Один день в августе

Эдуард Лимонов. Фото А.Карпюк/Грани.Ру
1 августа вышли из колоний трое заключенных, последние из семи осужденных по "делу Минздрава": Максим Громов (сидел в колонии под Уфой), Кирилл Кленов (сидел в знаменитой лагерями Мордовии) и Олег Беспалов (из колонии в Кировской области).
3 августа в Доме журналистов состоялась пресс-конференция вышеперечисленных троих, а к ним присоединились еще два бывших заключенных по "делу Минздрава", освободившихся ранее: Григорий Тишин и Сергей Ежов. В этот августовский день журналистов в зале оказалось всего семь человек. Нацболы расселись за столом перед двумя микрофонами и будничными, неумелыми голосами начали повествовать, живописать будни колоний, в которых они содержались. У непривычного человека, может быть, волосы дыбом встали, кто-то мог бы поседеть, но перед ними в зале были только семь журналистов. И ни одного правозащитника.
Максим Громов сказал, что 250 дней из общих трех лет своего срока он провел в штрафных изоляторах, в БУРах и помещениях крытого типа. Что его вздергивали в наручниках под потолок (по-моему, у Петра I это называлось "дыба"), натянув черную шапочку на лицо, чтобы не опознал. Дополнительное назначение шапочки - чтоб закрывала нос, чтоб задыхался. После такой пытки часа на два зека обливают водой.
Из пяти смен две смены милиционеров – палаческие. Работают они не за спасибо - за истязания им полагается доплата в 120 процентов. Громов трогательно сообщил, что его били мало, так как он проходил по известному делу о монетизации льгот, а вот простых зэков-бедолаг избивают часто и по надуманным предлогам: пыль в камере, якобы нецензурно выражался, в погоне за 120 процентами.
Все говорили о пытках "музыкальной шкатулкой" – когда одну и ту же кассету охранники ставят сутками, неделями, месяцами. Кирилл Кленов рассказывал о случаях, когда избивали его. Все это говорилось бывшими заключенными без злобы, скорее стеснительно, с оттенком как бы извинения перед немногочисленными журналистами, что в августовский московский день они вынуждены портить настроение хорошим людям.
Выяснилось, что запрещенные нацболы пользуются в местах лишения свободы все большим уважением. Что уважение не приходит само собой - Громов отказался вступить в секцию дисциплины и порядка, и, как его ни наказывали, не поступался принципами. Не поступались ими и другие сидевшие за столом. Оттого и отсидел каждый свой срок от звонка до звонка. 2 августа 2004 года, протестуя против монетизации льгот, вошли в кабинеты Министерства здравоохранения, что на Неглинной, и ровно через три года, 1 августа 2007 года, вышли.
Я сидел в зале и думал: почему здесь нет милейших Григория Алексеевича Явлинского и Геннадия Андреевича Зюганова, которые делают вид, что ничего не происходит, что можно идти с представителями этого режима на сотрудничество? Григорий Алексеевич и Геннадий Андреевич улыбаются равно приветливо и хозяевам Кремля, и в залах иностранных посольств. Они не улыбаются тем, кто еще в июле вздергивал Максима Громова на дыбу, кто избивал Кирилла Кленова, но улыбаются и жмут руки вдохновителям всей этой системы палачества. Я не хожу ни в Кремль, ни на Старую площадь, ни в посольства, дабы сохранить моральное равновесие.
В отличие от Григория Алексеевича и Геннадия Андреевича мне пришлось провести два года за решеткой, в том гротескном мире ежедневного ада, откуда только что вернулись Громов, Беспалов и Кленов. Я единственный русский политик, побывавший там, где народ наш проводит немало времени. Потому я знаю, что с вдохновителями такого режима вообще разговаривать не надо. Их нужно попросить уйти и твердо настоять на своей просьбе. Очень твердо. Так как у меня сложилось впечатление, что вдохновители палачества легкомысленно не считают себя палачами. Когда мы вышли из Дома журналистов, шел дождь. От дождя, видимо, уехали отдыхать и журналисты, и правозащитники.
Теперь немного о едином кандидате. Я с интересом прослушал на "Эхе Москвы" интервью с Владимиром Буковским из Лондона. С большим интересом. И потому что оппозиции позарез нужен единый убедительный кандидат. И потому что немного знаком с Буковским - некогда нас познакомил Иосиф Бродский. И потому что Буковский побывал в Аду – за решеткой, много лет отсидел как политический противник советской власти. Отчасти у нас с ним общая родословная: я, приехав в Москву в 1967 году, прибился к "смогистам" - поэтам и художникам знаменитого СМОГа, откуда чуть раньше вышел и Буковский. Поэтому прослушал интервью от первого хрипа микрофона до последнего.
Поразило, что Буковский считает, что в России "нет непримиримой оппозиции". А как же Громов, Беспалов, Кленов, Тишин, Ежов? О чем они говорили: о том, что будут продолжать борьбу. А как же 39 тогда еще не запрещенных нацболов, сидевших непримиримыми в клетках в Никулинском суде весь 2005 год? Процесс был открытый, можно было прийти и выслушать их непримиримые речи. В общей сложности около 150 представителей ныне запрещенной партии отбыли и еще продолжают отбывать наказание в тюрьмах и лагерях России. Идет суд на семью моими товарищами, защищавшими меня от нападения 13 апреля 2006 года... Видимо, у Владимира Буковского недостаточно информации о том, что происходит в России.
А "Другая Россия" разве не непримиримая оппозиция? А граждане на "маршах несогласных" - сотнями их избивал ОМОН, а они все равно выходят бесстрашно - это что, примиримая оппозиция?
Короче говоря, знаменитый диссидент как-то пренебрежительно игнорировал нашу борьбу. Звучало в его словах и некоторое высокомерие: "Я им даю шанс (оппозиции) создать оппозицию, переформатировать себя. Меня не зарегистрируют, но структуры останутся..."
Владимир Константинович, у нас давно созданы все мыслимые структуры. Недавно запрещенная НБП была создана мною в 1993 году, в сентябре. Все дело в том, что под давлением репрессий и полного уничтожения свобод ни одна структура не сможет легально действовать. Вы позиционируете себя как опытный, умный вождь цивилизованного мира, который хочет приехать к дикарям и научить их, что делать. А они, болезные, не умеют по простоте переформатировать себя. Нас стараются переформатировать и с другой стороны, Владимир Константинович. И УБОП, почему-то наделенный Кремлем правом бороться с политическими организациями под вывеской "борьбы с терроризмом и политическим экстремизмом", и ФСБ, под той же вывеской, и Минюст, манипулирующий регистрацией как заблагорассудится. И Центральная избирательная комиссия, и зловещий парень Луговой Андрей, который уже предупредил, что против меня и Касьянова "что-то готовится", что нас принесут в жертву.
Один из слушателей назвал Владимира Буковского "наивным". Я согласен с этим слушателем. Еще я вспоминаю, как долго не ехал в Россию Солженицын, как театрально все обставил, приближаясь к Москве по Транссибирской магистрали. Однако он ошибся по времени. Надо было ехать намного раньше. Он опоздал. Такое впечатление, что опоздали и Вы, Владимир Константинович. Однако приезжайте, мы ждем Вас. Вы крепкий человек, и если встанете вместе с нами на "Марше несогласных", мы станем сильнее.


