статья Панк-амнистия

Илья Мильштейн, 11.12.2013
Илья Мильштейн

Илья Мильштейн

Хорошие новости в России загадочны.

Вот объявили, что скоро будет амнистия. Через центральную прессу организовали утечку. Потом опубликовали текст. Скоро Дума в едином порыве свершит свой подвиг милосердия – и все равно надо провести титаническую работу, чтобы хоть приблизительно понять, кто из российских узников в течение ближайшего полугода имеет шанс выйти на волю. Если, конечно, лагерная администрация не устроит несчастным напоследок "злостные нарушения" - и тут уж сам Путин бессилен будет им помочь.

Самая же главная тайна, на мой взгляд, заключена в этих шести месяцах, отведенных на освободительную борьбу. Это совсем непонятно. Имеются статьи, тщательно выбранные в УК, чтобы не дай бог Ходорковский не вышел на волю, а Сердюков не сел. Имеются узники, числом от двадцати тысяч, для которых теперь лишний день пребывания в лагере – это пытка покруче полного срока. Ну так освобождайте поскорей, кто мешает? Тем более сроки все больше вегетарианские, и те же кощунницы могут, досидев до упора, освободиться еще раньше, чем их помилуют народные избранники.

Кстати о Pussy Riot.

Другая хорошая новость, пришедшая вчера из Верховного суда, связана как раз с судьбами Надежды Толоконниковой и Марии Алехиной и повергает уже в полный ступор. Ясное дело, такова процедура: высшая инстанция возбуждает надзорное производство по делу и переправляет его в президиум Мосгорсуда, но выглядит это как чистейшее издевательство. Применительно к современным судебным реалиям, в которых новый процесс может означать для осужденных новый этап хождения по мукам. Вспомним хоть дело Фарбера.

Да, но все-таки, если вдуматься: Верховный суд счел жалобу обоснованной и отправил ее примерно туда, где девочкам влепили двушечку. В Москву, в Москву, где правит бал госпожа Егорова. Непостижимо.

Мы же видели, как это бывает в кино, посвященном торжеству правосудия в одной отдельно взятой высшей судебной инстанции. Почему в жизни все не так, как в фильмах с хорошим концом, где добро в судейской мантии выигрывает бой нокаутом и зло в обличье прокурора грызет локти в коридоре, а лжесвидетеля берут под белы руки прямо в зале суда и устраивают ему, говоря словами классика, кровавую ежовщину? Отчего у нас устроено по-другому и Верховный суд, усмотревший загадочные до поры нарушения в ходе процесса над Марией, Надеждой и Екатериной, не может эти нарушения самостоятельно устранить? При всем нашем, так сказать, уважении к Мосгорсуду, у которого известно какая репутация.

Разумеется, это все жалобы дилетанта, и любой адвокат на пальцах легко объяснит, почему дела обстоят так, а не иначе. То есть почему Верховный суд отмечает нарушения закона в приговоре, вынесенном судьей Сыровой, а девочки все равно сидят. Отчего пересматривать приговор будут примерно те же люди, что и посадили, и все это правильно и справедливо, и даже мудро устроено. Человеку неподготовленному постичь эти юридические загогулины нелегко и лучше даже не пытаться.

Более того. Человеку неподготовленному, но навеки приговоренному размышлять о таинствах российской судебной системы, то есть журналисту, никаких мыслей в голову не приходит кроме конспирологических. Такой глубоко испорченный человек сразу приходит к убеждению, что Путина с души воротит лично освобождать феминисток, и вот Верховный суд находит нарушения, а президиум Мосгорсуда, собравшись через пару месяцев, как-то изловчится и скостит им срок, и они наконец выйдут на волю. Естественно, до Олимпиады, чтобы из желающих ее бойкотировать политиков не выстроилась слишком длинная очередь. Такие фантастические картины рисуются нашему воображению, и тут уж ничего поделаешь: привычка. Основанная на опыте.

Хорошие новости в России загадочны, и это плохо, но их мало, и это по-своему хорошо. Не надо слишком уж ломать голову над потоком хороших необъяснимых новостей. Хватает буквально двух, чтобы захлебнуться от счастья в этом потоке.

Илья Мильштейн, 11.12.2013


новость Новости по теме