Откат Америки

Александр Подрабинек. Courtesy photo
Во вторник, 13 ноября, (в Москве будет уже среда) комитет по регламенту Палаты представителей Конгресса США намерен рассмотреть законопроект об отмене поправки Джексона-Вэника, ограничивающей торговые отношения с Россией. На сайте комитета сообщается, что законопроект об отмене дискриминационной поправки и "закон Магнитского" объединены в один документ.
Напомню: принятая в 1974 году поправка Джексона-Вэника запрещала предоставлять режим наибольшего благоприятствования в торговле, государственные кредиты и кредитные гарантии странам, которые нарушают или "ограничивают права своих граждан на эмиграцию и другие права человека" (restrict freedom of emigration and other human rights). Поправка предусматривала применение дискриминационных тарифов и сборов в отношении товаров, импортируемых в США из таких стран с нерыночной экономикой.
Эта поправка в свое время сыграла значительную роль в облегчении эмиграции из СССР, а еще большую – в противодействии "железному занавесу" в других коммунистических странах. Она действует и по сей день, например, в отношении Кубы и Северной Кореи. За последние 20 лет поправка Джексона-Вэника применительно к России потеряла главный смысл, поскольку с конца 80-х годов прошлого столетия эмиграция из СССР, а затем и России стала свободной. С 1989 года США ежегодно накладывали мораторий на поправку, а в 1994 году президент Клинтон дал гарантии автоматического продления режима наибольшего благоприятствования в торговле. С тех пор поправка фактически не действует. Формально она была отменена для Украины, Грузии, Армении и Киргизии, а для России сохраняется только на бумаге. Ни ее отмена, ни ее сохранение не имеют для России практических результатов. Тем не менее Кремль упорно добивается ее отмены. Почему?
Самый простой ответ: ради удовлетворения великодержавных амбиций. Вероятно, Владимиру Путину обидно, что его "вертикальный" режим почитают на Западе не слишком демократичным. Сохранение поправки Джексона-Вэника – зримое тому свидетельство. Очень хочется избавиться от этого ярлыка тоталитаризма!
Но есть и другое объяснение, менее утешительное. Политический курс Кремля в последний год, особенно в сфере законодательства и судебной практики, ясно свидетельствует о возвращении к советским методам государственного управления. В Уголовный кодекс возвращаются нормы и понятия, применявшиеся еще в сталинские времена. Вводятся законы, ограничивающие свободу в интернете. Ограничиваются возможности деятельности некоммерческих организаций, особенно сотрудничающих с зарубежными партнерами. Наступление на права человека в России идет по всем фронтам. В том числе и на таком немаловажном направлении, как свобода выезда из страны.
Сегодня статья 27 Конституции России, гласящая, что "каждый может свободно выезжать за пределы Российской Федерации", нарушается не только практически, но и формально. В стране изданы нормативные акты, запрещающие свободный выезд за границу для определенных категорий лиц – должников по административным штрафам и налогам, неплательщиков алиментов, ответчиков по судебным искам. Во всех этих случаях уже существуют прописанные в законе механизмы взыскания и принуждения – от ареста имущества до административных и уголовных дел. Вопрос о "закрытии границы" решается судебным актом, но не в судебном заседании, а персонально судебным приставом.
Запрет на выезд из страны – мера избыточная и антиконституционная. Между тем законодатели нашей невменяемой Государственной думы стремятся максимально расширить список "невыездных" за счет все новых и новых категорий неблагонадежных граждан. Тенденция очевидна – только за "железным занавесом" деятели путинского режима могут чувствовать себя относительно комфортно. Только в максимальной изоляции от всего остального мира Россию можно будет снова превратить в жесткое авторитарное государство.
В это гиблое дело американцы собираются внести свои пять копеек. Отмена поправки Джексона-Вэника придаст Путину и его команде уверенности в своей будущей безнаказанности. Откат США от позиций защиты прав человека во всем мире только на руку Кремлю. Дамоклов меч экономических санкций, который постоянно висел над режимом, подумывающем о возврате к авторитаризму, скоро спрячут в ножны еще какой-нибудь перезагрузки или разрядки.
Президент Обама (как, впрочем, и его предшественник Буш-младший) были и остаются страстными противниками поправки Джексона-Вэника. Из-за строптивости американского Конгресса у этих президентов с отменой поправки не все получалось. На какой именно "откат" рассчитывает американская администрация, сейчас не вполне понятно. Но не зря же Барак Обама на встрече с Медведевым в Сеуле в марте этого года проговорился в микрофон, который забыли выключить, что после президентских выборов в США у него появится свобода маневра и он станет сговорчивее. Выборы прошли. Обама демонстрирует сговорчивость.


