статья Бумага в клетку

Екатерина Шульман, 10.12.2013
Екатерина Шульман. Courtesy photo

Екатерина Шульман. Courtesy photo

Традиция при принятии всякого государственного решения конспирироваться до последнего в деле с амнистией к 20-летию Конституции была полностью соблюдена. Поскольку постановление об амнистии и порядке ее применения принимает Дума, то сперва предполагалось, что Дума и будет готовить текст. Потом свою концепцию - не проект текста постановления - подготовил Совет по правам человека при президенте, но в администрации ее назвали слишком всеобъемлющей, и улучшенный текст вроде как стала писать Общественная палата. Потом президент внезапно с концепцией СПЧ согласился, но текст вносить собрался сам, с тем чтобы он был доработан "при активном участии депутатов".

Все это время никакого проекта текста постановления никто не видел – неразборчивая публика приняла было за таковой концепцию СПЧ, но это совсем другой документ, куда менее определенный.

Прошла информация, что проект внесут в понедельник, 9 декабря. В понедельник сказали, что нет, внесут после президентского послания, а послание будет 12 декабря. Там Посылающий расскажет о своем гуманизме и примирительных намерениях, а потом и сам проект постановления появится. В результате постановление было внесено президентом в Думу 9 декабря, когда никто не ждал, но тоже очень хитро – по окончании рабочего дня, после 19.00. На официальном сайте kremlin.ru вывесили об этом информацию, пояснительную записку и – внимание! – текст постановления о применении амнистии. Но не сам текст постановления об амнистии. Одно без другого – это как ключ к шифру без самого шифра. В думской базе АСОЗД (Автоматическая система обеспечения законодательной деятельности) до утра 10 декабря не было вообще ничего. Из новых постановлений сиротливо висело только депутатское заявление по ситуации на Украине.

И вот в середине дня 10 декабря появляется наконец полный текст проекта постановления как в АСОЗД, так и на сайте "Российской газеты".

К чему была вся эта загадочность, непонятно. Опасались, что зеки, узнав о грядущей свободе, возьмутся на радостях бунтовать? Или коварные их сообщники на воле пролезут в Главное государственно-правовое управление и ночью поправят текст? Как бы то ни было, ясно: "активное участие депутатов" в подготовке амнистии – это фикция. До сегодняшнего дня ни один депутат не знал об амнистии ничего и не прикасался к разрабатываемому тексту ни в каком виде.

Власть исполнительная, настоящая, никогда не упускает случая показать ветви законодательной ее истинное положение. Вообще-то амнистию объявляет Дума, а у президента есть свое отдельное право помилования, которое он может осуществлять в любой момент. Таким образом он отбирает все елочные игрушки у парламента с целью украситься ими самостоятельно – при этом за все прочие президентские инициативы, одобряемые Думой, отвечает только она одна – "депутаты приняли очередной идиотский закон". Кто закон подписывал – без чего он не может стать законом – остается за пределами поля зрения публики. Впрочем, тут каждому воздается по грехам его, так что сочувствовать особенно нечему.

После внесения, учитывая, что текст исходит от президента, предлагать поправки никто не будет. Хотя возможность такая есть: постановление об амнистии принимается в том же порядке, что и законопроект, то есть в трех чтениях с поправками между первым и вторым. Но кто ж посмеет править начертанное священной рукой правителя – так что будем исходит из того, что текст внесенный есть текст окончательный.

Посмотрим, что там есть:

1. Кроме разных матерей с детьми и несовершеннолетних инвалидов, полностью попадает под амнистию статья 213 ("хулиганство") - Pussy Riot и Greenpeace. Но с Pussy Riot есть тонкий момент: постановление об амнистии должно быть исполнено в течение шести месяцев со дня вступления в силу, а вступает в силу оно с момента опубликования. Срок у Pussy Riot заканчивается в марте – совсем небольшие бюрократические усилия по замедлению межведомственной переписки дают им отсидеть полный срок, при этом на весь мир будет заявлено, что "Путин помиловал кощунниц".

2. Статья 212 - "массовые беспорядки" - попадает вся кроме п. 1: "Организация массовых беспорядков, сопровождавшихся насилием, погромами, поджогами, уничтожением имущества, применением огнестрельного оружия, взрывчатых веществ или взрывных устройств, а также оказанием вооруженного сопротивления представителю власти". Пп. 2 и 3 - это участие. Организаторы у нас, как я понимаю, - это Развозжаев и Лебедев и неуловимый Гиви, а болотные люди - участники. Другое дело, что у некоторых из них кроме 212 еще другие статьи есть. Статьи 317 ("посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа") и 318 ("применение насилия в отношении представителя власти") из амнистии исключены.

