Колебания минеральной линии
Возвращение некогда самой популярной в Советском Союзе грузинской минеральной воды на российский рынок, наверное, должно восприниматься как долгожданное торжество здравомыслия. Несколько лет назад "Боржоми" стал жертвой политического противостояния между Москвой и Тбилиси, и сегодня, когда бессмысленность этого противостояния становится все более очевидной, добрый доктор Онищенко решил более не лишать россиян любимого напитка. К тому же в Грузии теперь другая власть, и ей, в отличие от не владеющего даже навыками вождения велосипеда супостата Саакашвили, можно продемонстрировать все глубину российского государственного милосердия – уж наверняка глубже, чем скважина для добычи "Боржоми".
Но из этой кремлевской глубины несет тиной. Потому что история с "Боржоми" еще раз доказала: не стоит рассчитывать на взаимопонимание с партнером, когда ждешь, чтобы в диалоге с тобой он стоял на коленях. Запретив поставки в Россию "Боржоми" и грузинского вина, Кремль хотел здорово напугать не только Саакашвили, но и всю политическую элиту соседней страны – вот, мол, что с вами будет, если не будете слушаться "большого брата". В результате пророссийская опция в грузинской политике – а на момент введения лицемерных экономических санкций, оформленных под онищенковское ведомство, она была вполне реальной – испарилась, как капли "Боржоми" под лучами кахетинского солнца.
Вскоре признание Москвой независимости мятежных грузинских автономий окончательно убедило Тбилиси, что от договоренностей с Россией решение вопроса территориальной целостности страны не зависит, а мнение международного сообщества, не считая Уго Чавеса, Вануату и Тувалу, на стороне Грузии. И теперь даже потенциальной возможности иметь в лице Грузии союзника и друга у России нет – кто бы там ни пришел к власти. Даже если бы семинарист Джугашвили воскрес, занял Тбилиси и воцарился в резиденции Саакашвили, ему пришлось бы повторить то, что сейчас говорят все остальные грузинские руководители: не может быть восстановления отношений до решения территориального вопроса. Так что, может быть, российские руководители и получили огромное удовлетворение от запрета "Боржоми", но на коленях-то они никого не увидели – напротив, просто продемонстрировали грузинам, кто им враг, а кто друг.
Сейчас подобную спецоперацию кремлевские талейраны проделывают с Украиной. Казалось бы, президент Виктор Янукович не похож на Михаила Саакашвили: грузин – революционер, украинец – контрреволюционер и обожатель российских политических правил. От Запада Янукович дистанцировался так далеко, что казалось, ничто не заставит его мыслить здраво. Но как раз накануне окончательного решения вопроса о подписании соглашения об ассоциации Украины с Евросоюзом Владимир Путин дал указание возобновить забытый вроде бы проект "второго Ямала" - газопровода в обход Украины. Казалось бы, Янукович уже почти загнан в угол, ничего у него не клеится, дождись, когда он сам приедет к тебе договариваться. Но договариваться – не российский стиль. Да и с кем – с географическим недоразумением? Нет уж, надо показать, кто в газовом доме хозяин, и незамедлительно!
И получается, что Янукович, оказавшийся на грани потери своей страной статуса транзитной державы, должен либо броситься на колени перед императорским троном – прости, Владимир Владимирович, служить будем и туфлю целовать обязаны – либо договориться с Польшей. То есть с Западом. То есть освободить политзаключенных, что он уже и начал делать. А пророссийская опция в украинской политике – она еще тут есть, не сомневайтесь, – скоро тоже высохнет, как капля "Трускавецкой" под солнцем Карпат. Так что поздно пить не только "Боржоми".
Блоги
Статьи по теме
Бойся данайцев, вино покупающих
Тот, кто не поддерживает сейчас Саакашвили, работает на российское вторжение и возвращение Грузии в советское стойло, куда уже вернули большую часть бывшего СССР. Иванишвили – чужая власть. Вы думаете, "Боржоми" и грузинское вино случайно берут обратно? Кремль достает эту плату за предательство из своего троянского коня. А потом оттуда выйдут танки.
Признание агрессии
В годовщину трагических событий августа 2008 года Владимир Путин наконец подтвердил то, о чем многие догадывались и раньше: война в Южной Осетии была заранее подготовлена Россией. Помимо этого, Владимир Владимирович решил целиком присвоить себе сомнительные лавры инициатора нападения на Грузию, отняв их у Дмитрия Анатольевича.
Застой - кто идет?
Война в Таджикистане заставила наблюдателей говорить о неизбежном крахе казавшегося вечным режима. Неизбежный крах - эти два слова, как правило, употребляются, когда речь идет о будущем почти любого из режимов на постсоветском пространстве. Так почему эти столь непохожие режимы, столь непохожие люди так одинаковы?
Встречные планы
Тех, кто когда-то платил своей свободой за то, чтобы наша огромная страна освободилась от коммунизма и обратилась лицом к демократии, сегодняшние процессы на бывшей одной шестой, мягко говоря, удручают. С этими мыслями собрались на минувшей неделе в Симферополе 19 бывших советских политзаключенных и диссидентов.