статья Министр и майор

Илья Мильштейн, 21.09.2015
Илья Мильштейн

Илья Мильштейн

Надо сказать, они идеально срифмовались в этом коротком телесюжете - Мединский и Мальчонков. Моложавый министр и заслуженный работник контркультуры. Старый что малый: оба все путают, но выглядят удивительно достоверно. Со всеми своими оговорками и волнующими воспоминаниями о героическом прошлом. Обоим рукоплещешь.


Комментарии
User adamkasimir, 21.09.2015 10:37 (#)
3543

ПРОСТО ЗДОРОВО!!!
От начала, и до конца! Спасибо..

User orge, 21.09.2015 10:37 (#)
4479

Вот правильное определение: времена щедринско-довлатовские на Московщине! А вот какое определение дал всем этим нонешним мудинским сам Довлатов: http://echo.msk.ru/blog/shelepin_i/1625734-echo/

User adamkasimir, 21.09.2015 10:49 (#)
3543

))))))))))))!! Это - всемирное подсознание!!!
Вообще, одно из свойств гения С.Довлатова в том, что его творчество настраивает на определённый лад других талантливых писателей, и подымает их до его высоты...

User orge, 21.09.2015 11:25 (#)
4479

Хотя до 90% написанного им о конкретных людях -- чистая фантазия (свидетельство его друга В. Попова).

User adamkasimir, 21.09.2015 14:27 (#)
3543

На свете, всё - фантазия, важно - как она подана...

User orge, 21.09.2015 14:41 (#)
4479

В том-то и дело, что многих он незаслуженно обидел в свое время, хотя их личности и были скрыты за вымышленными, но легко узнаваемыми, именами-фамилиями.

Vip krokodil777, 21.09.2015 16:23 (#)
22674

Обижаться на писателя может только человек, радикально не понимающий, что такое литература.
Писатель использует все свое окружение, людей, вещи, события, фразы, язык и прочее - для создания новых образов, своих образов, своего языка, своего текста.
Нос от Ивана Ивановича, а дородность Ивана Никифоровича итд...
Никакой фантазией этого опыта не заменишь...
Поэтому "узнавать" в довлатовском герое кого-то конкретного - путь неправильный. А обижаться - это уж совсем неуместно. Радоваться надо, что Довлатов тебя вообще заметил и что-то от тебя использовал.

User adamkasimir, 21.09.2015 17:22 (#)
3543

)))++

User american_uncle, 21.09.2015 17:40 (#)
25290

Нынешнее время в путинской Рашке-говняшке очень забавное.

Начнем с того, что левой рукой они активно возрождают совок (все эти ГТО, сталины, запреты и пр.), а правой - активно печатают авторов, которые этот совок или высмеивали, или нещадно бранили.

Запрещают печатать только тех, кто с предельной откровенностью пишет о коррупции и преступной деятельности нынешних власть имущих (Литвиненко, Фельштинского и пр.). Но Интернет, который закрыть они не могут чисто технически, легко позволяет ознакомиться с их "достижениями" на ниве обворовывания страны.

Так и с этими довлатовскими чтениями. Абсурд во всем: в том, что министр-промокашка едет открывать фестиваль писателя, который изобразил всю степень деградации и маразма советской системы, возрождать которую и поставлен этот министр-промокашка.

В общем, если Господь хочет наказать какую-нибудь страну, то он лишает ее разума, насылая на нее Путина.

User adamkasimir, 21.09.2015 17:55 (#)
3543

Можно, я перефразирую? Лишить страну разума, означет наслать на неё ДУРЬ...

User american_uncle, 21.09.2015 17:58 (#)
25290

И так, и так звучит одинаково хорошо. :)))

Нехороши только последствия.

User philosioph, 22.09.2015 20:29 (#)
23378

И прочих мединских.

User orge, 21.09.2015 17:50 (#)
4479

Это вовсе не тот случай, когда фигурируют нос и дородность, понятия слишком общие. Довлатов писал, например, о конкретном редакторе, конкретной редакции, конкретной газеты города Таллин(н), просто дав ему иную фамилию. Причем наделив его чертами, которых у того отродясь не было. Почитайте книгу Валерия Попова.

