Следующая станция - университет
Демонстрация у Казанского собора. 1876 год
В мае этого года известный публицист-антимайданщик Николай Стариков приехал в Российский государственный гуманитарный университет, чтобы прочесть студентам лекцию о происках мировой закулисы, вот уже который век стремящейся погубить Россию. Но студенты слушать его не пожелали. Один из них впоследствии объяснил свою позицию так: "Мы просто не могли молча принять присутствие этих людей в РГГУ, мы должны были ответить на оскорбление, коим является лекция специалиста по конспирологии, геополитике и травле "национал-предателей".
Сам Стариков утверждал, что лекция все же состоялась, а попытка помешать оратору была "провокацией" немногих либералов, засевших в РГГУ, в том числе и из числа преподавателей.
Зато пресса охранительного направления закатила форменную истерику. Особенно усердствовал портал "Культура", разразившийся, помимо гневных комментариев, опросом. Читателей спросили: "Как, на ваш взгляд, остановить превращение государственных вузов в рассадники либерализма и кузницу кадров для российского майдана?" Меры предлагались следующие:
- Регулярно ротировать преподавательский состав, отсекая педагогов, известных русофобскими высказываниями и причастностью к сомнительным западным НКО.
- Активнее агитировать за среднее профессиональное образование как альтернативу бесчисленным "юристам" и "экономистам". У кого есть дело в руках, тот бунтовать не пойдет.
- Взять за основу рецепт Александра III, надолго успокоившего Россию после "террора народовольцев", - сократить число вузов и поднять стоимость обучения для коммерческих студентов.
- Оставьте в покое, пусть перебесятся. Студенты во все времена фрондировали, но получив диплом и поумнев, становились сознательными и законопослушными членами общества.
Большинство посетителей сайта (47 процентов) проголосовало за "отсечение" преподавателей-русофобов. Второе место занял ответ "пусть перебесятся" (26 процентов). Видимо, такой результат не устроил редакцию "Культуры", и она развернула атаку на "пятую колонну", окопавшуюся в вузах.
Именно здесь идет главная битва за умы - потому что тут формируется будущее нации, ее интеллектуальные силы, те, кто потом сам будет формулировать представления о добре и зле: через книги и учебники, фильмы и статьи, масс-медиа и блогосферу. И, надо сказать честно, сейчас в этой среде формируется ударная сила будущей русской революции... Либеральная прозападная профессура, это проклятие России, уже дважды за столетие ввергавшая ее в хаос, ждет реванша за Болотную, за Крым, за православных-чекистов - и они воспитают наших детей так, что мало нам не покажется.
Так писал один из колумнистов "Культуры" в тексте под заголовком "Бомба замедленного действия", уже без околичностей приравнивая инакомыслящих к террористам. Другой текст, озаглавленный "Конвейер оппозиции", был посвящен специально факультету журналистики МГУ:
Выпускники и преподаватели журфака составляют заметный отряд радикального оппозиционного истеблишмента... Иностранные фонды пустили корни на журфаке МГУ с начала 90-х...
Для подкрепления этой оценки портал опубликовал две статьи под общим заголовком "Неуд для патриота":
Абитуриенты жалуются, что экзаменаторы занижали оценки как раз тем, кто поддерживает присоединение Крыма и считает, что Россия не ведет войну с Украиной.
В первом случае речь шла о том же журфаке МГУ, во втором - о филиале Государственного университета управления в Обнинске, где преподаватель не сошелся со студенткой взглядами на украинский вопрос и поставил ей за это "неуд".
