Рослый стрелок, осторожный охотник
Сюжет развивается быстро, логично, последовательно. 8 декабря Михаил Прохоров объявляет свой наказ Путину: отправить Медведева в Думу, а самому, вернувшись в Кремль, проследить за грядущими выборами, чтобы дать "победившему кандидату политический ресурс на проведение реформ", и народ гадает, о каком победившем кандидате при живом Путине идет речь. Четыре дня спустя ларчик открывается. У себя в блоге олигарх сообщает, что принял "самое серьезное решение в моей жизни". Он будет баллотироваться в президенты.
Так проясняется историческая роль Владимира Владимировича. Он должен ненадолго вернуться в Кремль, чтобы предоставить Михаилу Дмитриевичу политический ресурс на проведение реформ. После чего может отваливать на пенсию со спокойной за Россию душой.
Комментарии разнообразны, но в целом для Прохорова безотрадны.
Мало кто верит, что он успеет собрать необходимые для регистрации подписи. А если успеет, то сумеет зарегистрироваться. А если сумеет, то пойдет на выборы в качестве реально независимого кандидата, а не кремлевской бессмысленной пешки типа Миронова. Если же Михаил Дмитриевич искренен и честен, то едва ли он составит конкуренцию указанному Путину. Ибо нацлидер не может никому проиграть - просто по определению. И "ресурсов" своих никому отдавать не намерен.
Получается, что вольно или невольно Прохоров поучаствует в пьеске того самого Суркова, с которым обещает покончить "наиболее изящным способом", то есть победив на выборах. Владислав Юрьевич недавно горевал о том, что в Думе не представлена партия "раздраженных городских сообществ". Теперь, в полном соответствии с его замыслом, эту партию представит Прохоров. Отмерено ему на грядущих выборах процентов 10-15, вряд ли больше, поскольку Путин должен победить в первом туре. Как в незабываемом 2000 году.
Легко также догадаться, как будут мочить претендента, если ему все-таки позволят участвовать в гонке. Припомнят и Куршевель, и французскую тюрьму, и гулянки на "Авроре". Возбудят в электорате "черную злобу, святую злобу" - к богатым и счастливым, благо тут и возбуждать особо нечего: народ наш (как, впрочем, и любой другой народ) в общем и целом миллиардерам не сочувствует. Задействуют Кавказ, где за преемника Медведева население, по точным свидетельствам Чурова, проголосует поголовно, причем пять раз подряд.
Короче, Прохоров обречен.
И все-таки ситуация выглядит не совсем безнадежной. Дело в том, что декабрьские митинги в Москве, Питере и многих других городах показали, что общественные настроения в России очень быстро меняются. Почти с той же ритмичностью, что и жизненные решения олигарха, и тут хочется верить, что он чутко следит за этими настроениями. А сводятся они к простой мысли: Путин должен уйти, поскольку он смертельно, до судорог надоел. Заметно также, что оппозиция разобщена, у нее нет ни лидера, ни внятной, способной объединить миллионы людей политической программы. И в этом смысле внезапное явление Прохорова, если грамотно распорядиться таким подарком судьбы, может стать мощнейшим политическим фактором в дискуссии общества с властью. Что сильно удивит и собирательного Суркова, и российский народ, и самого Михаила Дмитриевича.
Выражаясь по-нашему, по-сурковски, раздраженным городским сообществом постепенно становится чуть ли не вся страна.
Готов ли Прохоров к такому повороту в своей судьбе - вопрос открытый. Если он и вправду готов к чрезвычайно жесткой и рискованной полемике с Кремлем, то едва ли станет повторять ошибки своей бесславной думской кампании. Имею в виду прежде всего призывы фактически упразднить Трудовой кодекс, введя 12-часовой рабочий день, что следует приравнять к политическому самоубийству в любой бедной стране в эпоху раннего капитализма, а уж в сегодняшней России тем более. Ему придется, кривя душой, разучить некоторые левые лозунги, отучаясь при этом смотреть на граждан с высоты своего исполинского роста. И он просто обязан будет зазывать и набирать в свою команду известных, искушенных политиков, а не тех клоунов на службе у масонов, каких ему подбросили вместе с "Правым делом". Наконец, если в стране еще остались вменяемые политтехнологи, то Михаилу Дмитриевичу стоило бы их найти, отказавшись от услуг тех тружеников пиара, которые так подгадили ему незадолго до парламентских выборов.