3. Да, освобождаются "военнослужащие, сотрудники органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и иных лиц, принимавших участие в боевых действиях либо в действиях по защите Отечества", если у них меньше 5 лет и они осуждены впервые. Ну да у нас ментам много не дают. При этом серьезные статьи, связанные с насилием над личностью, - убийство, тяжкие телесные, истязания, похищение - из амнистии исключены. Но не 108 ("убийство, совершенное при превышении пределов необходимой обороны либо при превышении мер, необходимых для задержания лица, совершившего преступление"), 109 ("причинение смерти по неосторожности"), 110 ("доведение до самоубийства"), 111 ("умышленное причинение тяжкого вреда здоровью"), 112 ("умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью"), 113 ("причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью в состоянии аффекта"), 114 ("причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью при превышении пределов необходимой обороны либо при превышении мер, необходимых для задержания лица, совершившего преступление"), 115 ("умышленное причинение легкого вреда здоровью"), 116 (Побои). Так что видно намерение выпустить пострадавших от правосудия ментов, оставаясь притом в рамках некоторых приличий.

4. Новая статья 128.1 ("клевета") - попадает. Статья 298.1 ("клевета в отношении судьи, присяжного заседателя, прокурора, следователя, лица, производящего дознание, судебного пристава") тоже попадает.

5. Исключены все сексуальные статьи кроме 133 ("понуждение к действиям сексуального характера"). Ну да несчастному минтрансовскому чиновнику Макарову и так ничего не светило.

6. Почему-то исключены из амнистии статьи 146 ("нарушение авторских и смежных прав") и 147 ("нарушение изобретательских и патентных прав") - Михалков, что ли, подсуетился?

7. А мошенничество со всеми родственными статьями (159 - 159.6), товарищи, большей частью вошло, кроме пп. 3 и 4 (с применением служебного положения в крупном размере - организованной группой в особо крупном размере).

8. Зато преступления в сфере экономической деятельности (не путать с экономическими преступлениями), включая налоговые, - ст.ст. 169 - 200.1 - исключены все. Экономическая амнистия закончилась, звиняйте.

9. Все политические статьи из амнистии исключены: не говоря уж о шпионаже и мятеже, но и великие 282 ("возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства"), 282.1 ("организация экстремистского сообщества"), 282.2. ("организация деятельности экстремистской организации"). Кроме ст. 280 ("публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности") и всех статей, связанных с гостайной. Я считаю, это хорошо: ст. 280 - типичная блогерская (надеюсь, по ней никто не сидит, но осужденные могут быть).

10. И к вопросу о красотке Васильевой и всех ее любовниках. Статьи, описывающие должностные преступления, в амнистию вошли - кроме взятки и посредничества при взятке. Нецелевое расходование бюджетных средств амнистируется, как и превышение полномочий. Знаменитая халатность - появление в чужой квартире во время обыска в халате - вошла. Это, опять же, при условии, что дадут (дали) меньше 5 лет. Заведенные дела по соответствующим статьям тоже могут быть прекращены по амнистии.

11. Статья 329 ("надругательство над гербом или флагом") исключена! Нет прощения Bloodhound Gang, или как их там.

12. Плохой момент: "Не распространять действие настоящего Постановления на осужденных, злостно нарушающих установленный порядок отбывания наказания". Что такое злостное нарушение? Какое является именно злостным, а какое не очень? Определяет тюремная и лагерная администрация. При желании можно злостное нарушение и экстренно организовать – и вот уже человек не попадает под амнистию.

В целом не соглашусь с Ольгой Романовой - это не ментовская амнистия, хотя некоторые наклонности в эту сторону в тексте заметны. Нечаянная радость - включение ст. 159, хотя бы и частично, и всего, что касается участия в массовых беспорядках. Да, конечно, лучше бы эти статьи переписать - а 282-ю с присными отменить, - а также установить иную правоохранительную практику и откуда-то завезти работающий суд. Но пока этого ничего нету и не ожидается, спасибо хоть за тех, кого отпустят.

Члены СПЧ с их тяжкой и малоприятной работой, одновременно несущие клеймо причастности – вроде как совет при президенте – и не имеющие совершенно никаких полномочий кроме возможности подсунуть под державный нос очередную просьбу и услышать, что это сыро, широко и недоработано, – заслуживают нашей благодарности. Тем более что все публичные благодарности за доброту и обаяние достанутся одному-единственному человеку – который постановление об амнистии даже не подписывает.

Екатерина Шульман, 10.12.2013


в блоге Блоги

новость Новости по теме