в блоге Чернобыль: из архива КГБ

Vip Владимир Вятрович (в блоге Свободное место) 25.04.2016

26121

Чернобыльская катастрофа стала переломной в советской истории и запустила отсчет времени до конца Советского Союза.

Рассекреченные документы КГБ позволяют воссоздать и предпосылки этой аварии, и что случилось собственно 26 апреля 1986 года, и как советская власть боролась - или не боролась - с последствиями аварии на Чернобыльской атомной электростанции.

Такой катастрофы, как чернобыльская авария, не могло не быть. Она была не результатом ошибки оператора, который сделал что-то не то. Это был результат системной ошибки - ошибки, которой была сама советская система. Сооружение Чернобыльской АЭС сопровождалось постоянными проблемами, и об этом докладывалось в сообщениях КГБ руководству партии. Но, как всегда в Советском Союзе, построить хотелось быстрее, чем было запланировано. Каждый хотел выслужиться перед вышестоящим начальником, и поэтому все время ускорялись темпы строительства. Докладные КГБ, которые сопровождали строительство, просто изобилуют сведениями о том, что используются некачественные материалы, о кражах аппаратуры, о том, что вместо нужных труб или кирпича даются другие, и так далее. И все это только для того, чтобы успеть к очередной годовщине.

В конце концов запустили первый энергоблок - и тут же начались проблемы с его работой. У нас есть документы, свидетельствующие о том, что еще до 1986 года на ЧАЭС случилось несколько серьезных аварий. Об этом, конечно же, не знал почти никто. Первое происшествие случилось в 1978 году. Более серьезная авария произошла в сентябре 1982 года. Были аварии и в 1983-м, в 1984-м. И только то, что произошло 26 апреля 1986 года, не удалось скрыть, и о трагедии стало известно всему миру.

В рассекреченных документах КГБ четко видно, какие цели ставила перед собой власть в первые часы, первые дни и первые недели после аварии. Так вот, первой задачей было не спасение людей. Главным своим делом советская власть считала пресечь распространение информации, не допустить, чтобы о трагедии стало известно в Украине, в Союзе и тем более за границей. Именно поэтому откладывалась эвакуация населения (она началась только через 36 часов). Именно поэтому в первые часы после аварии не были сделаны очень важные шаги, которые могли бы облегчить последствия. Все делалось для того чтобы, как говорили тогдашние руководители УССР, не сеять панику.

Вот одна из первых докладных записок КГБ на имя первого секретарю ЦК КПУ Владимира Щербицкого. В ней сообщается, что в 1.25 ночи произошла авария на 4-м энергоблоке ЧАЭС, в результате чего начался пожар, и приведены данные об уровне радиации. Резолюция Щербицкого на этом документе: "Что это означает?" Человек, который должен был принимать решения, просто не понимал, что случилось. От него нельзя было ожидать адекватных действий.

85304

Есть график, по которому видно, что радиационный пик в Киеве пришелся на 11-12 часов дня 1 мая - как раз на тот момент, когда на Крещатике проходила праздничная демонстрация.

85299

Есть документы, показывающие, как КГБ пытался препятствовать распространению информации, как сопровождали иностранных журналистов, в том числе корреспондентов CNN и ABC, как подсаживали им свою агентуру, которая должна была рассказывать, что в стране все спокойно, что власть заботится о здоровье людей и опасаться нечего.

85303

Катастрофа и ее последствия сыграли немалую роль в развале Советского Союза. Советская власть, как любой тоталитарный режим, предлагала человеку договор: в обмен на вашу свободу мы гарантируем вам безопасность и то, что вам не придется брать на себя какую-либо ответственность. (Собственно, эта тотальная безответственность, которая насаждалась в советской системе, и стала главной причиной чернобыльской трагедии.) При этом у людей, которые публично проявляли свою лояльность к системе, была возможность выжить. И как раз эти наиболее лояльные к власти люди больше всего пострадали от последствий аварии на ЧАЭС. Они верили системе, они не верили слухам, не вывозили детей из зоны радиационного заражения, вышли на парад 1 мая... Это привело к потере лояльности. Люди перестали верить власти.

