Сложный человек
Исторические фигуры часто вызывают в обществе неоднозначное к себе отношение. Нет ничего проще, чем вымазать человека, которого знает вся страна, одной лишь черной краской. Куда сложнее попытаться разобраться в неординарной личности: какими мотивами он руководствовался, чего добивался, кто ему противостоял и что из всего этого в конце концов получилось.
Журналисты, аналитики и историки, упрощенно смотрящие на окружающий мир, часто не в состоянии оценить масштаб личности и противоречивость той или иной фигуры, особенно когда это касается современников. Это вполне объяснимо. В глаза бросается прежде всего то, что лежит на поверхности, что общеизвестно, что не нуждается ни в проверках, ни в доказательствах. Между тем при таком подходе к жизни знаменитых людей из сферы внимания общественности уходит самое главное – побудительные мотивы и глубокий внутренний мир человека, его духовные метания и терзания: ведь даже самые кошмарные преступления редко делаются со спокойной душой.
Надо все-таки честно задаться вопросом: ради чего этот человек совершил то, в чем многие его обвиняют и за что до сих пор не простили? Может быть, все не так просто, как говорят яростные его обвинители? Может быть, все дело в воспитании, в окружении, в неблагополучном стечении жизненных обстоятельств?
Нет, речь не идет о том, чтобы реабилитировать его за то зло, которое он причинил обществу. Но ведь ни один человек не может быть эталоном зла - наверняка и в этом было что-то хорошее. Не посмотреть ли на человека, к которому было приковано такое внимание общества, и с другой стороны? Посмотреть на него как на любящего отца, озабоченного судьбой дочери и сына. Как на наставника и педагога, бывшего примером для своих учеников. В конце концов, как не понять, что человеку, получившему высшее образование по специальности "марксизм-ленинизм", судьба уготовила именно этот путь и никакой другой. Это было предначертано. Куда еще мог пойти человек с такой специальностью? Кем стать?
Да, правы его обличители - он стал маньяком, убийцей, на его руках кровь невинных жертв. Двенадцать лет он занимался деятельностью, которую мало кто рискнет назвать благопристойной. Все так. Но не надо забывать, что фигурой он был противоречивой, человеком сложной судьбы и, безусловно, трагического конца. Да, Андрея Романовича Чикатило судили и расстреляли в 1994 году как серийного убийцу и сексуального маньяка.
А вы думали, я про Андропова? Нет, Андрею Романовичу до Юрия Владимировича очень далеко. Чикатило обвинили в убийстве 53 человек, в то время как на руках Андропова, о котором центральные телеканалы снимает сегодня такие прочувствованные фильмы, кровь гораздо большего количества людей. Не поставить ли им памятники рядом? Они стоят друг друга.
Блоги
Статьи по теме
О добром чекисте
Новый фильм Сергея Медведева под оптимистическим названием "Юрий Андропов. Пятнадцать месяцев надежды" показан на Первом канале в связи с 95-летием со дня рождения главного героя. Внимание к этой фигуре вполне понятно. Именно образ генсека-чекиста является наиболее привлекательным для путинского режима, это та часть советского прошлого, которая ему наиболее по сердцу.
Телебайки из кремлевского склепа
Фильм "Свидетели. Тайны кремлевских протоколов. Фалин", показанный по Российскому телевидению, призван познакомить зрителей с закулисными сторонами кремлевской политики в период от Сталина до Горбачева. Главным и единственным свидетелем выступает Валентин Михайлович Фалин.
И преступление, и ошибка
Ровно двадцать лет назад произошла одна из величайших трагедий в истории воздушного транспорта: советский истребитель сбил над международными водами у побережья Сахалина южнокорейский пассажирский самолет "Боинг-747", сбившийся с курса и оказавшийся в воздушном пространстве СССР.
Компартия жуликов и воров
Двухсерийный художественно-документальный фильм "Казнокрады", показанный на днях по НТВ, посвящен резонансным расследованиям эпохи "застоя" - начатому в 1982 году делу московской торговой мафии и делу бывшего министра внутренних дел и друга Брежнева Николая Щелокова, обвиненного в коррупции и позже покончившего с собой.