Могучий избавитель
От редакции
Благостный консенсус по поводу исторических заслуг Михаила Горбачева, явленный по случаю его 90-летия, за полтора года прекрасно сохранился внутри российского либерального, теперь уже в основном эмигрантского, информационного пузыря. Полномасштабная война в Украине, очевидно, только укрепила этот консенсус. Как ни странно, с иллюзиями по поводу Ельцина расстаться оказалось гораздо проще.
Хор благодарностей Горбачеву за ниспосланные милости еще выразительнее, чем коллективный визовый плач. Становится ясно, в каких координатах "антивоенные россияне" пытаются нащупать новую идентичность.
Горбачева благодарят за то, что он "мог бы пролить больше крови, но не пролил", стараются если не оправдать, то "развидеть" санкционированные им карательные акции в столицах советских республик и безудержно ностальгируют по эпохе перестроечных восторгов на заре "постсоветского транзита", эпохе надежд на демократизацию и мирную трансформацию империалистического монстра, пытающегося сейчас уничтожить Украину.
Московские весы - как известно, самые точные. На них горбачевские дары и его личное обаяние явно перевешивают и преступления, и крымнашизм. Эти весы позволяют отмерить и дозволенный компромисс, и допустимое людоедство.
А отмерив, как не воодушевиться. "...И придет, только не знаем откуда, человек, который без всякого насилия заставит полюбить свободу даже тех, кто никогда ею не пользовался", - пишет на смерть Горбачева кинокритик Андрей Плахов.
Есть Горби-освободитель и Путин-узурпатор, есть добрый и несчастный русский народ, который никогда не был хозяином своей судьбы. И есть тоска его лучших сынов по тому славному времени, когда границы открывались и мир их любил.
Уповая на то, что все как-то образуется, желательно - в результате внезапных волшебных перемен в Кремле, не будем даже пытаться взглянуть на себя и своего царя-освободителя из другой точки - глазами тех, кто встречал наши танки и саперные лопатки. Литовцы и грузины провожают Горбачева недобрым словом? Что ж, простим им великодушно, как прощаем украинцам. А если совсем допечет русофобский хейтспич - пристыдим за "грязные, поносные, нацистские речи".
Важная часть этого нарратива - тезис о том, что Горбачев "даровал свободу" не только россиянам, но и другим республикам, обесценивание борьбы за независимость, чужого подвига и чужих жертв.
Как бы ни оценивать в целом фигуру Горбачева, сегодня память о кровопролитиях 30-летней давности и способность видеть колониальный контекст - мерило русской вменяемости. Как и уважение к ненависти - этому мощному двигателю великой патриотической войны украинцев.
Так вышло, что известный актер, которому московская публика недавно рукоплескала за талантливое исполнение роли Горбачева, поехал мародерствовать в Мариуполь.
Статьи по теме
Искусство расставания
Сегодня мы оцениваем Горбачева с точки зрения его отношения к государственности Украины и других стран, оккупированных большевистской Россией. Кремль именно при Горбачеве заложил множество мин на постсоветском пространстве. И разработал концепцию республики-инвалида с откусанным куском территории. Потом этим инструментом воспользуются и Ельцин, и Путин.
Не стоит благодарности
Михаил Горбачев совершенно незаслуженно прослыл освободителем. Он пытался сохранить советскую империю, но руль вырвало из его рук, и тогда он решил, что жизнь дороже власти. Борис Стомахин написал безжалостный некролог.
Последний довод насильника
30 лет назад пролилась кровь в Вильнюсе. Распадающаяся советская империя пыталась силой восстановить контроль над странами Балтии. Много лет спустя в Литве был заочно вынесен приговор карателям. Преступники до сих пор разгуливают на свободе, Москва открыла встречное уголовное производство против литовских судей, а Михаил Горбачев утверждает, что не причастен к приказу о штурме телебашни.
Тбилиси в крови: как убивает империя
30 лет назад в центре грузинской столицы советская армия была брошена на разгон мирных граждан. Дубинки, саперные лопатки и газовые гранаты - тбилисская трагедия потрясла тех, кто верил в перестройку и перемены к лучшему. Для расследования создали парламентскую комиссию во главе с Анатолием Собчаком. Но за гибель людей никто не понес наказания.
Кровавый январь
30 лет назад в Баку после армянских погромов вошли советские войска. Империя отправила танки не для защиты армян, а для подавления Народного фронта Азербайджана. Начались кровопролитные столкновения. Всеобщая забастовка, введение ЧП, взрыв в телецентре, героизм экипажей нефтяных танкеров - трагические события "черного января" лишь на полтора года отсрочили выход республики из состава СССР.
Без суда - и следствия
Слава Богу, нашелся один сильный голос, напомнивший Горбачеву и всем нам, что расправы с населением в советских городах в конце 80-х - начале 90-х не забыты. И какой же хор осуждения - нет, не Горбачева, а Буковского - слышен оттуда, где о жертвах и палачах должны бы помнить в первую очередь!
За благо воздадим
Выпьем же за непьющего Горби, который развалил социализм в поисках его человеческого лица. Выпьем за Горби, прораба Перестройки, который позволил нам квакать "против" в советском болоте. Мы, интеллигенты, лягушки-квакушки, всегда будем считать его своим Иваном-Царевичем.
Грешный и человечный
Двадцать лет назад к власти в СССР пришел Михаил Горбачев. И сразу же повел страну в неведомом направлении. Он правил почти вслепую, точно зная однако, куда ехать нельзя – и вел страну туда, где кончалось болото, но рушилась империя, а его самого выбрасывало из машины. Сегодня у нас снова "великая держава" - вечная и непрошибаемая.
Осознанная необратимость
Перестройка советскую систему уберечь уже не могла, она рухнула, и всякие разговоры о том, что исход мог быть иным, - пустые. Но хотя результатом перестройки стало не то, на что она была поначалу рассчитана, мы за это упрекать Горбачева не будем.