Кроме того, лояльность людей держалась на мифе о могуществе и непобедимости государства. Но авария показала, что государство, утверждавшее, что способно выиграть в ядерном противостоянии, не может справиться с мирным атомом, не может справиться с последствиями техногенной катастрофы. Патерналистское мирооощущение стало разрушаться. Люди вынуждены были спасать сами себя. Расщеплялась сердцевина "совка" - ожидание того, что за тебя все сделает государство.

Был тут и собственно политический аспект. Горбачевская перестройка и гласность поначалу практически не затронули Украину. УССР оставалась заповедником застоя, а Щербицкий был уверен, что может изолировать республику от "вредных влияний" из Москвы. Но чернобыльская авария настолько подточила власть Щербицкого, что в Украине демократизация пошла даже намного быстрее. А без того Горбачев, возможно, долго не удержался бы у власти. Если бы у консервативных сил в московском руководстве была возможность опереться на Щербицкого и его номенклатуру, они могли бы пойти на реванш раньше и энергичнее, чем это случилось в августе 1991 года.

В 1986 году казалось, что мир окончательно разделен. Страны демократического мира чувствовали себя спокойно. Условный железный занавес должен был спасти свободный мир от тоталитаризма. Но, как показала чернобыльская катастрофа, от последствий тоталитарного господства нельзя спрятаться даже за железным занавесом. Информация об аварии стала известна миру уже 28 апреля 1986 года, когда радиационное облако добралось до Швеции. И тогда весь мир заговорил об угрозе, которую являет собой Советский Союз. Таким образом, чернобыльская катастрофа стимулировала влияние свободного мира на процессы, которые происходили в СССР.

Неслучайно сообщения КГБ о зарождении новых протестных движений в УССР приходятся именно на 1986 год. Уже летом этого года появляются сигналы о распространении листовок антисоветского содержания. В 1987 году, к первой годовщине трагедии, готовились массовые акции протеста против сокрытия властями правды об аварии. Власть, конечно, препятствовала этим движениям чекистскими методами. Но это уже был конец советской власти. В 1988 году в Украине началось мощное национально-демократическое движение. Оно состояло из разных течений. Кто-то боролся за права украинского языка и культуры, кто-то за легализацию украинской греко-католической церкви, кто-то ставил перед собой политическую цель создания независимой Украины. Но особенно сильным было экологическое направление - движение тех, кто требовал правды про чернобыльскую аварию и ее последствия.


Материалы по теме

Комментарии
User leokadij, 25.04.2016 20:10 (#)

Лурк - Чернобыль.
http://lurkmore.to/%D0%A7%D0%B5%D1%80%D0%BD%D0%BE%D0%B1%D1%8B%D0%BB%D1%8C

User leokadij, 25.04.2016 20:33 (#)

http://chernobil.info/?p=1833

User leokadij, 25.04.2016 20:35 (#)

А.Ярошинская:
Чернобыль. Большая ложь
http://flibusta.is/b/321488

(комментарий удалён)
User leokadij, 26.04.2016 06:19 (#)

В книге описывается ложь властей.

User keystone, 25.04.2016 20:39 (#)
19137

Да уж. Прекраснo пoмню ту первoмайскую демoнстрацию, прoхoдившую в центре Киева пoд мoим балкoнoм, и Велoгoнку Мира через неделю, кoтoрую тoже никтo не пoдумал oтменять из-за каких-тo 1000 мкР/час. И все партийнo-рукoвoдящие семейки, срoчнo вывезенные из Киева еще в кoнце апреля, в тo время, как людей, пытавшихся как-тo эвакуирoвать детей хoтя бы в начале мая, клеймили паникерами и гнoбили с oтпусками за свoй счет. И крoмешный ад, твoрившийся на вoкзалах и в аэрoпoртах, где мамы с детьми сутками пытались дoстать билеты хoть куда-нибудь. Бoялись в те дни даже не радиации, а тoгo, чтo там все рванет oкoнчательнo. А этo в первые недели былo впoлне реальнo, низкий пoклoн ликвидатoрам, кoтoрые сoбственными жизнями заткнули дыру.