User ibs, 22.09.2015 08:11 (#)

Вот отрывок из эссе Виктора Шендеровича "Образ и прообраз". Написано специально для следователей генеральной прокуратуры, но может и вам пригодится в целях ликбеза:
"...Прообраз — только толчок для фантазии, повод для литературной игры: реальный Нечаев — и Ставрогин ("Бесы"), реальный Федор Толстой Американец — и герой репетиловского монолога, сосланный в Аляску и вернувшийся алеутом ("Горе от ума"). Это правило работает даже в случае, когда образ носит имя прообраза: так, реальный Кутузов не тождествен Кутузову из "Войны и мира", а Сирано де Бержерак Ростана — реальному Сирано...
Примеров этому несть числа. У Петра Первого в скульптуре работы М.Шемякина — непропорционально маленькая голова... В одном из портретов Пикассо у портретируемого — вполне реального человека — при рисунке в профиль оказалось два глаза. "Миттеран" во французской телепрограмме "Гиньоль" вообще был резиновой лягушкой. Ни то, ни другое, ни третье не является оскорблением хотя бы потому, что демонстративное расхождение образа и прообраза подчеркивает художественную независимость первого.
Итак, образ отталкивается от прообраза и, в зависимости от силы толчка, может улететь от него весьма далеко — и даже стать вовсе неузнаваемым: скажем, "Вид на Толедо во время грозы" Эль Греко многие исследователи считают скрытым автопортретом испанского художника.
Образ может нравиться или не нравиться прообразу (некоторые крупные государственные деятели эпохи Возрождения даже узнавали себя в чертях на фресках "Страшного суда" Микеланджело), — но в цивилизованной стране судить это нельзя — можно лишь судить об этом..."

User orge, 22.09.2015 11:11 (#)
4479

Это то, что называется: в огороде бузина, а в Киеве дядька. Довлатов жестоко обижал еще живых, ни в чем неповинных людей, просто потому, что ему это нужно было в его литературных целях. Он замечательный писатель, но я не понимаю, для чего ему нужно было трогать реальных людей? Неужели не хватало фантазии обойтись без этого? Воля ваша, но это какой-то вампиризм для вдохновения. Своеобразный комплекс.

А вот это лично вам, и тоже в целях ликбеза:
"Перефразируя Бродского, из обиженных Довлатовым можно составить город. И многие жители этого города уже опубликовали свои воспоминания, от которых отмахнуться не получится.

"Одних Довлатов вольно или невольно обидел своими книгами, других – лично".

"Все, что было неприятного в Довлатове, Валерий Попов свел к общему знаменателю. Главный грех Довлатова в том, что он цинично и безжалостно использовал людей для создания своих книг и продвижения на вершину литературного олимпа".

User ibs, 22.09.2015 16:28 (#)

Вы ликбезом называете частные мемуары? Спорить с вами бессмысленно, всё равно что беседовать о литературе с неграмотным. Возмущайтесь и дальше - от Довлатова не убудет.

User orge, 22.09.2015 17:01 (#)
4479

Взаимно аналогично можете свои окололитературные изыски употребить по назначению. Теоретик, едри его.

User philosioph, 22.09.2015 20:34 (#)
23378

Отсюда и традиция карикатур, получившая сильное развите в послесредневековой Европе, особенно, в политической и публицистической сфере. Почти без всяких табуизированных исключений.

User ibs, 22.09.2015 21:31 (#)

Да. Жан Эффель за книгу карикатур "Сотворение мира" в какой-нибудь России двушечку получил бы.
А на Довлатова обижались только недалёкие люди. Об этом Александр Генис писал в книге "Довлатов и окрестности".

User philosioph, 22.09.2015 20:27 (#)
23378

Сделать вымысел намного достовернее реальности, это скромная привилегия таланта.

