статья Обаманываться рад

Станислав Белковский, 11.12.2009
Станислав Белковский. Фото с сайта apn-nn.ru

Станислав Белковский. Фото с сайта apn-nn.ru

Все нынче ругают Барака Обаму. Одни за то, что получил он Нобелевскую премию мира авансом, не успев заслужить высокую награду никакими практическими делами. Другие – за то, что буквально за несколько дней до получения Премии он думал о войне, решив отправить в Афганистан 30 тысяч своих дополнительных военных. Третьи – потому что в день вручения не посетил Обама в Осло детский концерт и вообще уклонился от ужина с королем Норвегии.

У русской интеллигенции так принято: если все кого-то ругают, надо этого кого-то защитить. Мое мнение: Барак Обама заслуживает Нобелевской премии мира в полном объеме. И вовсе не авансом, а за уже содеянное наяву.

По трем причинам.

Причина номер 3. Обама стал первым чернокожим президентом Америки. Доказав тем самым, что сверхдержавная политкорректность окончательно победила, будущее по-голливудски пришло, а всяческие расовые комплексы, фобии и прочие эффекты Бредли ухнули в прошлое. Разве это доказательство не стоит премии, как Париж – мессы?

Причина номер 2. Барак Обама – великий консерватор. Точнее, консервативный модернизатор. Он придумал антикризисный план стимулирования американской национальной экономики на сумму 787 миллиардов долларов США (утвержден Конгрессом в феврале 2009 года). Главная цель этого плана – оставить, по большому счету, все как есть. Включая общество потребления с его базовыми принципами, ценностями и установками. Закрыв зияющие финансовые дыры, образовавшиеся в результате крушения пирамиды гиперпотребления, масштабной эмиссией американского доллара. Чтобы избежать как великих потрясений, так и великих реформ, и выйти из кризиса без массовых инфарктов, самоубийств и репрессий.

Обама – консерватор новой формации. Под лозунгами типа "Change we need" он фактически добивается консервации Америки и всего Большого Запада в их нынешнем виде. И, возможно, добьется. По крайней мере, на некоторое историческое время.

Кстати. На месте "Единой России" я бы не бегал за модернизационными образцами в Пекин, а уделил первейшее внимание теориям и практикам Обамы. Опираясь на них, можно дать ответ, что есть такое "консервативная модернизация", которую единороссы уже поспешили провозгласить, но так и не смогли ни объяснить, ни понять. Консервативная модернизация – это раздача очень больших денег с целью предотвращения существенных перемен. Красиво?

Причина номер 1. Обама – автор новой доктрины глобального доминирования США. С этого места – чуть-чуть подробнее.

Биполярный мир, в котором США и СССР доказывали преимущества своих моделей жизнеразвития и одновременно сдерживали амбиции друг друга, закончился уже 20 лет назад. Точнее – 3 ноября 1989 года, в часы падения Берлинской стены. США остались единственной сверхдержавой. Одной на всех.

Но американские президенты, начиная с Джорджа Буша-старшего, все еще – осознанно или бессознательно - вели себя по канонам старого мира. Они снова и снова отыскивали себе достойного врага, угрожающего свободе и безопасности, и боролись с этим врагом вполне биполярными способами. Пытаясь экспортировать повсесердно американскую демократию и общество потребления, если надо – стимулируя экспорт с помощью военной силы.

Так и возникла в начале нулевых годов XXI века громада исламского терроризма, ради удушения которой послали войска в Афганистан и Ирак. Правда, с новым глобальным врагом у Вашингтона, в конечном счете, как-то не заладилось. Из-за кричащего дефицита субъектности этого мегатерроризма. Вот когда существовал Советский Союз – тогда было все ясно. Сидит себе товарищ Брежнев на даче в Сколкове, треплется по первой вертушке и вынашивает агрессивные замыслы в отношении всего живого. И красный флаг полыхает над большим пластом несвободного мира. А исламские террористы – они где сидят? И как их зовут? По большому счету, установлен в личном качестве был только Усама бен Ладен, да и с тем ничего непонятно – ни где отсиживается, ни жив иль мертв, а главное – почему Америка с ее фантастическими возможностями все никак не может выкурить Усаму из его первобытных пещер? И как из пещер этот варвар руководит глобальными терактами? Если руководит.

Потому к концу правления Буша-младшего терроризм как-то слегка поблек, а на передний план вышли старые проверенные враги с очевидной субъектностью. Например, Россия. Кремль должен быть очень благодарен Америке: миф о том, что Россия "встала с колен", прижился во многом благодаря бешеной поддержке со стороны американской пропаганды. А то наши пацаны бы и не знали, какие они на самом деле международно крутые.

При Обаме этого ничего уже не будет.

Судя не столько по словам (они в постмодернистсткую эпоху бывают какими угодно), но по первым делам 44-го американского президента, он действительно нацелился на глобальную перезагрузку. Которая предполагает, что США могут править миром совершенно без экспорта демократии и навязывания внешней свободы. Вполне достаточно того, что Америка способна контролировать правящие элиты во всех и всяческих частях Земли. За счет того, что именно Америка:

- устанавливает стандарты, в том числе технологические, элитного потребления;
- видит насквозь мировую финансовую систему, в которой элиты сидят ровно, как конфеты в праздничном коробке.

И не надо больше единственной сверхдержаве воевать за всемирное счастье народов. Отвоевались. Демократия и общество потребления должны остаться там, где они уже есть. А где их нет – и не надо. Это 20 лет назад в лучших домах Сан-Франциско было принято, глядя на мир через либеральное ситечко, предвкушать крах китайского коммунизма и переход КНР к абсолютно свободным выборам. А сейчас уже надо молиться за КПК, которая одна ограждает Большой Запад от китайской ярости народной. Ибо только коммунисты могут держать народ свой в принудительной нищете, отвращая от его всяческих соблазнов свободы во главе с Интернетом. Если же китайский крестьянин, имя которому легион, потому что его 700 миллионов человек, станет получать вместо нынешних 600 долларов в год, например, 1200 – мировая экономика накренится с ужасным скрежетом зубовным. И что мы все тогда будем делать?

Барак Обама посылает миру, лежащему за бывшим, но неуничтожимым железным занавесом, сигнал: хочешь быть свободным – будь им. У тебя есть право и свергать свое правительство, и не свергать его. Но сверхдержава не хочет искусственно/насильственно приводить тебя в царство свободы. Ибо свобода – она, прежде всего, внутри. А сверхдержавные силы - они нерезиновые.
Неужели за все это не стоило дать ему Нобелевскую премию? Мира, разумеется.

Станислав Белковский, 11.12.2009


новость Новости по теме