User keystone, 25.04.2016 20:40 (#)
19137

Кстати, в расиси на днях вышвырнули на улицу центр сoцзащиты инвалидoв-чернoбыльцев. Квадратные метры в маацкве дoрoгие, нечегo там всяким убoгим oтираться. Срана-преемница ссрани, вне всякoгo сoмнения...

User andrey_62, 25.04.2016 21:41 (#)
3180

Ну не знаю. Если на первом пикчере приведен документ, который был вручен Щербицкрму, то любой адекватный человек задаст именно такой вопрос - "Что это означает?". Ибо отсутствует ключевая характеристика взрыва - "ядерный". Трижды перечитал - что-то взорвалось, обрушилось перекрытие, пожар уже потушен, признаки (подозрения?) облучения неопределенной степени и происхождения... Гебнявые "спецы", доподлинно знавшие все "косяки" строительства, могли грамотно оценить опасность, бюракрат Щербицкий - не мог.

User keystone, 25.04.2016 22:05 (#)
19137

Я думаю, делo не в тoм, чтo Щербицкий задал вoпрoс, хoтя всеукраинскoму начальнику в принципе неплoхo бы пoнимать, чтo за хoзяйствo у негo в ста килoметрах oт дверей, и чтo oзначает взрыв энергoблoка с пoследующим увеличением радиактивнoсти. Ну, спрoсил - и ладнo, тут никакoгo oсoбoгo греха нет. Делo в тoм, чтo oтвет-тo на вoпрoс oн пoлучил, и нипoчем не пoверю, чтoбы и ему, и Гoрбачеву, и всей пoлитбюре специалисты не разъяснили, чем делo пахнет. Пoсле чегo была вырабoтана блестящая стратегия: главнoе - заткнуть всем глoтки и делать вид, чтo ничегo страшнoгo. А эти первoмайские демoнстранты и младенцы, кoтoрых в кoлясках катают пo киевским паркам, нехай себе пoдыхают через пару лет oт пoследствий...

User andrey_62, 25.04.2016 22:40 (#)
3180

А по второй серии у меня и не было возражений. Прекрасно помню и "Пахтакор" ташкентский, и "Александра Сувррова"... замалчивание, затыкание ртов, как один из столпов того государства. Нынешние понимают, что инфа выйдет в свет, вот и тактика иная - опорочить, оболгать. А это "отскочит" гораздо больнее. Ватники уже подозревают неладное - вот только СОВЕРШЕННО не умеют устанавливать причинно-следственные связи.

User elionora, 26.04.2016 00:06 (#)
23475

в припяти(!) на демонстрацию людей вывели. мой отец там был и ночью вспышку видел.военный-химик в отставке,посоветовал соседям на улицу не высовываться. и нам телеграмму дал, что припять и чернобыль эвакуируют. мы еще гадали, чего вдруг, в новостях не слова, через пару дней махонькая заметка появилась в "известиях" кажется. преступники. всех у власти на тот момент судить надо было.

User keystone, 26.04.2016 02:53 (#)
19137

Кстати, была тогда еще одна мелочь, которая киевлян дополнительно страшно разъярила. Когда уже наконец признались через пару недель, что таки-да рвануло, то посыпались офоциальные рекомендации всяких специалистов типа "как предохраняться". В числе прочих был совет пить ежедневно красное сухое вино, которое выводит из организма стронций. Ага, щас, при "борьбе с пьянством", ни капли красного вина в зараженный радиацией Киев не поступало...

Зато произошел невероятный расцвет чернобыльского фольклора:
"За чистоту и порядок в квартире
Спасибо реактору номер четыре"

"Бідні, бідні українці: ні в кишені ні в ширінці..."

И прочее в том же роде. Я даже тогда тетрадь завела, в которую записывала образчики. Потом она при перемене континентов и домов куда-то, понятно, затерялась, жалко ужасно...

User parabellum317, 26.04.2016 05:09 (#)
25772

++++++++++++++++++

User boris_k, 26.04.2016 14:01 (#)
3734

тетради нет, но кое что помню:

"Мирный атом - в каждый дом!"
"Что-то стало совсем невМАГАТЭ"
Ну и, конечно - какой мужчина может это забыть:
"Радиоактивность в Киеве: Киевлянки рады и активны"

User keystone, 26.04.2016 16:36 (#)
19137

"Навкруг тиша, в пoлi трактoр, за селoм димить реактoр.
Жинка каже: щoсь не те. Викликайте МАГАТE!"

"Меняю трехкoмнатную квартиру в Киеве на футбoлку "Адидас". Высылать пo адресу: Алма-Ата, Главпoчтамт, дo вoстребoвания".

Вo, кoе-чтo всплывает все же. А мы с Вами, пoхoже, земляки-киевляне?

User sova46, 27.04.2021 19:55 (#)
28204

Хай живе КПСС на Чернобыльской АЭС!

User keystone, 28.04.2021 16:44 (#)
19137

Точно, и такое было!

Ну надо же: зашла на Грани в первый раз после долгого перерыва, а тут, оказывается, заново вывесили статью пятилетней давности, так что сначала даже не поняла, к чему относятся новые ответы на мои давние комменты. Рада видеть!

15776

Как раз в Киеве весной и летом 1986 красного вина хватало. Помню вино под названием "Дар лозы" (сухое красное). Оно только в 1986 и было. Буква "л" была с украшением, так что мы читали это название как "Дар дозы" (что, в некоторой степени, соответствовало истине). Дело было в мае-июне. Еще поражал город без детей. Это было жутко.

User keystone, 26.04.2016 20:08 (#)
19137

Да? Мне пoмнится, с винoм были прoблемы. В нашем дoме, кстати, как раз был винo-вoдoчный, и из негo всегда вытарчивал далекo на улицу oзлoбленный хвoст oчереди ("бoльше двух в oдни руки не давать! мужчина, вы здесь не стoяли!" и прoчее в тoм же рoде). Нo впoлне дoпускаю, чтo за тридцать лет мoгла прoизoйти некoтoрая аберрация памяти. Раз Вы пoмните такие пoдрoбнoсти с "дoзoй" именнo в тo летo, тo навернoе, правы.

Я, кстати, не пoмню кoгда именнo - мне кажется, чтo в самoм начале девянoстых - пoявлялoсь какoе-тo винo местных кoлхoзoв в кoнсервных банках - oт пoл-литрoвых дo трехлитрoвoк, нo на негo егo надo былo удачнo пoпасть...

User mizantrop_s, 26.04.2021 12:06 (#)

Подтверждаю, не было проблем. И, кстати, не потому, может, что завезли дополнительно, а потому, что народу поменшало. :)

3113

Щербиций окончил военную Академию Химзащиты. Да, в доатомную эру. Но базовое образование, позволяющее разобраться, у него было. Ведь при аварии на АЭС нужно делать то же самое, что при аварии на химзаводе - только в больших масштабах.

User mizantrop_s, 26.04.2021 12:02 (#)

Спешу Вас разочаровать: не было специалистов. А.Н.Яковлев вспоминал, как на то заседание Политбюро пришел академик Александров (тогда Президент АН СССР) и еще кто-то. Так все их сообщение свелось к "а помнишь, мы на Малой Земле хватанули, и ничего. А помнишь еще..."

Вопрос вполне нормальный. Информация в докладной очень расплывчатая - данных о радиоактивной обстановке нет. Поэтому вопрос "что это значит?" мог просто иметь смысл "дайте оценку последствий". Скорее всего он чувствовал что ему что-то не договаривают.

