Переселение в желтый дом
Весть о модернизации "Известий" всколыхнула журналистскую общественность.
Газета за последние десять лет не в первый раз меняет владельца и главного редактора. Но в данном случае перемена мест слагаемых, по всему видно, судьбоносная. И по-особому примечательная.
По мнению экспертного сообщества, все в газете было нехорошо - и содержание, и форма, и здание, и зарплаты, и отдельно взятые сотрудники.
Все в ней было скверно - кроме бренда и места расположения редакции. Эти два предмета и являются магнитами (к тому же намазанными медом) для всех, кто возжелал репутационной и коммерческой выгоды одновременно.
По отдельности - нет проблем. Проблема в единстве противоположностей.
Нельзя сказать, что идея превращения старейшей, общенациональной респектабельной и вместе с тем убыточной газеты в сверхприбыльное предприятие, к тому же политически влиятельное, родилась только вчера. Она уже давно парила над Пушкинской площадью. Правда, лениво и невысоко.
Еще в нулевые годы, когда я там работал, приходилось слышать: как бы так сделать, чтобы и задорого продаться, и уважения к себе не потерять. Прозорливые менеджеры говорили мечтательно, что есть только один вариант: надо продаться очень задорого - чтобы и думать об уважении к себе не надо было. Дальше этой цели их креатив не простирался.
Несколько команд на моей памяти подступалось к этой сверхзадаче. И уже тогда ползли по широким коридорам дома на Пушке слухи, что вот, мол, администрация присмотрела какой-то склад в одной из "ям" близ газетного комплекса "Правды", куда все мы переедем, а покинутый "вишневый сад", разбитый на офисные клети, новый хозяин будет сдавать многочисленным арендаторам за большие бабки.
Робкие вопросы - мол, и так три четверти нашего дома заселено "дачниками", а богаче мы от этого не сделались - повисали в воздухе.
Идея с таблоидизацией издания тоже проговаривалась владельцами. И тоже очень робко.
Теперь, судя по всему, пришло время для радикальных шагов в обоих направлениях. Здание очищено от редакционного коллектива, надо понимать, не для того, чтобы сдать арендаторам оставшихся пару этажей. Самое дорогое здесь не железобетонные стены, а земля под ними. Тут не надо быть ни чеховским Лопахиным, ни нашим современником Михаилом Прохоровым, чтобы выдумать сверхэффективную схему обогащения.
Ну и ладно. И бог с ней - с этой чудесной сказкой, которая и вправду может обернуться коммерческой былью.
Посмотрим, насколько реален другой сон: превращение заплесневевшего бренда в высокотиражную деловую газету, годную для употребления в политических целях.
Куратор реформируемых "Известий" господин Габрелянов дал понять, что предполагает догнать по тиражам таблоид "Жизнь", оставив позади по качественному контенту "Ведомости", "Коммерсант", Wall Street Journal и всю остальную мировую респектабельную прессу.
Как можно догадаться по многочисленным публичным высказываниям господина Куратора, предполагается не формальное сожительство таблоида с политикой, подобное тому, что мы видим в "МК" и в "КП". Вот вам, мол, политическая злоба дня, интеллектуальные интервью с известными ньюсмейкерами. А вот вам же и за ту же цену, и в том же флаконе материально-телесный низ популярных медиаперсонажей из мира шоу-бизнеса, культуры, спорта, высокопоставленного чиновного люда со всеми их потаенными родимыми пятнами возможных пороков.
Нет, речь идет о более тесном сосуществовании - о реальном, а не фиктивном браке.
Речь о том, чтобы технологии перетряхивания грязного белья мастеров шоу-бизнеса, наработанные Габреляновым в "Жизни" и "Твоем дне", были применены в освещении политических, экономических и культурных реалий.
Одна из них - "выстраивание источников инсайдерской информации". Это так называется у них то, что по-простому, без эвфемизмов, означает: вербовка должностных лиц "ради нескольких строчек в газете". Из них создается сеть оплачиваемых осведомителей. Как это было, когда он редактировал "Симбирские губернские ведомости". Теперь эту схему можно будет реализовать на другом уровне и в другом масштабе.
В подобных случаях информационная служба издания начинает жить и работать по законам теневой структуры. Что-то она выдает на-гора, на обозрение публики сразу и разом, а что-то откладывает про запас. Как это делал и, возможно, продолжает делать сайт WikiLeaks. Может быть, господин Габрелянов, про которого говорят, что ему не дают покоя лавры медиамагната Мэрдока, возмечтал еще и о славе Джулиана Ассанжа?
Как бы там ни было, средство массовой информации, развиваясь в этом направлении, в конечном итоге может трансформироваться в секретную спецслужбу.
Если так пойдет дело, "Известия" не обязаны становиться новым электоральным ресурсом; им довольно быть респектабельной крышей для глубокой информационно-аналитической разведки в интересах того или иного политического движения.