User orge, 22.09.2015 21:44 (#)
4479

Достоверное это то, что достойно веры. А как можно верить чистейшему вымыслу, по дурной прихоти автора пришпандоренному к вполне достойному человеку?
"Все коллеги-журналисты вспоминают о весьма профессиональной и тщательной работе Довлатова; не зря даже инструктор ЦК Эстонии Иван Трулль, сыгравший в жизни Довлатова немалую роль, полюбил его сперва именно за блистательные публикации в прессе. Главный редактор газеты Генрих Туронок вовсе не был так глуп и труслив, как в довлатовском «Компромиссе» — рабочую и даже творческую (насколько это было возможно тогда) атмосферу в газете он умело поддерживал. Все говорят о его «польской учтивости», умении решать проблемы сотрудников и нацеливать их перо в нужном направлении, при этом «не ломая» их, учитывая каждую индивидуальность. Подтверждаю, что в те годы газету «Советская Эстония» читать было интересней и приятнее, чем наши газеты. Довлатов не просто «отсиживает часы» — нет, он работает вполне успешно. Изданные после его смерти его женой и дочкой газетные публикации Довлатова восхищают — высший класс журналистики! Довлатов не просто служит — проявляет инициативу: вместе с сотрудницей газеты Еленой Скульской они придумывают детскую страничку, «Эстонский словарь», чтобы дети в Таллине, говорившем тогда в основном на русском, изучали с детства и эстонский язык". -- И этот Туронок был отнюдь не одинок. При всем своем безусловном таланте, Довлатов вел себя, все-таки, далеко не безупречно нравственно.

User philosioph, 22.09.2015 23:00 (#)
23378

Не вдаваясь в споры, скажу одно, талант и нравственность совершенно разные и, порой, не пересекающиеся понятия и категории. В данном случае речь идёт о профессионализме и литературном даре. Эти оценки с годами становятся более объективными. А воспоминания современников, особенно, в отношении личных качеств и нравственных аспектов, всегда будут субъективными, по определению.

User orge, 23.09.2015 00:08 (#)
4479

А если отделить мух от котлет, то следует сказать, что субъективными могут быть мнения, мысли, предположения и суждения, но ни в коем случае не факты и события жизни, имевшие многих свидетелей. Никто не пытается оспаривать его литературное мастерство. Но также не стоит игнорировать того, что оттачивал он его порой негодными средствами. Возможно, это можно назвать профессиональной деформацией, когда ради красного словца и т.д.

User philosioph, 23.09.2015 01:57 (#)
23378

Говоря о мемуарах, я, разумеется, не имел ввиду общеизвестные факты, реальные события и тому подобное. А именно суждения, мнения, предположения и тому подобное.

User marcell, 21.09.2015 12:23 (#)
3424

"...как бы поступил сегодня Довлатов: уехал бы из путинской России или нет..."
А я думаю, что он просто не состоялся бы как писатель - его мягкая, на полутонах, ирония потеряла в наше время всякий смысл, поскольку бандиты-чекисты вообще не восприимчивы к словам, а "дивизий" у Довлатова вроде как не было ни одной...

Vip krokodil777, 21.09.2015 13:13 (#)
22674

Почему "потеряла всякий смысл"?
Разве Довлатова сейчас не любят и не читают в России? Убежден в обратном.
Разумеется, его проза не для гэбистов и не для крымнашей. Но есть ведь и другие люди в Рашке.
...
Убежден, что сейчас Довлатов из страны бы не уехал - потому что он всего лишь хотел, чтобы его печатали. Его печатают. Плевался бы, конечно, но не уехал бы. Но это бессмысленные разговоры.
...
Я "лично" обязан Довлатову чуть ли не жизнью... в первые, тяжелейшие для меня годы эмиграции (1990-91-92) у меня были две его книжечки, которых я дочитал до дыр. Единственная радость. Чистая ясная, почти пушкинская, русская проза. Спасение в тяжкую минуту...
...