(комментарий удалён)
User keystone, 25.04.2016 22:17 (#)
19137

Не уверена, чтo Вы правы. Даже если считать, чтo oставшиеся дымиться на месте 5% массы уже oсoбoй разницы не делают (в чем я сoмневаюсь - oднo делo тo, чтo уже рассеянo в атмoсфере, а сoвсем другoе - разбрoсанные пo территoрии куски урана и графита), не забывайте, чтo там был не oдинoчный реактoр, а рядышкoм стoяли еще три бoмбы замедленнoгo действия. Причем в третьем энергoблoке уже начался пoжар.

(комментарий удалён)
User kovaljov, 26.04.2016 08:36 (#)

Не было и не могло быть на АЭС ядерного взрыва. И не только из-за 5% содержания урана в ТВЭЛах. Для ядерного взрыва U235, необходимо половинки критической массы (50 кг) высокообогащённого урана (более 90%) соединить (выстрелить) со скоростью не менее 2,5 км/с.
Но огромное количество радиоактивного мусора выброшенное тепловым взрывом на Чернобыльской АЭС создаёт более серьёзные проблемы дезактивации территории, чем даже один ядерный взрыв.

(комментарий удалён)
(комментарий удалён)
(комментарий удалён)
(комментарий удалён)
(комментарий удалён)
User newSim, 26.04.2016 13:34 (#)

Вы забыли, что там рядом было еще 3 энергоблока.
Поэтому рецепт - в общем, правильный - залечь и окопаться лет на 50, там был невозможен.

(комментарий удалён)
(комментарий удалён)
(комментарий удалён)
User newSim, 26.04.2016 15:07 (#)

"Найдите 10 отличий или почему СССР - не Япония". Или почему Чернобыль - не Фукушима.
Отличий куда больше 10-и. За наблюдение с бкзопасного в 10 - 15 км расстояния за взрывами последующих энергоблоков Чернобольской АЭС стоило бы (на мой взгляд) проклясть на века. В этом случае пол-европы точно было бы основательно заражено. В том числе и изрядный кусок европейской части СССР, включая все, что угодно, куда ветер подует.
Это не значит, что все было сделано правильно. Это значит, что не надо сравнивать несравнимое. И еще это значит, что могло бы быть и куда хуже.

(комментарий удалён)
User newSim, 26.04.2016 17:34 (#)

Тут возразить нЕчего, все так и есть.

User kovaljov, 26.04.2016 13:37 (#)

По определению, ядерный взрыв - это самоподдерживающаяся цепная реакция деления ядер.
А "специалистов" слушать не следует, во всяком случае, подвергайте всё сомнению.

Реально, менее 5% урана 235 и менее 25% плутония 239 успевают "взорваться" в бомбах. Большая часть высокообогащённого радиактивного заряда улетает в стратосферу.
Ещё раз напомню, сама по себе критическая масса урана или плутония не взорвётся. Просто всё, вместе с конструкцией, расплавится и вытечет наружу.
При температурах ТВЭЛа более 1200 °С, циркониевая оболочка ТВЭЛов взаимодействует с водой и выделяется водород.

User kovaljov, 26.04.2016 13:42 (#)

1000 Р/ч - на крыше четвёртого блока АЭС.
200 Ренген - лучевая болезнь 1 степени.
400 Ренген - 2 степень, летальность 20%.
600 Ренген - 3 степень, летальность более 50%.

15776

Период полураспада урана-235 - 700 000 000 лет. Непохоже на неделю или год.

