статья Латки на палатке

Николай Петров, 28.06.2012
Николай Петров

Николай Петров

В продолжение объявленной еще в декабре политической реформы Кремлем предложен законопроект о новом порядке формирования Совета Федерации. Представляя его действующим сенаторам, Владимир Путин заявил, что "порядок формирования СФ должен стать более демократичным, а сама верхняя плата - более региональной, если так можно сказать, по своему составу".

Проблемы и с тем, и с другим у действующего СФ действительно есть. Многие, если не большинство сенаторов имеют весьма косвенное отношение к регионам, которые официально представляют, являясь часто выразителями интересов Кремля и крупных корпораций. Введенное Дмитрием Медведевым требование получить мандат доверия от граждан превратилось в пустую формальность - примером тому история с секретным избранием нынешнего спикера СФ Валентины Матвиенко в округе Красная Речка.

Согласно замыслу Кремля, тройку своих кандидатов в сенаторы будет теперь выдвигать на выборах каждый из кандидатов на губернаторский пост. Один из этой тройки и станет после выборов сенатором от исполнительной власти. Сенатор от представительной власти теперь будет выдвигаться из числа депутатов регионального заксобрания. Меняется и ценз оседлости: на момент выдвижения в сенаторы стаж проживания в регионе должен быть не менее 5 лет. Впрочем, на действующих сенаторов и думцев это требование не распространяется.

Законопроект откровенно плох, хотя и несколько лучше, чем действующий закон. В нем, в частности, нет внутренней логики: вместо прямого избрания - "привязанное" к губернатору, который при этом не может отозвать не оправдавшего доверия сенатора ни при каких обстоятельствах. В результате сенатор не отвечает ни перед губернатором, ни перед гражданами. В чем здесь "демократичность"? В том, что "своих" сенаторов теперь не смогут напрямую назначать Кремль и бизнес-кланы? Зато они смогут сенаторов покупать, не боясь, что их сменят, если даже они будут действовать вопреки интересам региона. Контроль за сенаторами со стороны региональных политических элит становится еще более условным. При этом Кремль счел возможным резко - до 21 года вместо обсуждавшихся 30-35 - снизить минимальный возраст кандидата в несменяемые сенаторы.

Логика здесь другая. Тут и набившие оскомину "паровозы", причем в этой роли могут выступать и кандидаты в губернаторы, и кандидаты в сенаторы; и "тройка партсписка" с кандидатами на любой вкус для представителей основных социальных групп; и создание дополнительной форы губернаторским кандидатам от партии власти. Можно предположить, что статус "кандидата в сенаторы", которым будут обладать почти две сотни человек, призван в том числе и удлинить скамейку "почетных отставников".

В очередной раз Кремль не хочет восстанавливать действовавший некогда порядок, им же порушенный. В случае СФ это мог бы быть либо возврат к модели 1993-1995 годов с прямо избиравшимися сенаторами, либо к модели 1996-2000 годов с сенаторами - губернаторами и спикерами региональных парламентов. Вместо этого предлагается схема, когда волеизъявление граждан вроде есть, но власть оно ни к чему не обязывает. При этом, "дуря" и граждан, и региональные элиты, кремлевские наперсточники ставят под удар и саму систему, поскольку без реального представительства и учета региональных интересов она долго не проживет.

Новый порядок формирования СФ, как и все "реформаторские" законы последнего времени, несколько улучшая ситуацию, все равно хуже того, что было до "путинской реакции". В случае СФ, пожалуй, наиболее эффективным был бы гибрид СФ-2 по Ельцину и системы формирования германского бундесрата, когда регион имеет лишь фиксированное число мест в верхней плате, направляя на ее заседания каждый раз разных своих представителей в зависимости от повестки дня.

Николай Петров, 28.06.2012


новость Новости по теме