Vip krokodil777, 21.09.2015 13:15 (#)
22674

которые

User marcell, 21.09.2015 13:34 (#)
3424

"Разве Довлатова сейчас не любят и не читают в России? Убежден в обратном."
Я конечно, не анализировал, но думаю, что читает его в России лишь старшее поколение, для которого "идиотизм деревенской жизни" и принятый повсеместно в литературе "эзопов язык" при Софье Власьевне - не абстракция, а лично пережитая реальность. При том же всем, что происходит сейчас в России, опять же, на мой взгляд, вообще никакой писатель не востребован, тем более, писатель в жанре критического реализма...О каком писательстве может идти речь, ежели откровенно оголтелая, разнузданная, расхристанная чекистско-бандитская реальность затыкает за пояс самые смелые фантазии "самых-самых" антиутопистов Оруэлла и Хаксли!...Не говоря уж о гоголях, щедриных и свифтах!

(комментарий удалён)
User marcell, 21.09.2015 14:33 (#)
3424

Отличие тогдашней, которую я бы назвал "мягкой мерзости" от сегодняшней "жесточайшей мерзости" в том, что тогда висел плотнейший железный занавес - вся информация была в руках государства. Да, "озверелое одуревшее коммунистическое общество сажало и убивало всех, кто хоть пикнуть против пытался"...Да, "по всему миру советские солдаты убивали людей"...Да, "советские власти лгали и карали"...Но во всех СМИ царила тишь и благодать - официоз сообщал из всех СМИ-орудий, что "все отлично, Константин, и нормально, Григорий..." Все понимали, что "в консерватории что-то не так", или даже все не так, но никаких официальных данных у населения в целом на руках не было...И потом - страх, генетический страх... Поэтому в быту царила эпоха догадок, недомолвок, хихиканья - кухонные обсуждения...А в литературе естественно основным приемом была мягкая, недоступная долбо.бам-большевикам ирония, и эзопов язык, королем которого был покойный Довлатов. Нынче - все иначе, нынче, на мой взгляд, все-таки хуже...

User marcell, 21.09.2015 14:49 (#)
3424

"Хуже" я имею в виду для литературы

Vip krokodil777, 21.09.2015 14:54 (#)
22674

Со многим невозможно не согласится.
Но... семидесятые - не были только (остроумно Вы заметили) "эпохой догадок, недомолвок и хихикания" - по-хорошему мы в нашей московской кухне знали многое... но и "эпохой безнадежного знания".
Мы ЗНАЛИ про нашу родину все (я и Конквиста и Авторханова читал в юности, да и московские улицы шестидесятых учили многому), но действительно хихикали (особенно много над леней потешались) - чтобы не сойти с ума.
Мне ужасно не хотелось эмигрировать, уезжать от русского языка (поэтому я, дурак, уехал "поздно", в 34 года, и немецким писателем стать уже не смог). От это "хихикалось" - болезненнее и глубже.
Еще хочется возразить. На мой взгляд Довлатов НИКОГДА не использовал эзопов (или как тогда говорили - эЖопов) язык. Он лепил прямо. Его рассказы не несли в себе никакого дополнительного, идеологического или протестного например смысла. Это ПРЯМАЯ речь. Отшлифованная разумеется (по определению злейшего Пениса с покойным дружком - он был "трубадуром отточенной банальности", что конечно брехня)... Но прямая, бесхитростная, из жизни. Речь рассказчика. Большого умного обаятельного человека...
И никакой специальной ИРОНИИ в прозе Довлатова нет. Он как смотрел на мир, так и писал. Принимал всю гнусь Софьи Власьевны, да и саму мистерию жизни и смерти - не слишком всерьез. Это дар.

User marcell, 21.09.2015 16:09 (#)
3424

"...Мы ЗНАЛИ про нашу родину все..."
Это вы знали все, а я на работе до хрипоты доказывал, что введение войск в Афганистан - неприкрытая агрессия, а мне СОВЕРШЕННО ИСКРЕННО мои коллеги аргументировали заметкой из "Правды", в которой черным по белому сообщалось, что "ограниченный контингент советский войск введен по просьбе правительства Афганистана и выполняет свой интернациональный долг"...В очередной раз я возмущался убийством пассажиров южно-корейского "Боинга", а те же коллеги советовали мне "не умножать сущности сверх необходимого" и показывали в газете очередное сообщение ТАСС, в котором черным по белому стояло, что "южно-корейский самолет вторгся в пределы воздушного пространства СССР, но в результате четких действий советских ВВС удалился в сторону моря"...
"И никакой специальной ИРОНИИ в прозе Довлатова нет." Нет, тут я с вами полностью не согласен, да и вы сами противоречите себе: "Принимал всю гнусь Софьи Власьевны, да и саму мистерию жизни и смерти - не слишком всерьез." Что это, как не ирония?...
"На мой взгляд Довлатов НИКОГДА не использовал эзопов...язык" Я снимаю с полки первый попавшийся томик Довлатова и натыкаюсь на "Компромисс"...И что, по вашему, это - никакая не ирония, никакой не эзопов язык?...Я вас умоляю!