User inoc, 27.04.2016 19:25 (#)

Горела крыша машзала, общая для всех блоков - она была из отлично горящего рубероида. Если бы не потушили, был бы не один, а четыре взрыва. Огромной преступной ошибкой горбачёвского политбюро было решение восстановить и ввести в эксплуатацию третий блок - там облучились тысячи военных строителей. А вот первый гебешник появился на восстановлении блока только в июле 87, и сразу потребовал заклеить на планах этажей мбэры/час

User keystone, 27.04.2016 20:01 (#)
19137

Да, мне тoже предлагаемая здесь идея "всем тикать, oставить все как есть, самo сo временем испарится" как-тo не внушает. В ядерных реакциях я пoнимаю меньше, чем ничегo, нo если не гасить масштабный пoжар рядoм с тремя еще не взoрвавшимися реактoрами, тo тикать мoжнo уже тoлькo в Нoвую Зеландию...

(комментарий удалён)
User keystone, 27.04.2016 21:23 (#)
19137

Какие oбиды, я же начала с тoгo, чтo ни черта в этих прoцессах не смыслю. Тo есть Вы пoлагаете, чтo oпаснoсти взрыва oстальных реактoрoв не былo вooбще, или тoлькo oт пoжара?

(комментарий удалён)
User keystone, 27.04.2016 22:37 (#)
19137

Пoнятия не имею, прoстo прoцитирoвала тoт абзац из статьи, кoтoрый пoлнoстью перекликался с мoим сoбственным oпытoм тoгo времени.

15776

Позвольте с Вами не согласиться. Я лично знаю людей, работавших там с лета 1986 (и очень долго). Одна из их задач была как раз определение состояния активного вещества, оставшегося в реакторе. Никто из теоретиков не брался предсказать его поведение, так что боялись возобновления ядерной реакции.

User inoc, 27.04.2016 19:16 (#)

Сразу ничего не было ясно никому. Была даже гипотеза, что топливо может образовать расплавленный шар, который, прожигая землю, будет опускаться в глубину земли, откуда хлынет раскалённая магма. Поэтому под реактор пробили штольню, проложили трубы для охлаждения, в которые должен был подаваться жидкий азот. Ошибок было очень много, и прежде всего потому, что к такой аварии абсолютно не готовились. Реакторы трёх оставшихся блоков нужно было обслуживать хотя бы в режиме расхолаживания, а грязи там было ещё очень много, и она бы разносилась вокруг, поэтому укрытие и дезактивация были нужны.

(комментарий удалён)
User keystone, 25.04.2016 20:56 (#)
19137

Пшел нах, ублюдoк! Даст бoг, и у тебя пoд задницей чтo-нибудь пoхoжее случится. Будешь тoгда свoей шапoчкoй из фoльги oт радиации защищаться.

(комментарий удалён)
(комментарий удалён)
15776

Щербицкому - выговор с занесением на надгробие.

(комментарий удалён)
User ksenia_85, 26.04.2016 21:53 (#)
28241

"лишить званий и государственных наград" - нельзя лишить того, чего нет. Званий и государственных наград независимой Украины Щербицкий не имел и не иметь не мог, поскольку умер до 1991 года.

"бросить тело на съедение псам" - у вас буйная фантазия, но вообще-то тело давным-давно разложилось и ни для какого пса не аппетитно.

User keystone, 25.04.2016 22:23 (#)
19137

бывший стажёр Госдепартамента США,
---------------------------
Стажер? Пoмилуйте, уважаемый участник, мне этo даже как-тo не к лицу! (с) Какoй еще стажер, была впoлне себе пoлнoправным сoтрудникoм при зарплате...

(комментарий удалён)
User igor_in_CT, 26.04.2016 01:19 (#)

Вы имеете в виду проявление русофобии в отношении человека со старинным и шиироко распространённым русским именем ЛЕВОН (или опечатка и должно быть Блевон?)

User parabellum317, 26.04.2016 05:24 (#)
25772

:))))))

User keystone, 26.04.2016 03:00 (#)
19137

А как же. При приеме на работу все экзамен по русофобии сдают. Я лично на 99 баллов из ста возможных сдала, так что сразу квартальную премию авансом выдали. А оскорблениям там уже в производственном процессе обучают. Начиная с базового "дебилы, бля..."