Ну и совсем уж наивный вопрос - готов ли он к победе? К тому, что миллионы сограждан будут голосовать не за него, а против того маразма, в который погрузилась страна, и будут сильно разочарованы, если он вдруг проявит малодушие и сойдет с дистанции или откажется от борьбы за украденные голоса. И к тому, что в случае успеха ему просто не захотят отдавать власть, и тогда придется апеллировать к обществу против государства - с его армией, спецслужбами, полицией. А также непосредственно к сотрудникам этих силовых органов, для которых надо будет найти очень убедительные слова, как это удалось Борису Ельцину в августе 1991 года.
Российская история начиная с перестроечных времен вообще развивается быстро, только успевай поворачиваться. И всякий раз по самому непредсказуемому сценарию, хотя и в рамках известной цикличной схемы. В начале 10-х годов ХХI века у страны снова появляется шанс, но шанс этот невелик, и если Прохоров действительно рассчитывает победить в честной борьбе, при благожелательном арбитре Путине, то надеяться вообще не на что. Однако стремительно, буквально на глазах меняется и сам претендент, и выбирающая свою судьбу Россия. Счет пошел уже на месяцы, ждать осталось недолго.
Статьи по теме
Удлинение вертикали
Выдвижение Михаила Прохорова на высший пост вызвало бурную, но не слишком восторженную реакцию оппозиционно настроенной общественности. Большинство комментаторов отмечают, что миллиардер, как и в случае с "Правым делом", не мог вступить в игру самостоятельно. Правда, находятся и те, кто готов всерьез обсуждать достоинства кандидата.
Куршевельский мечтатель
Миллионы, проголосовавшие против ЕР, молча не согласятся с Михаилом Прохоровым. Тысячи несогласных на площадях откликнутся погромче. А громче всех возразит ему Путин, когда вернется на трон. И тогда вдруг выяснится, что миллиардеры - народ иногда мечтательный, в отличие от здравомыслящих простых граждан.
Элитная движимость
Нужно решительно отучить себя сразу подбирать за господствующей элитой любую дрянь, которую она по каким-то причинам из себя исторгает. "Раскол элит" – не причина революционных процессов, а их результат. Вот когда Кремль будут окружать миллионные толпы протестующих, тогда элита обязательно расколется.
Его паденья час
Им обоим – и Прохорову, и Лужкову – есть что терять. Так что, скорее всего, Михаил Дмитриевич сосредоточится на спортивных, а не оппозиционных проектах. Тем не менее, Прохоров за свою трехмесячную политическую карьеру сыграл вполне положительную роль.
Свадьба с приданным
Господин Прохоров становится чем-то вроде обручального кольца для слабых интеллигентских душ, желающих обвенчаться с властью "по доверенности". Веди невесту к алтарю, то есть к урне, но не заглядывай под фату. А то вместо пленительного лика господина Прохорова узришь невольно путинский знакомый оскал.
Ё-могильщик
В Кремле не просто увлеченно дискредитируют демократию как таковую, но и неуклонно заботятся о преемственности в деле ее ликвидации. А теперь вот Прохоров, собрав похоронную команду, возглавит "Правое дело" - естественного как бы преемника ДВР, СПС и прочих вражеских фракций, шакалящих, как верно было сказано, у иностранных посольств.
Партия поправки
В сухом остатке программа Прохорова сводится к простому тезису: в отличие от оппозиции, мы против фундаментальной смены политической системы, выступаем за ее косметический ремонт. И даже готовы этот ремонт организовать своими силами: Прохоров успел себя и в премьеры предложить.
Куршевельские кусочки
Чем Михаил Прохоров хуже нефтяных шейхов или африканских диктаторов, коротающих время на Лазурном берегу среди альпийских красот в обществе тружениц эскорт-сервиса? Да он гораздо лучше - во-первых, холост, а во-вторых, дам привез с собой.
Как за каменной стеной
Вот такие сюжеты подбрасывает нам современная жизнь. Очень похожие с виду, если глядеть в корень, проникаясь патриотическими чувствами. Различаются они лишь по жанру, и только тут разверзается между ними пропасть - между несчастной чеченкой и потомком наших чудо-богатырей, сокрушивших Наполеона.