статья В морду плюнешь - драться лезет

Илья Мильштейн, 26.02.2015
Илья Мильштейн. Courtesy photo

Илья Мильштейн. Courtesy photo

Англичанин-мудрец скажет коротко и витиевато: self-fulfilling prophecy. А мы разъясним это явление многословно, но на простых примерах. Если подойти к явно неприятному, хотя и малознакомому господину и плюнуть ему в лицо, то он скорее всего обидится. Даже сильно обидится, настолько сильно, что от него можно будет и по хлебалу схлопотать. А если, предварительно возбудив в себе неприязнь к социальной группе "менты", броситься с кулаками на полицейского, то о последствиях страшно и подумать. У мента пушка.

Механизм здесь обнаруживается такой. Изначально возникает вот эта самая антипатия - чувство иррациональное, тонкое, едва определимое. Потом конфликт. И тут выясняется, что неспроста этот малознакомый, но неприятный господин или целая социальная группа вызывали у вас безотчетную вражду. Оказывается, они вас не любят. Они дерутся, а то и убить могут. Вы были правы!

Вот это по-английски и называется self-fulfilling prophecy. Самосбывающееся пророчество, самоисполняющийся прогноз. Разные есть переводы, но суть понятна. Когда долго, напряженно и последовательно взращиваешь в себе тревогу по отношению к отдельным людям и коллективам, то рано или поздно начинаешь их ненавидеть, а там и до драки недалеко.

Контакты России с Западом в разные эпохи можно было описывать этим англоязычным словосочетанием. Менялись политические системы, цари, вожди и национальные лидеры, но это оставалось неизменным. И все предсказания исполнялись сами собой, и тягостные ожидания какой-нибудь очередной подлянки сбывались очень скоро. Подтверждая худшие опасения.

То же самое происходило и внутри страны, где божьим помазанникам или генеральным секретарям противостояли так называемые западники, иначе - пятая колонна. Введешь, бывало, войска в Польшу, на Кавказ, в Венгрию, ЧССР либо Афганистан, так обязательно сыщется какой-нибудь Толстой, Герцен, Сахаров или Галич, которым это не понравится. Загадили фонтан, видите ли, и вообще наши танки на чужой земле - какой ужас! И солидарно с этими врагами народа всякие Черчилли постили в микроблогах свои фултонские речи, которые после цитировались на "Радио Свобода" или телеканале "Дождь". Всегда было так, да, и самые безотрадные пророчества исполнялись вечно.

Мысль о России как осажденной крепости в новейшие времена трудно пробивала себе дорогу. Две кавказские войны почему-то мало повлияли на Запад в его связях с РФ. Враги, как можно теперь догадаться, затаились, копя в себе русофобию. Ликвидация парламентской демократии, политические убийства и процессы, удивительное дело, тоже оказали слабое воздействие на американцев и прочее ПАСЕ. Война в Грузии, где местный наймит ЦРУ позволил себе подло скопировать нашу чеченскую войну, также не произвела особого впечатления на Запад. Россия по-прежнему лицемерно признавалась достойным партнером в "восьмерке", "двадцатке" и других элитных международных клубах, и лучшие люди страны в рамках семейного бизнеса безнаказанно отоваривались за границей замками, дворцами, виллами, яхтами, коллекционными тачками и банковскими счетами. Казалось, неприятный западный господин все стерпит, сколько ему ни плюй в рожу, и мировой жандарм не проснется на своем посту, даже если поковыряться ножичком в его мундире.

Спецоперация "Крымнаш" с последующей полномасштабной войной на востоке Украины наконец-то положила конец этому нестерпимому ханжеству мировой закулисы. Сразу черным вороньем прилетели санкции, и лучшие люди страны лишились права голоса в Европе. Сразу Россию практически исключили из "восьмерки", а на саммите "двадцатки" в Брисбене нашего президента принимали так, что лучше бы и не приглашали. Сразу в них во всех, за редким исключением, пробудилась вековечная зависть к России, закоренелая ненависть, исконная стратегия сдерживания.

Тайное стало явным.

То есть буквально вчера еще наша крепость стояла посреди чистого поля, никому не нужная, и в какую даль ни погляди, всюду копошились партнеры по международным элитным клубам и заморские купцы с гаджетами, а вот уже ее осаждают враги. Подвозят стенобитные орудия, грозят новыми санкциями, шантажируют тотальной политической изоляцией и отключением от системы "СВИФТ". Гнусные, кровожадные, подлые, но и долгожданные, конечно. Потому что, прямо скажем, измучились мы без них за три десятилетия, места себе не находили. Нутром чувствовали, что кругом неприятели, но доказать не могли. Пока не харкнули смачно им в морду и не кинулись на них сломя голову. С беспредельной искренностью, предками заповеданной. И чувством глубочайшей внутренней правоты.

Это вообще очень познавательная штука - self-fulfilling prophecy. Познаешь мир, во всем его враждебном однообразии, что и сам предощущал. Познаешь себя, во всем великолепии, и свое место в этом поганом мире находишь безошибочно, заранее ощетиниваясь и зверея. Познаешь истину, простую как солдатский сапог: нас не любят - но чтобы это постичь и заставить иностранца и внутреннего врага показать свое истинное лицо, надо сильно постараться. Иногда прямо руки опускаются: оппозицию прижал, войну затеял, тысячи людей положил, а они все улыбаются из последних сил, и руки пожимают, и в гости напрашиваются, и к себе зовут. Но видно же, что не любят, и только ждут момента.

И чего не любят, спрашивается?

Илья Мильштейн, 26.02.2015


в блоге Блоги