Куда брошен жребий?
В Следственном комитете снова заговорили про Навального. Правда, на сей раз это не официальный пресс-релиз Владимира Маркина и не запись в его твиттере, которую можно приравнивать к пресс-релизу, если не к приговору, а всего лишь анонимный слив центральной газете. Хотя скорее всего именно Маркин, колумнист "Известий", сообщил коллегам, что СК "активизировал расследование двух других уголовных дел против оппозиционера и его родного брата Олега, включающих в себя три эпизода".
Речь идет о "хищении 100 млн рублей у партии СПС", а также о злодейских "транспортных услугах", которые братья Навальные оказали компании "Ив Роше Восток". В общем, дела все известные, хотя и слегка позабытые в суматохе столичной предвыборной гонки. Арам Ашотович устами анонимного источника из СК извещает Алексея Анатольевича о том, что следователи ничего не забыли и даже активизировались.
Это, безусловно, сигнал, причем вполне понятный. Праздник предвыборного непослушания в жизни Навального кончился, и наступают серые будни. В Кирове надзорная инстанция будет исследовать "пятерочку" от судьи Блинова, а в Москве займутся новыми старыми делами. Причем шить Навальному мошенничество и отмывание денег, якобы украденных у СПС, поручено тому самому следователю Руслану Миниахметову, который так успешно соорудил дело "Кировлеса".
Ясно также, что все эти дела политические и самые независимые в мире российские суды будут выносить свои вердикты, опираясь на доказательную базу, доставленную прямиком из Кремля. И тут возможны неожиданные повороты сюжета, как в первом процессе, который увенчался карательным приговором, после чего раскаявшиеся прокуроры спешно потребовали освободить приговоренных.
Самый жесткий сценарий сводится к тому, что Навальный разделит судьбу Ходорковского. Он будет сидеть за "Кировлес", а параллельно, чтобы не сильно мечтал о воле, повара из СК станут готовить ему другие острые блюда, смешивая СПС с "Ив Роше". Полагаю, эту мечту желает воплотить в жизнь непосредственно Александр Бастрыкин, у которого личные счеты со вторым призером столичных выборов. И Бастрыкина можно понять: кличка "иностранный агент" в связи с квартирой в натовской Чехии – это обида смертельная.
В Кремле едва ли готовы до конца солидаризироваться с главой СК. Впрочем, постичь планы начальства на сей счет нелегко, если эти планы вообще имеются в наличии. С одной стороны, явная игра в поддавки, в рамках которой кандидату от РПР-ПАРНАС Собянин даже дарил с барского плеча голоса местных единоросов. С другой стороны, вот эти все суды и расследования. С одной стороны, знаменитая тайная встреча Володина с болтливыми политологами, где был объявлен новый курс на относительно честные выборы и управляемую оттепель. С другой стороны, бесконечная антинавальная кампания в телеящике, в прикремленной прессе и в известных блогах. С одной стороны, небывало честные, по нашим меркам, выборы в той же Москве. С другой стороны, морального их победителя терпеливо поджидает тюрьма.
Любопытны и речи Владимира Владимировича, посвященные Алексею Анатольевичу. Сперва он вдруг заговорил о странностях кировской Фемиды: мол, одному подсудимому, заключившему сделку со следствием, она влепила условный срок, а других посадила. Хотя что ж тут странного, добровольным помощникам всегда выходит послабление. А совсем незадолго до выборов Путин предъявил Навальному целый список обвинений без срока давности: украл весь спирт, с лесом проблемы, фирмы не задекларировал... Притом, что уржумский спиртзавод ему даже Маркин не вчиняет, а фирма в Черногории, в единственном числе, влачит вроде бы вполне вполне виртуальное существование.
Вероятно, где-то между этими приговорами, вынесенными президентом, и следует искать ответ на самый главный вопрос: посадят или не посадят? Ибо сегодня включено сразу несколько опций, среди которых, разумеется, не следует искать оправдания по всем делам, но условный приговор по делу "Кировлеса" возможен. В конце концов, этот вердикт надолго исключает Навального из большой политики, но оставляет на воле, что, наверное, в какой-то степени устроит многих, начиная с самого Алексея, его близких и друзей. Однако возможен и другой вариант: посадка года на четыре, без активизации других дел. Это сценарий очень скверный, хотя и не самый беспредельный. И, увы, самый реалистичный, поскольку в апелляционных инстанциях у нас любят скашивать срок на год, имитируя правосудие.
А пока ситуация понятна лишь в самых общих чертах. 8 сентября власть по причинам, ведомым лишь ей самой, поиграла в демократию, и эта игра ей сильно не понравилась. Ну сами посудите, Собянин был на волосок от гибели, то есть от второго тура, а Ройзман в Екатеринбурге и вовсе победил. Где такое видано, кроме как в проклятых 90-х? Начальство восхитилось своей честностью, но и перепугалось. Мерой ее страха и будет определяться судьба Алексея Навального.
Блоги
Статьи по теме
Неснятые противоречия
Собянина не сняли с выборов, и это была подлинная сенсация, которой никто, как ни странно, не заметил. Законы симметрии предполагают, что и Навального тоже не снимут, но тут я бы с предсказаниями не спешил. Все-таки самовыдвиженцу наверняка обидно было, что никто его не поздравил с победой, добытой в Мосгорсуде, и он, не сдержавшись, может ответить асимметрично.
Вечер судного дня
Приговор по делу "Кировлеса" дал старт новой волне гражданских протестов. Обклеенная стикерами и исписанная лозунгами Госдума, тысячи людей на Тверской, аплодисменты и клаксоны, жесткие задержания, новые "оккупаи" и ночные прогулки до автозака. Московские события вечера и ночи - в нашем видео- и фоторепортаже.
Освободительный заход
Сенсационное освобождение Алексея Навального и Петра Офицерова по ходатайству прокуратуры породило множество версий. Все комментаторы уверены, что уникальное судебное решение об отмене ареста - политический маневр. Какую роль сыграли массовые протестные акции, прошедшие накануне? Что успеет Навальный за полтора месяца до выборов?
Триллер "Освобождение"
Система, стремящаяся манипулировать всем, в конце концов настолько запутывается в собственных манипуляциях, что сама становится их жертвой. Какую бы цель ни преследовала интрига, закончившаяся освобождением Навального, какими подковерными процессами она ни была бы вызвана, она уже нанесла путинскому режиму урон, последствия которого мы просто еще не осознали до конца.