Статьи по теме

Политзеки НБП
Международным правозащитным организациям давно пора наконец признать заключенных национал-большевиков политзаключенными. Не делая этого, правозащитники пачкают свои долженствующие быть белоснежными ризы. Заступитесь за нацболов – самую многочисленную группу политзаключенных в России.

Быть гражданином не обязан
Владимир Буковский согласен баллотироваться в президенты России, хотя он отказался от гражданства страны и больше 30 лет живет за границей. Читайте комментарии политологов Станислава Белковского, Дмитрия Орешкина и Александра Коновалова, а также членов инициативной группы Владимира Прибыловского и Романа Доброхотова.

За тех, кто работает
В глазах Кремля Дмитрий Рогозин принадлежал к кремлевской корпорации, но предал ее. Так же чекистская корпорация рассматривала Литвиненко - считала его своим, но предавшим чекистскую корпорацию. К бывшим своим у этих ребят особая жестокость.

Больше кандидатов, плохих и одинаковых
Если кандидатов от демократических сил столько, что им впору создавать профсоюз, то картина совсем другая. Это значит, что лидеры демократов – шкурники и думают они исключительно о том, как бы погулять по экрану и потом читать лекции на Западе по повышенной ставке.

Глаголом жечь запрещено
Только и слышно: "зажигали", "поджигали", "разжигали"... социальная рознь между "гражданами евразийской и кавказской национальностей" (это из приговора Борису Стомахину, за этот бред прокуратуры и следствия он получил пять лет). Может, запретят зажигать на дискотеках? Или "Ожог" Аксенова опять станут изымать. Утюги перестанут продавать. Чтоб не обжигали. Спички отбирать станут.

Долой социальный пессимизм
Удивительно, но большинство СМИ, даже дружелюбно настроенных по отношению к "Другой России", предпочли не замечать, что "Другая Россия" бросила путинской России еще один вызов: на парламентских выборах. Вместо этого СМИ предпочли удариться в истерику, в социальный пессимизм по поводу неприбытия на конференцию таких-то и таких-то (в общей сложности четыре–пять фамилий) граждан.