Справка
Поправка Джексона-Вэника
Статья 2432 пункт (a) раздела 19 главы 12 подраздела IV части 1 Свода законов США
Действия стран с нерыночной экономикой, ставящие их вне рамок нормальных торговых отношений, кредитных программ, кредитных или инвестиционных гарантий, либо коммерческих соглашений.
Чтобы утвердить неизменную преданность Соединенных Штатов фундаментальным правам человека, с 3 января 1975 года, независимо от других положений законодательства, товары из любой страны с нерыночной экономикой не будут подлежать недискриминационному режиму (нормальным торговым отношениям), а такая страна не будет участвовать в какой-либо программе правительства США, предполагающей непосредственное или опосредованное предоставление кредитов, кредитных гарантий или инвестиционных гарантий, а президент США не будет заключать какие-либо коммерческие соглашения с любой такой страной в течение периода, который начинается с даты, когда президент определяет, что такая страна –
1. отказывает своим гражданам в праве на свободную эмиграцию;
2. облагает более чем номинальной пошлиной эмиграцию, визы или другие документы, необходимые для эмиграции, независимо от причин и целей этого обложения; либо
3. облагает более чем номинальным налогом, сбором, штрафом или любым другим видом платежа любого гражданина вследствие желания такого гражданина эмигрировать из страны по собственному желанию,
и заканчивается датой, когда президент определяет, что такая страна более не нарушает вышеназванных пунктов (1), (2) или (3).
Блоги
Статьи по теме

Кто похуже для России?
Среди кремлевских экспертов преобладает мнение, что не так страшен Ромни, как его малюют: мол, перед выборами все кандидаты-республиканцы хорохорятся, а после избрания агрессивного пыла у них убавляется. Но надо дождаться выборов. Неизвестно, кто станет президентом, неизвестно, как распределятся голоса в Конгрессе. Если будет переизбран Обама, не факт, что он продолжит политику гибкости в отношении России: срок последний, терять ему нечего.

Противозаконное задержание
Вялая позиция администрации и неясность с увязкой привели к тому, что Конгресс не успел поставить законопроект Магнитского и отмену поправки Джексона-Вэника на голосование до летних каникул. Между тем президент сохраняет за собой право наложить вето на закон, в котором эти вопросы связаны друг с другом. А для преодоления вето Конгрессу требуется большинство в две трети голосов.

Неразменные ценности
Закон Магнитского надо принять, а поправку Джексона-Вэника оставить. Пусть себе живет и держит в страхе любителей закрывать свои страны "железным занавесом". Отменять поправку Джексона-Вэника - это самым бездумным образом разбазаривать, увы, немногие инструменты воздействия на авторитарные и диктаторские режимы.

Еще один подарок Путину
Путин наверняка доволен тем, что ему не придется 7 мая стягивать в Москву армейские подразделения и дополнительные силы полиции, чтобы не допустить демонстрантов на главные площади. А что будет происходить накануне, так то произведет эффект на порядок меньший и в Кремле это перетерпят.

Поправка против попрания
Адоманис с гордостью признается, что он против "морали" в политике и по этой причине против закона Магнитского: сегодня мы не пустим к себе русских, а завтра французы и испанцы не пустят к себе нас. Прекрасный аргумент! У меня только один вопрос: когда уже российско-американские отношения перезагрузятся? Пока компьютер не перезагрузился, он не работает.