"Культуру" называют маргинальным изданием, но в данном случае затеянная ею кампания отвечает новейшим веяниям. В последние годы в России появилась группа авторов, навязывающих так называемую "российскую модель" высшего образования в противовес европейской. Возглавляет эту группу Евгений Олесеюк, закончивший Саратовский авиационный техникум и Всесоюзный юридический заочный институт, в далеком прошлом - ректор Таганрогского, затем Ростовского пединститутов. Это автор концепции "нового прочтения" истории высшего образования в России. В своих исторически-педагогических изысканиях он постоянно подчеркивает, что опирается на мудрые предначертания вождя нации:
С высоты прошедших столетий выявляются невидимые ранее грани университетского строительства, и глубоким смыслом наполняются слова В.В. Путина на VII Всероссийском съезде ректоров... Говоря о русской модели образования, В.В. Путин по сути высказал давно назревшую в общественном сознании антитезу известной оценке П.Н. Милюкова, долгие годы определявшей тональность, доминирующую в исследованиях по истории и теории отечественной высшей школы. "С тех пор как Екатерина II создала в конце своего царствования первую правильно организованную среднюю школу, - заявил в свое время лидер русских либералов, - а Александр I в первые годы своего царствования положил начало сети русских университетов, гонение министерства народного просвещения против русского просвещения не прекращалось".
Иными словами, не было никакого противостояния университетов и власти. Мутили, конечно, воду профессора-либералы вроде Грановского или Бориса Чичерина и бунтовщики-студенты, но "государство-демиург" кропотливо и бережно создавало систему высшего образования, в которой "высокая духовность и гражданственность" сочетались с "неизбывной внутренней энергетикой и жизнестойкостью". "Некоторые ученые, - поясняют авторы этой лысенковщины, - склонны видеть в этом влияние тысячелетнего православия на Руси с его этикой, соборностью, общинностью, идеей коллективного спасения". Как видим, со скрепами у Олесеюка и других ревизионистов все в порядке.
Эти наукообразные опусы подверглись сокрушительной критике специалистов, с легкостью доказывающих обыкновенное невежество их авторов. "Желание за обилием размытых и нечетких формулировок уйти от конкретного анализа в указанных работах не случайно, - пишет, например, профессор МГУ Андрей Андреев. - Оно скрывает множество исторических ошибок, возникающих при попытках представить известные факты в "новом прочтении".
Пытаясь доказать самобытность российской высшей школы, Олесеюк и его соавторы замалчивают, искажают или отрицают тот факт, что первые российские университеты создавались по образцу европейских. Вопрос об университетской автономии и академических свободах они считают третьестепенным и одобрительно цитируют ректора МГУ Виктора Садовничего, искусно подменяющего понятия:
Абстрактно автономия - это степень независимости, но не от государства, как многие думают, а от чиновников правительства. Я не разделяю крайностей, выражающихся в любой конфронтации с правительством. Московский университет - университет государственный. А это значит, что он не может быть в стороне от дел государства.
На самом деле этот вопрос составлял основное содержание университетских реформ и контрреформ второй половины XIX века и студенческого движения, наполненного драматическими эпизодами. Студенты протестовали против вмешательства властей во внутренние дела университетов - за участие в демонстрациях и стачках их исключали, забривали в солдаты, закрывали целые университеты.
Адмирал Путятин, назначенный министром народного просвещения в 1861 году, смотрел на университеты именно так, как смотрит "Культура", - как на рассадники опасного свободомыслия - и задался целью "водворить дисциплину в распущенной толпе студентов". Он ввел обязательное посещение лекций, отменил бесплатное обучение малоимущих студентов (при его предшественнике Евграфе Ковалевском бюджетником был каждый второй) и запретил кассы взаимопомощи, собиравшие деньги для бедных студентов.
Действия Путятина спровоцировали волну студенческих волнений, которую министр внутренних дел Петр Валуев назвал в своем дневнике "университетским восстанием". Узнав о новых правилах в начале учебного года, студенты Петербургского университета отказались посещать занятия. Университет был закрыт. Начались демонстрации. В город были введены войска, полиция провела аресты вожаков. События развивались по спирали: за все более многолюдными демонстрациями и сходками следовали новые аресты, за арестами - еще более масштабные акции гражданского неповиновения. Число студентов, содержавшихся в Петропавловской крепости, достигло 335 человек.
