - потенциальная потеря 4 миллиардов, зачем вы вообще его создаете? Ведь в экономике так не бывает!
В экономике - не бывает. А в политике, густо замешенной на ностальгии по Советскому Союзу, имперском комплексе неполноценности и непонимании, как выходить из усиливающегося кризиса, - бывает! Евразийский экономический союз - всего лишь картонная декорация, призванная скрыть беспомощность его инициаторов перед лицом действительно серьезных вызовов современности. Более десятилетия все эти стареющие ретрограды жили за счет энергетических сверхдоходов - Путин и Назарбаев опустошали недра своих стран, Лукашенко доил Россию. В результате они не просто пропустили момент, когда нужно было проводить настоящие реформы, - они еще и сформировали общества нахлебников, каленым железом выжигая в своих странах все живое и инициативное.
И вот гром грянул - и мужики бросились спасать нажитое. Путин избрал самый простой и понятный для авторитарного правителя путь: аннексия, осажденная крепость, наращивание ненависти к тем, кто снаружи, и готовность растоптать тех, кто не сошел с ума, внутри. Лукашенко тоже не стал менять тактику, выклянчивая у Путина миллиарды взамен за готовность подписать "союз обреченных". Назарбаев вообще потерялся: политик, всегда успешно лавировавший между Востоком и Западом и прекрасно понимавший, какая мина замедленного действия заложена на севере Казахстана, сам же и проложил к этой мине бикфордов шнур, согласившись с аннексией Крыма.
Когда-то я называл Евразийский союз союзом диктаторов. Но сейчас я бы назвал его союзом неадекватных - что намного хуже. Потому что эти люди все делают не так. Путин, вместо того чтобы проводить реформы и развивать инициативу россиян в условиях уменьшения энергетической маржи, увлекается бесславной войной и потакает люмпену, которого он сам же скоро не сможет кормить. Лукашенко, вместо того чтобы понять, что за российский счет он уже не проживет, выклянчивает деньги и грозит закрепостить собственных крестьян. Назарбаев, вместо того чтобы беречь территориальную целостность на постсоветском пространстве как зеницу ока, сам же ее и подрывает.
Постарели, потеряли нюх, утратили хватку, ослепли, оглохли, одурели - и, взявшись за руки, тащат собственных сограждан к пропасти под патриотические марши. Нет, это не Советский Союз - потому что Советский Союз был хоть и страшным, но осмысленным. А более бессмысленного и обреченного объединения, чем Евразийский союз неадекватных, новейшая история еще не знала.
Статьи по теме
Евразийский мираж
С тех пор как Советский Союз уступил место невразумительным интеграционным проектам, каждая встреча хозяев постсоветского пространства становится поводом для широковещательных обещаний. Сейчас, когда Евразийский союз и в самом деле может вот-вот возникнуть, к перспективам его функционирования можно относиться разве что саркастически.
Евразийский кошмар
Самое страшное - что мы так и остались крепостными взбесившейся самозваной знати. В чем провинились летчики перед бывшим директором совхоза Рахмоном? В чем могут провиниться несчастные таджики, уехавшие с родины от нищеты и безысходности, перед бывшим преподавателем гражданского права Медведевым?
Застой - кто идет?
Война в Таджикистане заставила наблюдателей говорить о неизбежном крахе казавшегося вечным режима. Неизбежный крах - эти два слова, как правило, употребляются, когда речь идет о будущем почти любого из режимов на постсоветском пространстве. Так почему эти столь непохожие режимы, столь непохожие люди так одинаковы?
Последнее прибежище президента
"Батька" хочет использовать войска организации в случае "вмешательства других государств внутри стран ОДКБ". Для него получить мандат на расстрел собственного народа чужими войсками - это лучший выход из положения. Когда Сэмюэл Джонсон говорил, что патриотизм - это последнее прибежище негодяя, он имел в виду именно такой патриотизм.
Собирательный Гитлер
Эти люди хотели "сильной руки" в 90-е и стремятся к "собиранию земель" в наше время. Адольф Гитлер никогда не был для них чудовищем – просто неожиданным противником, так и не сумевшим оценить всех преимуществ союза с другим "собирателем земель". Дело даже не в том, что Мигранян не сказал никакой крамолы, – он не сообщил никакой новости с точки зрения тех, от кого зависит его настоящее и будущее.
За батькой в пекло
Можно, конечно, объявить, что Лукашенко серьезно болен, но на самом деле он единственный здоровый человек во всей Беларуси. Человек, бесстрастно зарабатывающий деньги для себя и ближних на фоне всеобщего краха. А разве Путин не народный президент? Разве у него не хватит смелости защитить народное добро? Разве мало в России неправильных инвесторов с подозрительными паспортами?