Vip krokodil777, 21.09.2015 16:13 (#)
22674

И у меня на работе было тоже самое. Но я под "мы" имею в виду очень очень тонкий слой интеллигенции. Слой знающих был всегда тонок. А остальные - как были баранами, так и остались. И доктора наук тоже.

(комментарий удалён)
User marcell, 21.09.2015 16:36 (#)
3424

ничего мне НЕ сделаете

Vip krokodil777, 21.09.2015 16:52 (#)
22674

Что остается новому Довлатову?
Перед писателем стоит художественная, метафизическая задача (которую он сам себе ставит). Чаще всего ничего не имеющая общего со сталиными, путиными и прочими воблоглазыми гадами. Она и остается.
...
Многим писателям приходилось работать во времена диктатуры. Некоторые смирялись, некоторые боролись, некоторые даже воспевали хлыст... Как это ни неприятно, но талант писателя не зависит от его политических склонностей, не зависит даже от его гражданского мужества (и наоборот).
Так гениальный Тютчев боготворил российское политическое скотство. И не только он. Многие великие русские писатели любили самодержавный хлыст - например Достоевский или Гоголь... А Толстой и Пушкин не любили (Пушкину правда пришлось полюбить - ему деньги нужны были от короны, как и Гоголю).
И тем не менее - на мой взгляд - Дост и Гоголь были талантливее Толстого и Пушкина.
...
Но к Быкову это все отношения не имеет. Он мне тоже почему-то неприятен.

User marcell, 21.09.2015 17:01 (#)
3424

"Многим писателям приходилось работать во времена диктатуры"
Во-первых, я не знаю ни одного писателя, работавшего при настоящей диктатуре. Во-вторых, сейчас - еще никакая не диктатура:

Атлантов сдали рамена!...
Стакан уж пуст, подлей!
"Бывали хуже времена,
Но не было подлей!..."

Vip krokodil777, 21.09.2015 17:07 (#)
22674

Мандельштам, Пастернак, Булгаков (и еще 300 имен) - под Сталиным. Писателей немецких знаю плохо (Томас Манн уехал, Стефан Цвейг и Тухольский тоже), но десятки три художников работали под Гитлером (и досталось им крепко).

User marcell, 21.09.2015 17:14 (#)
3424

Пастернака кредо - быть "выше" политики..Пожалуйста, работайте!
Булгаков - не смог даже совершенно лояльного "Мастера..." опубликовать.
Это вы называете "работать"?
Мандельштам только попробовал коснуться политики...Дальше вы знаете...
Немцы все эмигрировали.

а наша семья зачитала Мастера с Маргаритой в это время почти до дыр...

User ibs, 22.09.2015 21:39 (#)

Я тоже открыл Довлатова вскоре после эмиграции. В 1996 году я пришёл с работы, ждал жену (она врач, училась на курсах подготовки к сдаче квалификационного экзамена), ждал детей из школы, и пока прибирался в квартире. И нашёл потрёпанную книжечку в мягкой обложке, которую забыл накануне бывший у нас в гостях приятель. На книжечке было написано "Сергей Довлатов. Наши. Чемодан". Я раскрыл книжку. Пришедшая через 2 часа жена так и застала меня с книжкой в руках на том месте, где я её раскрыл. Рядом валялся веник и куча мусора...
Довлатова я прочитал всё, что издавалось, и всё же я часто открываю его четырёхтомник буквально на первой попавшейся странице и читаю давно выученный наизусть текст. Прочто физическое наслаждение доставляют его тексты. Таких писателей у меня совсем немного - Чехов, Стругацкие, Окуджава, Довлатов...