Не обязаны-то не обязаны, но хорошо бы и им обзавестись солидным электоральным ресурсом. Это дело чести для хозяина желтого издательского дома "Жизнь".
Для этого в качестве локомотива и нужен таблоид. И опять же не только в порядке внешней приманки.
Хозяин уверен, что и политику на газетных полосах можно разыгрывать, пользуясь приемами таблоидной практики: провоцировать скандалы, раздувать сенсации, обострять личную неприязнь политиканствующих субъектов, подогревать общественные эмоции, делать из мух слонов, слонов отдавать на съедение тучам муравейников и т.д.
Политика может быть шоу. Это доказало телевидение. Так почему не дать газете шанс сочинить и разыграть шоу с участием "заслуженных артистов" от политики "для умных и глубоких читателей", как выразился бы гражданин-шоумен Александр Гордон? Почему о политике, экономике и культуре не говорить с читателями на языке известных телеформатов: "мыльная опера", "криминальная драма", "психологический триллер", "исторический адюльтер" и т.д.?
К этому, собственно, и клонит господин Габрелянов, когда предрекает: "таблоидизация грозит всем".
"Таблоиды, - прибавляет он, - это выжимание из человека ощущений и эмоций. Сейчас даже серьезные издания переходят к таблоидизации - возьмите заголовки "Коммерсанта", "Ведомостей" - они на уровне скандала. Еще пять лет назад такого не было!"
Сейчас он собирается равняться на ТВ, которое (какой канал ни возьми) давно уже стало, честно говоря, таблоидом. Чтобы убедиться в этом, довольно несколько вечеров посвятить телевизору, где серьезная аналитика дается через запятую с плохо прожаренными сплетнями о звездных медиаперсонажах. Все большие каналы обошла фотосессия нагой Волочковой вперемежку с репортажами о гибнущих деревнях, о брошенных детях и т.д.
И как тут не вспомнить, что телевидение сначала само кормилось скандальными и просто дикими сюжетами с барского стола газеты "Жизнь". Теперь оно, преуспев по части таблоидизации населения, расширило рынок для новых модификаций изданий типа "Жизнь", одной из которых, возможно, и станет газета "Известия".
Вроде торжество идей господина Габрелянова предрешено. Но что-то мне сдается, он проиграет. Почему? Не знаю. Чувство подсказывает.
Вру. Не только чувство. Еще и прецедент. Два года назад нынешний благодетель "Известий" вздумал было облагодетельствовать оставшийся без средств к существованию и развитию качественный интеллектуальный журнал "Русская жизнь". Пару раз хозяин желтого дома встретился с сотрудниками журнала. Больше не потребовалось, вспоминают сотрудники, ибо разговаривать было сложно. И не только потому, что собеседник изъяснялся исключительно на трехэтажном, которым, по свидетельству очевидцев, владеет столь же виртуозно, как и зангезурским диалектом армянского языка.
Сотрудники "Русской жизни" прервали переговоры, как я понял, просто из гигиеничеких соображений.
Сотрудники "Известий", возможно, не такие гордые. Не чистоплюи. "Жизнь" есть жизнь, могут они сказать - и поселиться в желтом издательском холдинге с угрызениями совести. А можно и перевернуть эту формулу - жизнь с маленькой буквы и без кавычек есть "Жизнь" - и прописаться по тому же адресу, но уже с вызывающим чувством гордости. От перемены мест слагаемых...
Статьи по теме
Правда "Жизни"
Арам Габрелянов ни за кем не бегает. 38 "золотых перьев" во главе с Ямпольской - влево, шагом марш вдоль по Питерской, то бишь в новое здание на Ямское поле, остальных расстрелять, точнее - уволить. "А наши деньги?" - робко интересуется коллектив "Известий". "Разберемся", - цедит сквозь зубы эффективный менеджмент.
Девушка и "Жизнь"
Отчего, спросит недоброжелатель, не устроена очная ставка того же Данилкина с Васильевой? А почему до сих пор не пригласили на беседу Ольгу Егорову - вот бы посмотреть, что она там уронит? И главное, как объяснить тот удивительный факт, что юридическую истину в этом деле ищет вышеупомянутый Дрыманов - тот самый, что в свое время возглавлял бригаду по обвинению узников "ЮКОСа"?
Перекрест на могиле
О Владимире Перекресте, авторе текста, опубликованного в газете "Известия", хочется думать, что он не подонок, а слабоумный. И сочинил свои "сенсационные подробности" убийства Станислава Маркелова и Анастасии Бабуровой так, как они сочинились, не по злобе, а в силу профнепригодности
Преприятные "Известия"
Ничего нет удивительного в том, что главный редактор "Известий" снял колонку Ирины Петровской про Михалкова и Путина. Удивительно, что сама Петровская этому удивилась. Такое впечатление, что она не читает газеты, в которой работает. Если бы читала, заметила, что газета предельно лояльна президенту и подобострастно предана Михалкову.