За батькой в пекло
Российское Минэкономразвития прогнозирует двадцать лет спада в экономике страны – если, конечно же, не начать радикальное реформирование и не отказаться от олигархически-иждивенческой модели существования, фактически унаследованной еще от Советского Союза. Многие эксперты усматривают в этом прогнозе последний отчаянный призыв экономистов к реформированию страны – и надеются, что руководство России поймет, что отсутствие разумных действий создаст проблемы для власти, привыкшей нежиться под дождем из нефтедолларов.
Но для того чтобы понять, что будет на самом деле, стоит посмотреться в белорусское зеркало. Александр Лукашенко два десятилетия нежился практически под тем же самым дождем – разве что доходов было поменьше, но и страна у него не Россия. Теперь деньги заканчиваются, становится ясно, что у Москвы нет ни желания, ни – если уж быть честными до конца – возможности содержать своего белорусского клиента. И что делает Александр Григорьевич? Приглашает в Минск "гарвардских мальчиков"? Приступает к масштабной приватизации стратегических объектов? Задумывается о том, что его безумный режим может быть похоронен вместе с ним под развалинами белорусской экономики?
Ничего подобного! Лукашенко национализирует уже приватизированное – например, кондитерские фабрики, главным акционером которых был американец с белорусскими корнями Марат Новиков. И в Минске уже поговаривают, что относительно успешные предприятия президент приготовил для себя или для близких людей – в условиях, когда все рушится, не до чужих инвесторов с заграничными паспортами, тут лишь бы своим хватило. Еще ему ужасно не нравится дурацкий непатриотичный народец, который то в обменные пункты бегает, то за границу за барахлом едет, – и он буквально каждый день пытается придумать, где бы еще надурить белорусов и что бы еще у них отобрать. Ну и, конечно же, постоянно "перетрахивает" свои немощные кадры, будто не замечая, что они не могут ничего сделать с неработоспособной системой.
Можно, конечно, объявить, что Лукашенко серьезно болен, но на самом деле он единственный здоровый человек во всей Беларуси. Человек, бесстрастно зарабатывающий деньги для себя и ближних на фоне всеобщего краха, – при том что полунищие люди, которые уже завтра могут лишиться вообще всего, радуются его расправам над чиновниками и директорами и тому, как народный президент защищает народное добро.
А разве Путин не народный президент? Разве у него не хватит смелости защитить народное добро? Разве мало в России неправильных инвесторов с подозрительными паспортами? Разве население не будет рукоплескать перетасовке нерадивых министров и вороватых губернаторов? Разве кому-то будет плохо, если россияне станут платить налоги с зарубежных покупок и отдыха "за бугром" - ведь сказано же, покупайте российское, а они не патриоты?
Российское общество отличается от белорусского не тем, что оно современнее, а тем, что нефти и газа у него больше.
Поэтому не ждите реформ.
Статьи по теме
Как берут либералы
Гораздо лучше, как Игорь Шувалов, заработать 700 процентов на акциях, чем ставить человеку на пузо утюг, запугивать его судом или просто упечь в лагеря, чтобы разделить его компанию. Либерал - он и есть либерал, он законов не нарушает. И другие либералы за него вступаются со свойственной им грацией и откровенностью, рассказывая о его деловых качествах и успехах.
Мертвый круг власти
Неперегружаемо в принципе доверие к режиму Путина, Медведева, Сечина, Тимченко, Усманова, Саньки-облигации, Абрамовича. Лужкова, Чайки, Чубайса, Бастрыкина, Бортникова, братьев ротенбергов, цапков, дворковичей, ковальчуков, якеменок. Удушающее кольцо мертвой власти нереформируемо.
Евразийский мираж
С тех пор как Советский Союз уступил место невразумительным интеграционным проектам, каждая встреча хозяев постсоветского пространства становится поводом для широковещательных обещаний. Сейчас, когда Евразийский союз и в самом деле может вот-вот возникнуть, к перспективам его функционирования можно относиться разве что саркастически.
Господин реформитель
О реформах и не мечтайте. Ельцина больше нет. А путинские намерения – это по Далю: дорога ложка к обеду, а после обеда и ложка не нужна. Особенно если вместо обеда. Но искатели легких путей, которые уже готовы "валить" Путина, пусть знают, что это не поможет. Путин – большое зло, но поперек реформ лежат не только чекисты, но и значительная часть народонаселения.
Шубоубежище
Теперь на берегах Женевского озера благотворительствуют Владимир Якунин с супругой. То есть благотворительствуют они давно, но вот Швейцарией, насколько можно понять, президент ОАО "Российские железные дороги" заинтересовался сравнительно недавно. Возникает естественный вопрос: а почему, собственно, так далеко от родных осин и шубохранилищ?
Пытка любимой Родиной
Это уже не слова, не декларации, не призывы уважать права человека или реформировать пенитенциарную систему. Это то, что интересует их на самом деле: свобода передвижения по миру, ради которого они выкачивают деньги из России. Потому что только в этом мире они ощущают себя людьми, равными тем, кто этот мир строил и кто честно зарабатывает в нем деньги.
Три цвета времени
Итак, два цвета времени у нас есть: оба белые. Один сразу, а второй выкинул белый флаг в процессе, когда побарахтался. Место встречи изменить было нельзя. Оно на дне. Вам не мокро, дорогие россияне? Страны Балтии сразу ушли в полет, европейские и навсегда недоступные. Что они лебеди, это было ясно с самого начала. А наша беда в том, что не из каждого гадкого утенка образуется лебедь.
Белорусский разговорный
Собственно, где бы ни выступал батька – это всегда зрелище. Однако его речи, обращенные к россиянам, отличаются особенной глубиной и силой. Навеки отлученный от кремлевского трона, в этот день он разговаривает с Большим Братом как власть имеющий. Раз в год он берет реванш. Отводит душу. Ощущает себя, грубо говоря, Путиным.