"Я студент и кричать на себя не позволю", - говорит Раскольников помощнику квартального надзирателя. "Вот они каковы, - не унимается помощник квартального, - сочинители, литераторы, студенты, глашатаи..." Действие "Преступления и наказания" разворачивается в 1862 году. Лишь по случайности Раскольников не забредает на какую-нибудь студенческую сходку.
В конце концов 18 июня 1863 года Александр II утвердил новый университетский устав, самый либеральный в истории России, устав, о котором нынешним студентам остается лишь мечтать.
Студенческая революция как будто завершилась победой. Но за годы борьбы в России появилось потерянное поколение. Когда студентам закрытых университетов стало негде учиться, Герцен из Лондона призвал их "идти в народ". 4 апреля 1866 года бывший студент Дмитрий Каракозов, исключенный из Казанского и Московского университетов за неуплату, стрелял в царя в Летнем саду. А в октябре 1877 года в Петербурге начался крупнейший за всю историю России политический суд - "процесс 193-х". То были участники "хождения в народ". В 1884 году был принят новый университетский устав, уничтоживший автономию университетов.
В феврале 1898 года пост министра народного просвещения занял выдающийся правовед, бывший ректор Московского университета Николай Боголепов. Человек не чуждый либеральных убеждений, но мягкий и нерешительный, он ничего не мог поделать со студенческим бунтом и в конце концов был вынужден согласиться с мерой, предложенной министром финансов Сергеем Витте. 29 июля 1900 года Николай II утвердил "Временные правила", по которым студентов могли отдавать в солдаты "за дерзкое поведение, за грубое неповиновение начальству, за подготовление беспорядков или производство их скопом в стенах заведений и вне оных".
Боголепов согласился, поскольку считал отдачу в солдаты меньшим злом: по отбытии воинской повинности можно было снова поступить в университет, а исключенный за политику это право терял. В начале 1901 года он распорядился применить "Временные правила" к 183 студентам Университета Св. Владимира в Киеве. 14 февраля в приемной министра в него выстрелил из револьвера бывший студент Петр Карпович, исключенный из Московского и Юрьевского университетов за политическую деятельность. Министр с простреленной шеей рухнул наземь и спустя две недели скончался.
4 марта в Петербурге на площади Казанского собора прошла студенческая демонстрация, завершившаяся ее разгоном силами полиции и казаков и имевшая громкий резонанс в Европе. Наконец, наиболее массовые студенческие выступления в России имели место осенью 1910 года по случаю смерти Льва Толстого. Траурные собрания и сходки перерастали в шествия под лозунгом "Долой смертную казнь". Власти привычно ответили разгоном.
Неужели всего этого не было? Разве все это учинила жалкая кучка смутьянов? Впрочем, у нас теперь и революция трактуется как злополучный исторический вывих, досадное искривление столбовой дороги русской цивилизации. Об этом очень точно написал недавно Илья Будрайтскис:
Революция произошла лишь потому, что заговорщики не были обезврежены. А "урок" революции предназначается в первую очередь полиции, которая впредь должна работать эффективнее.
И как похожи инвективы нынешних охранителей на статьи Михаила Каткова, яростного противника академических свобод, антимайданщика эпохи Александра III. Он тоже требовал оградить юношество от пагубных влияний, закупорить студенчество в колбе "чистой науки":
Молодые люди, нередко сбиваемые с толку старшими, напрасно воображают, что они лучше приготовятся к жизни, если школа, в которой они учатся, будет ареной, открытою для внешних возбуждений. Нет, напротив, сильными характерами и уважительными деятелями выходят те, кто не портит себе жизни предварительною игрой в нее и долее выдерживает себя на искусе, развивая и укрепляя свои силы.
И ему тоже было ясно, что молодежь сбивают с пути истинного враги России:
Нас впрочем не удивляет то, что отъявленные враги Русского государства и русского образования для борьбы против этого устава (1884 года. - В.А.) подают руку петербургским официальным либералам: эти руки не раз соединялись и прежде во всякой интриге, имеющей своим лозунгом: чем хуже, тем лучше...
Катков был убежден, что внутренняя оппозиция действует по наущению и поддержке заграницы - у него это называлось "польской интригой". Об этом же без устали строчит свои опусы Николай Стариков. О том, как коварная закулиса вербует российских детей еще в школе, поведал недавно миру президент:
Мы с вами знаем, наверное, а может быть, кто то и не знает: так называемые иностранные фонды по школам работают, сетевые организации просто шарят по школам Российской Федерации много лет под видом поддержки талантливой молодежи. На самом деле как пылесосом высасывают просто - прямо со школы абитуриентов берут, на гранты сажают и увозят.
Как при Петре, который отправлял боярских детей в ученье в Европу, родителей и сегодня пугают Неметчиной, где проклятые еретики зомбируют и развратят российских недорослей.
Травля профессуры, отклоняющейся от генеральной линии, - составная часть плана обскурантистской реформы образования, прежде всего гуманитарного. Именно этот обскурантизм скрывается под президентским эвфемизмом "дать объективную оценку историческим фактам" и идеей единого школьного учебника истории. Вместе с навязчивой государственной опекой общество заболевает опасной хворью - инфантилизмом. Появляется тип "вечного студента" - Пети Трофимова из "Вишневого сада", резонера в поношенной студенческой шинели, зовущего к какой-то "яркой звезде" и "высшей правде", а баба в вагоне называет его "облезлый барин".
Ни тогда, ни теперь охранители не понимают, что причины возмущения - студентов ли у Казанского собора, участников ли протестов на Болотной - не злонамеренные козни заграничных "русофобов", а их собственные тупые попытки ввести единомыслие в России.
Блоги
Статьи по теме
Доносоглотка
Почему, интересуется Бурматов, одни студенты Михаила Гельфанда получают бюджетные университетские гранты, а другие не получают? Причем "по странному стечению обстоятельств", горько замечает единорос, победители конкурса оказались "соратниками Гельфанда по оппозиционной деятельности, подписантами обращений и петиций, инициированных Гельфандом, участниками массовых акций".
МИФИ XXI века
Письмо академиков РАН с требованием закрыть кафедру теологии в МИФИ сенсационно не просто числом подписавших. Оно переводит конфликт между российским обществом и РПЦ в новую плоскость. Противостоять давлению получается только коллективно - с привлечением людей, от мнения которых не отмахнуться. В Академии наук это поняли. Поймут ли недовольные в МИФИ?
Культподход
Самый броский пункт документа - это слоган "Россия не Европа". Екатерина Великая, заявила однажды, что Россия - европейская держава, то есть Европа, а возражать монархам было как-то не принято. А вот авторы "Основ" из-под крыла культурного министра Мединского говорят нам, что нет, не Европа. Кому верить?
Ученый совет на марше
В последние годы у нас наверху много говорят про необходимость развития науки в университетах. Какова университетская жизнь на деле - вопрос отдельный, нетривиальный и интересный. Рассмотрим его на примере недавно созданного Дальневосточного федерального университета.
Патриотическая чесотка
Полное единодушие в отношении истории невозможно в принципе. Но это разномыслие нисколько не вредит нации и не наносит никакого ущерба патриотизму, если, разумеется, не считать патриотизмом исключительно его звериную "военно-патриотическую" ипостась, воспитывающую ненависть к любым чужакам и готовность этих чужаков "мочить".
Черная благодарность
Судорожно листая заказанную диссертацию, эксперт Чесноков "десятилетие спустя" прямо на второй странице приметил самое главное. То есть список тех организаций, которым Сергей Гуриев неосмотрительно выразил благодарность за поддержку. Он и пригвоздил доктора наук к позорному столбу.