статья Что рисует "Дождь"

Илья Мильштейн, 26.04.2011
Илья Мильштейн

Илья Мильштейн

Литература и политика в России связаны неразрывно, так что нет ничего удивительного в том, что гендиректор "Дождя" Наталья Синдеева была в конце концов вознаграждена за свою борьбу с поэтическим беспределом. К ней в гости явился сам президент. Лично Дмитрий Анатольевич, прервав свои таинственные модернизационные бдения, зашел познакомиться с журналистами.

Удивительно другое. То чувство безграничного счастья, которое испытала Наталья во время встречи с Медведевым и позже, когда, задыхаясь от восторга, рассказывала коллегам о минутах, проведенных рядом с гарантом. Складывалось впечатление, что это был счастливейший день в ее жизни.

Объяснить случившееся можно по-разному.

Есть обаяние власти, и самый закоренелый скептик не застрахован от того, чтобы в присутствии Главного Начальника испытать чувство глубочайшего удовлетворения. Кроме того, гендиректор "Дождя" поставила на кон свою репутацию, защитив "Диму" от вольнолюбивого тезки, и с тех пор должна была испытывать к нему чувства почти материнские. Наконец, именно с Медведевым некоторые российские либералы по-прежнему связывают надежды на перемену участи.

Над ними можно смеяться, но лучше бы посочувствовать, взглянув на них влажными от умиления глазами. Понимаете, есть такие очень позитивные люди, которым хочется верить во все хорошее. В "Сколково", прогресс и свободу, и в светлое будущее, и в то, что плохой Путин уйдет, а хороший Медведев поведет страну туда, где кисельные наноберега омывают модернизационные молочные реки.

Это глупо, конечно, но ужасно трогательно. Ибо скептики и циники - народ умный, но недобрый и от речей их веет сарказмом и безнадегой. А такие вот, с виду простодушные и наивные, на самом деле тоже не дураки и понимают, что в России если на что и стоит надеяться, так исключительно на чудо. Которое в рамках цикличного хода нашей истории нередко и происходит, где-нибудь раз в 50-70 лет, посрамляя циников. Так отчего бы не завтра?

К сожалению, сам Дмитрий Анатольевич, отвечая на вопросы журналистов телеканала "Дождь", этих надежд вселять не стал. Напротив, он вдруг начал увлеченно рассказывать о том, чем займется после отставки, и хотя пресс-секретарь Тимакова позже предостерегла россиян от того, чтобы "очень буквально понимать фразу президента про политическую карьеру", прозвучало это не слишком убедительно. Куда реалистичней выглядело его пожелание устроиться политическим обозревателем на телеканал "Дождь". Мне даже почудилось, что я уже слышу его взвешенный, глубокий, не лишенный критики, но в целом позитивный комментарий по поводу третьего срока президента Путина.

Разумеется, это могла быть слуховая галлюцинация. Однако после того как некий доброжелатель вывесил в Сети видеоролик с танцующим под "Америкэн бой" российским гарантом, приходится прислушиваться и приглядываться к любой галлюцинации. Все-таки так на Медведева еще никто и никогда не наезжал, даже поэт Быков. Если же учесть, что эти незабываемые документальные кадры в присутствии сотрудников ФСО могли сделать только сами сотрудники, то вывод напрашивается довольно однозначный.

Дмитрия Анатольевича приглашают на выход, и в этом смысле его выступление в "Дожде" могло стать прощальным приветом всем, кто в него так верил и надеялся, кто его защищал. А поцелуй в щеку, нанесенный напоследок гендиректором, - актом гражданского мужества и журналистским подвигом. Достойным подражания, восхищения и воспевания в стране, где литература и политика связаны неразрывно. Нет, это не дождь, это слезы.

Илья Мильштейн, 26.04.2011


новость Новости по теме