статья Закон телеэффекта

Илья Мильштейн, 13.07.2016
Илья Мильштейн

Илья Мильштейн

Поразительная новость: Алексей Навальный проиграл суд по делу о защите чести и достоинства. Это настоящая сенсация. Прямо не верится.

Это был, можно сказать, исторический процесс. Второй такой как минимум на моей памяти, в ходе которого решался поистине вольтеровский вопрос. Что выше: свобода слова или так называемая правда, она же истина? Может ли человек безнаказанно трындеть или его за это жестоко накажут? Отчасти и достоевский вопрос: тварь он дрожащая или право имеет нести любую ахинею?

Клеветники утверждают, что свободы слова в России нет. Причем доходят в своих измышлениях до того, будто и политики у нас стеснены в речах, и пресса корячится под гнетом цензуры. Чуть что, первых карают изгнанием из рядов, а вторую банкротят и губят. Клеветники снова посрамлены, и опять в том же Савеловском райсуде г. Москвы, который теперь иначе как бастионом свободы назвать трудно. Хотя, конечно, найдутся желающие. За всеми не уследишь. Но их обязательно поймают.

Судите сами.

В первый раз это случилось с политиком по имени Путин. Он тогда работал премьер-министром и в одном из своих выступлений неосторожно заметил, что оппозиционеры Немцов, Рыжков и Милов потому занимаются политикой, что желают "денег и власти". Тут бы ему остановиться, но он не стал останавливаться. "В свое время, - прибавил оратор, - они поураганили, в 90-х годах, утащили вместе с Березовскими немало миллиардов". Так он выразился, не в силах сдержаться, и тут же попал под суд.

Повод был смехотворный: якобы ответчик все наврал. То есть Путин и правда все наврал, спутав самого себя, бывшего друга упомянутого Березовского, с оппозиционерами, но разве он не волен был говорить что ему вздумается? Не мог перепутать? Или в интернете мало было пропечатано брехни про тех же истцов, откуда гражданин премьер-министр, вероятно, и почерпнул свои тайные знания? Или имена собственные упоминал, чтобы оскорбить конкретных людей, а не в нарицательном, понимаете ли, значении этих фамилий, для обозначения определенного класса политических деятелей? Или истцам закон не писан, включая практику Европейского суда по правам человека, который прямо устанавливают, что политики могут и должны подвергаться критике?

В таком духе выступал адвокат ответчика, и судья, вы не поверите, если забыли про этот процесс, внял доводам защиты, и Путин был оправдан! Обвиненный теми, для кого свобода слова - звук пустой, он мог отныне прямо глядеть в глаза людям и с чистой совестью трындеть дальше. Чем и занимается до сих пор, на радость десяткам миллионов соотечественников и друзей России за рубежом.

Однако испытания, выпавшие на долю Владимира Владимировича, меркли в сравнении с теми бедами, которые обрушились на сотрудников ВГТРК. Имею в виду прославленного телеведущего Дмитрия Киселева и его подельника, автора документальной ленты "Эффект Браудера" Евгения Попова. Главная проблема заключалась в том, что они, в отличие от Путина, не ограничились одной-двумя диковатыми фразами. Взыскуя свободы, эти граждане сварганили целое кино, а вслед за ним организовали ток-шоу, в ходе которых два часа подряд окормляли нас отборнейшей брехней. Туфтой, какой, быть может, свет не видывал со времен покойного рейхсминистра пропаганды, тоже страдавшего неудержимой тягой к вольномыслию. При том что рейхсминистр знал толк в этих извращениях, да и коллеги Киселева с Поповым тоже знают.

Казалось, им, беднягам, не отвертеться. К тому же за спиной истца маячила мрачная тень ФСБ, откуда пришла справка, что Алексей Навальный, один из главных героев фильма, не является агентом британской разведки. А ведь на этом строился сюжет прогремевшей картины, повествовавшей о том, как агент Навальный, ведомый агентом Браудером, сообща разваливали Россию и убивали Сергея Магнитского. На этом основывались "документы", доставленные в нашу студию прямо из Лэнгли, с такими, знаете, печатями, и написанные на таком чуть ли не английском языке. Не говоря уж о переписке между агентами, перехваченной в ходе "Операции "Дрожь". Страшное дело вообще вырисовывалось... Возникало чувство, что ответчиков непременно осудят и мы увидим их, униженных, пристыженных, прибитых и очень несчастных.

К счастью, ничего этого не произошло. Во-первых, в суд они не явились - ни Киселев, ни Попов. Остались сидеть дома с гордо поднятой головой. Во-вторых, великолепный адвокат и на сей раз достойно вступился за свободу слова, убедив судью в правоте ответчиков. Выяснилось, например, что вредоносная деятельность истца, направленная на уничтожение России, никак его не порочит, поскольку является вполне законной, - где еще, скажите, такое дозволено, в какой Америке, какому диверсанту?

Шпионаж, правда, даже у нас преследуется, но тут вышла другая закавыка. По мнению адвоката и солидарного с ней судьи, шпион и предатель в фильме - это не Навальный. А кто? Суд не стал этого устанавливать, да и как установишь, если кроме Браудера с Навальным там некого обвинять? А на нет и суда нет, начиная с Савеловского районного.

Поразительная новость, да. Поразительный суд. Поразительный адвокат. Кстати, в ней проигравший опознал ту же "тетушку", что некогда защищала и премьера Путина, отстаивая его неотъемлемые права. Думаю, стоит назвать ее имя - Елена Забралова - и всегда обращаться к ней, если вдруг, не дай бог, кто-нибудь опять посягнет на свободу слова. Только к ней надо обращаться, и только в Савеловский суд, и только если ты Путин, на худой конец Киселев либо Попов. Зато с гарантией победы и с твердой уверенностью в том, что клеветать можешь с открытой душой и врать как дышишь. На радость вольнолюбивым россиянам, в пику маловерам, на горе клеветникам.

Илья Мильштейн, 13.07.2016


новость Новости по теме