User vacuum, 21.09.2015 13:47 (#)
24788

Мединский в худ. галерее:
- А вот посмотрите картину Дали.
- Кому дали? И почему вы ударение неправльно ставите?

User adamkasimir, 21.09.2015 14:32 (#)
3543

))))

(комментарий удалён)
User leokadij [myopenid.com], 21.09.2015 16:04 (#)

>>>И ведь Лео сходил же, и ответил: кнаружи.<<<
Брехня от начала до конца. Я не такой идиот, чтобы подбираться к орудийным батареям.
Я к пушкам не ходил и тебе ничего такого не говорил. Не пзди.

>>>хотя он и врал по заказу "свободы"<<<
Никакого отношения к "Свободе" я не имею. Я сугубо частное лицо.

(комментарий удалён)
User leokadij [myopenid.com], 21.09.2015 17:41 (#)

Я ни в каком парке НИКОГДА не был и ничего такого никому не писал. Пшол нахер.

(комментарий удалён)
User leokadij [myopenid.com], 21.09.2015 19:41 (#)

Спасибо. И Вам не хворать.

(комментарий удалён)
User leokadij [myopenid.com], 22.09.2015 06:20 (#)

Жуть.
Моей племяннице Чикаго понравился. Он там работала несколько месяцев.

(комментарий удалён)
(комментарий удалён)
User marcell, 21.09.2015 16:40 (#)
3424

Я тоже не понял, даже пропел: "Куда, куда вас удалили?..."

Vip krokodil777, 21.09.2015 16:55 (#)
22674

и главное почему

User adamkasimir, 21.09.2015 18:54 (#)
3543

))) ария Ленского из ....

User marcell, 21.09.2015 22:23 (#)
3424

Ария Хозе из оперы Бизе

User adamkasimir, 21.09.2015 22:40 (#)
3543

Шизе из оперы Бизе

User adamkasimir, 21.09.2015 18:58 (#)
3543

"мне Мильштейн всегда казался умным человеком," - Мне и сечас кажется..))

, 21.09.2015 15:37 (#)

Фурцева забыла пропуск, и ее не пропускают на какое-то международное мероприятие. Она: "Я же министр культуры СССР!" "Вахтер: "Докажите!" Она: "Как доказать?" Он: "Ну вот Пикассо тоже забыл пропуск, так он взял и нарисовал голубку." Она: "А кто такой "Пикассо"? Он: "Проходите, госпожа министр культуры СССР!"

User adamkasimir, 21.09.2015 19:04 (#)
3543

)))

сюжет для Войновича

User nanoscience, 21.09.2015 16:10 (#)
3460

трюизм! Зачем же так выражаться?

User sergIV, 21.09.2015 18:32 (#)

А трюизмом обзываться хорошо?

(комментарий удалён)
(комментарий удалён)
User philosioph, 22.09.2015 20:57 (#)
23378

Насколько мне помнится, Штауффенберга не повесили, а расстреляли во дворе Бендлерблока. Вместе с рядом других офицеров-путчистов. Но не это важно. В нынешних европах ( в России тоже ) путчей не бывает. И штауффенбергов тоже. Румыния - единственное исключение.

, 22.09.2015 04:53 (#)
28332

кто нибудь знает, что со скайпом в россии? невозможно связаться, многие жалуются...

User leokadij [myopenid.com], 22.09.2015 06:31 (#)

Вчера дочь в Молдавии не могла выйти в скайп.

User philosioph, 22.09.2015 20:59 (#)
23378

Конечно, Довлатов уехал бы из нынешней России, причём, давно.

21790

Да ведь он же и уехал.

, 23.09.2015 00:17 (#)
22109

Замечательно написано. А что касается уехал бы или нет из современной РФ - наверно уехал бы, хотя кто знает... Для автора важен материал, а уж чего-чего а этого "добра" - с избытком.

Анонимные комментарии не принимаются.

Войти | Зарегистрироваться | Войти через:

Комментарии от анонимных пользователей не принимаются

Войти | Зарегистрироваться | Войти через: