Спасти друзей Украины
10 мая российские политэмигранты в Киеве провели очередную акцию в поддержку российских политзаключенных - на сей раз для разнообразия не перед посольством Российской Федерации, а перед Верховной радой Украины.
Заявлялась акция как организованная Комитетом защиты Бориса Стомахина, но его защитой не ограничивалась. Идея состояла в том, чтобы попробовать заинтересовать украинские официальные власти судьбами российских заключенных, которые оказались за решеткой в том числе и за поддержку Украины. Миша Агафонов написал обращение к депутатам Верховной рады и даже вручил его Олегу Медунице. Впрочем, для рядовых участников (вроде меня) и внешних зрителей эта акция принципиально не отличалась от всех предшествующих пикетов, которые мы проводили с целью привлечь внимание к своим политзаключенным.
Наши акции обычно посещают три группы людей: сами российские «протестные» эмигранты, журналисты и украинские активисты более или менее радикального толка. До сих пор больше всего людей из различных слоев удалось наблюдать, конечно, на акции в память о Борисе Немцове. Вчерашнее мероприятие было самым камерным из всех, на которых мне довелось присутствовать: уж не знаю, потому ли, что оно проводилось в рабочее время (ведь целью было передать обращение в Раду для официального рассмотрения), или потому что протестовать вместе с россиянами украинцам приятней все-таки у российского посольства.
Украинских активистов было на сей раз мало, зато они были избранные. Например, продержалась все время вместе с нами под жарким солнцем член «Комітета визволення политв’язнів», которая регулярно посещает суды россиян, оказавшихся в киевском СИЗО по делу «группы Лесника»: Павла Пятакова, Ольги Шевелевой и каким-то образом объединенной с ними Анастасии Леоновой. Другой достойный человек спросил, не собираемся ли мы сделать акции в поддержку российских политзаключенных регулярными. «Мы это обсуждали», - ответил Миша, что было чистой правдой. Журналистов было еще меньше, чем украинских активистов, но зато они написали хорошие тексты.
Думаю, что вчерашний пикет выполнил свою основную функцию: поддержать в украинском информационном пространстве образ россиян, которые остаются и в России проводниками идеи свободы и достоинства. Приятно, кстати, что прославился здесь не только Петр Павленский, но и Ильдар Дадин: вот и сегодня гости просто-таки отбирали друг у друга их портреты.
Один из комментаторов посоветовал нам лучше заняться спасением тех российских эмигрантов, которые оказались в бесправном положении, а то и в тюрьме в самой Украине. Но, как говорится, это уже совсем другая история.
Уважаемые господа депутаты! Позвольте обратить ваше внимание на проблему, пока ещё недостаточно, по нашему мнению, оценённую украинской властью.
Сейчас, когда внимание всего мира приковано к украинским заложникам Путина - Надежде Савченко, Олегу Сенцову, Александру Кольченко, Станиславу Клыху и др., - создается благоприятная возможность для инициирования международной, и в первую очередь - украинской поддержки российских оппозиционеров, преследуемых за их позицию по украинскому вопросу. Прежде всего в такой поддержке нуждаются заключённые противники Путина.
Когда в 1968 году Советский Союз ввел танки в Чехословакию, на митинг протеста вышли всего восемь диссидентов. Когда в 2013-м путинский режим начал информационную, а затем - и военную агрессию против Украины, несогласных, осмелившихся протестовать, в России оказалось на несколько порядков больше, но итог тот же - судебное и внесудебное преследование, лишение свободы и вынужденная эмиграция десятков оппонентов Кремля.
Имена многих российских политзэков на слуху у тех, кто интересуется новейшей историей политических преследований в Восточной Европе. Однако редко из общего списка выделяют в особую группу людей, попавших под чекистский пресс именно за выражение солидарности с Украиной, несогласие с аннексией Крыма и войной на юго-востоке. Между тем в эту группу вошли бы такие заметные фигуры, как Ильдар Дадин, Борис Стомахин, Петр Павленский, Рафис Кашапов.
Все они выступали по велению своей совести и в соответствии с гражданской позицией, не имея в виду предъявлять Украине счет за поддержку, требовать от нее какой-либо взаимности. Однако ответная поддержка представляется и морально оправданной, и практически полезной. Так, участники демонстрации 25 августа 1968 года были впоследствии награждены чешскими медалями, а Вацлав Гавел с благодарностью говорил, что «для граждан Чехословакии эти люди стали совестью Советского Союза». Несомненно также, что эта демонстрация сыграла огромную роль в развитии советского диссидентского движения и тем самым в конце концов способствовала распаду советской империи - прямой предшественницы «русского мира». Очевидно, что Украине никак не избавиться от соседства с Россией, а следовательно, поддержка малых, но все же наличествующих там здравых и проукраинских сил отвечает соображениям ее национальной безопасности.
В ситуации перерастания политических репрессий из точечных в массовые нет даже возможности предъявить полный и точный список всех граждан, подвергшихся и подвергающихся преследованию за свои убеждения. Налаживание тщательного мониторинга этой темы - отдельное важнейшее направление международной правозащитной поддержки всех противников агрессивного путинского режима, его пленных и заложников. Ниже приведён предварительный список российских политических заключенных, в чьих уголовных делах тем или иным образом фигурировали поддержка Украины и сопротивление российскому империализму. Мы просим в меру ваших полномочий придать международное звучание кампании в их защиту — как инициируя принятие соответствующих заявлений от имени украинских властей, так и знакомя с проблемой ваших западных коллег.
Комментарии
Анонимные комментарии не принимаются.
Войти | Зарегистрироваться | Войти через:
Комментарии от анонимных пользователей не принимаются
Войти | Зарегистрироваться | Войти через: