статья Столпоборение

Илья Мильштейн, 16.05.2014
Илья Мильштейн. Courtesy photo

Илья Мильштейн. Courtesy photo

Одуревшие от вседозволенности фанаты, которых прикрывают проворовавшиеся чиновники "Газпрома". Кто это вчера так высказался в своем микроблоге, как вы считаете? Если знаете, то не подсказывайте. А если не знаете, но полагаете, что коллективный Навальный, то ошибаетесь. Сильно ошибаетесь, вообще говоря.

Это так высказался одинокий пользователь по имени АрамАшотыч – в своем твиттере, собрав некоторый урожай угроз и оскорблений. Знаменитый пользователь. Старейшина журналистского цеха.

Полемика вокруг фанатов и воров из государствообразующего концерна возникла не на пустом месте. В Краснодаре, где питерский "Зенит" встречался с местной "Кубанью", фанаты газпромовского клуба напали на журналистов LifeNews, избив оператора и повредив камеру. Теперь милиция разыскивает и вроде бы успешно ловит хулиганов, и вспыльчивый Арам Габрелянов, глава холдинга "Ньюс Медиа", кратко и афористично сообщает все, что он думает о "Зените", его болельщиках и спонсорах. Не выбирая выражений.

Ситуация непривычная. Получается, один из столпов режима, верный солдат партии власти, обрушивается с кулаками на другой столп. Руководитель главного путинского таблоида обвиняет в коррупции топ-менеджеров главной путинской бензоколонки, если не самого Миллера. То есть колеблет треножник власти, а то и раскачивает лодку. Налицо разрыв шаблона.

Как это объяснить?

Разумеется, от Арама Ашотовича можно ожидать всего. В том числе и постановочного скандала, с привлечением фанатов и дальнейшей раскруткой темы. Такая уж репутация у этого человека-холдинга. Но тогда непонятно: что Габрелянов с присущими ему журналистами имеет против "Газпрома"? И разве не осталось в нашей жизнь святынь, на которые никому не дозволено поднимать руку, в особенности государствообразующим таблоидам? Тем не менее Арам Ашотович, уподобляясь тому же Навальному, духовную скрепу сломал и на святыню покусился. Загадка.

С другой стороны, футбольные фанаты давно уже достали граждан, а газпромовские – в особенности. В воскресенье один из них, выбежав на поле, ударил по лицу защитника московского "Динамо" Владимира Граната. Вчера они напали на репортеров. И как ни относись к Габрелянову, он тоже живой человек, фанат своей удивительной газеты, болеющий за питомцев. Вот и высказался.

К тому же у LifeNews с "Зенитом" старые счеты. Осенью прошлого года журналисты этого издания выяснили, что клирик Глеб Грозовский, окормлявший футбольную паству, подозревается в педофилии. Имя подозреваемого в нападении на динамовского защитники тоже разгласили в газете "Жизнь". Не исключено, что в ходе всех этих разборок личные отношения Арама Ашотовича с "проворовавшимися чиновниками" заметно осложнились и он выплеснул свой гнев, узнав об избиении журналистов. Потому что накипело.

Впрочем, имеется и объяснение совсем простое. "Одуревшие от вседозволенности", – припечатывает отморозков Габрелянов, и тут важно каждое слово. В самом деле, связка "Газпром"–"вседозволенность" – это ведь не только про газ и про футбол. Мы имеем дело с той самой вертикалью, воспетой начальством и его прессой, которая никогда не служила общественному благу и задумывалась исключительно для подавления. Одни пугают, бьют, убивают, другие – прикрывают, как формулирует тот же Арам Ашотович.

На уровне бизнеса это власть, равноудаляющая политически вредных олигархов, и бандиты в погонах, отжимающие фирмы у предпринимателей помельче. На уровне медийном это дикие законы, уничтожающие прессу, и бандиты из молодежных, допустим, организаций с арматурой, закошмаривающие журналистов. А если много о себе возомнил и провинился прикремленный Габрелянов, затеявший войну с "Зенитом", любимым детищем газового монополиста, то почему бы не потрогать руками его подопечных, спустив на них подотчетных фанатов? Что, собственно, мешает?

Вертикаль – это ведь строго иерархическая, эффективно действующая структура. Наверху чинные такие, ухоженные, гладкие, как бы цивилизованные люди. А внизу исполнители, люди с виду грубоватые, но по ним можно судить о высшем начальстве. И когда "сторонники федерализации" в Артемовске избивают и пытают журналиста "Новой" Павла Каныгина, из уст чудом выжившего коллеги мы слышим рассказ не только о бандюганах, оккупировавших юго-восток Украины. За их окопной правдой стоит Москва с ее представлениями о том, как надо бороться за счастье русскоязычных в чужой стране. Какими средствами, которые страшнее любой цели.

То есть имеется газета "Жизнь", немало репортажей посвятившая героям, фанатично борющимся за раскол Украины, а рядом течет жизнь как таковая. С футболом, который, как известно, есть имитация войны, и болельщиками. И когда они сталкиваются, пропагандистское вранье пополам с репортерскими удачами и мрачноватая рельность, то высекаются искры, и даже Арам Ашотович, старый газетный волк, вдруг превращается в Навального. Ненадолго, на пару твитов, но и это впечатляет. Вдруг выясняется, что жизнь, данная нам в ощущениях, оскотинилась уже настолько, что не выдерживает и Габрелянов, один из ее соавторов, и можно только гадать о том, как он отреагирует, если его пронырливых корреспондентов отметелят, к примеру, сотрудники ФСО. Но пока речь идет о "Зените", и Арам Ашотович бунтует, расширяя границы личной свободы и бесстрашно обличая "Газпром".

Илья Мильштейн, 16.05.2014


в блоге Блоги

новость Новости по теме