User parabellum317, 26.04.2016 05:15 (#)
25772

Армянин левон рассуждает о русофобии. Это сильно. А может он такой же армянин, как я гондурасец? :)))

User newSim, 26.04.2016 13:39 (#)

Он - образцово-показательный м.дак. Это - сильнее национальности и градланства и вообще всего.

User parabellum317, 26.04.2016 05:19 (#)
25772

Шлифуй горшок, и не отвлекайся :))) А ща давай напиши, что я чего-то там одобрил :) И про поносный излучатель обязательно напиши - народ должен знать! :))

User stallion, 26.04.2016 08:31 (#)
50987

Как! Невозможно поверить! Вы были госслужщей, и уволились? Почему!? Это же одна из лучших карьерных линий у нас в Америке.
Вот я, например, дослужился до GS-14 и у меня в мыслях не появлялось уйти с госслужбы. Хотя, я не знаю ваших деталей.

User keystone, 26.04.2016 15:31 (#)
19137

Этo была, увы, не civil service position, а прoграмма Гoсдепа с ежегoдным вoзoбнoвлением гранта. Десятoк лет oна прoдержалась...

User parabellum317, 26.04.2016 05:21 (#)
25772

Ну надо же! Идиот сумел и вас из себя вывести :)

User keystone, 26.04.2016 05:59 (#)
19137

Да, такое со мной не часто случается. Но тут оно вперлось со своей обычной шизофренической хренью в лично пережитое мною веселье, включая эвакуацию в тамбуре после полутора суток на вокзале и двухлетнее наблюдение моего ребенка у гематолога. Ладно, была неправа, доктор Стравинский ему судья...

User parabellum317, 26.04.2016 06:07 (#)
25772

Ладно, была неправа, доктор Стравинский ему судья...
---------------------
Там уже не помоЖут ни кислород, ни ванны :)

User parabellum317, 26.04.2016 06:21 (#)
25772

лично пережитое мною веселье, включая эвакуацию в тамбуре после полутора суток на вокзале и двухлетнее наблюдение моего ребенка у гематолога.
----------------------
Представляю, сколько вам пришлось испытать... Мой долбаный Афган - херня на постном масле против этого... И ведь совпади же так - я как раз в это время дембельнулся. А мой брат был заброшен туда "партизаном", и получил хорошую дозу облучения... Но жив, только не очень... "Сталкера" надо было снимать в Припяти...

User keystone, 26.04.2016 15:51 (#)
19137

Да этo ж не тoлькo персoнальнo мне - весь трехмиллиoнный Киев плюс хoрoший кусoк Украины и Беларуси. Хoтя мoжнo считать, чтo все закoнчилoсь еще не так плoхo, как мoглo: пo крайней мере не рванули oстальные три реактoра. Вoт этo был бы уже пoлный пипец.

А Афган - штука дoлжна была быть oчень страшная. Пo-другoму, кoнечнo. Их с Чернoбылем oбъединяет тo, чтo и oднo и втoрoе - сoвкoвскoе рукoделье. Oдин из счастливейших дней мoей жизни был, кoгда эта мерзoсть рассыпалась. А теперь, увы, вижу, чтo ранo былo радoваться...

User parabellum317, 26.04.2016 16:24 (#)
25772

А теперь, увы, вижу, чтo ранo былo радoваться...
-----------------
И вернулось в еще более худшем виде...

User parabellum317, 26.04.2016 16:53 (#)
25772

А в Афгане мне еще крупно повезло, что был не в десантуре... Образование помогло - не взяли на мясо, а взяли в авиацию... А учебка в башкирском Стерлитамаке, не поверите, вся по-литовски говорила :) Продавщица башкирского вида, а говорит без акцента! Заходишь в чайную - ну как дома :) Наверное где-нибудь были учебки и с эстонским, и с латышским уклоном... Но в Стерлитамаке - только литовцы. Не, ну и другие национальности тоже, но ни латышей, ни эстонцев не было ни одного. Видать, нас как-то специально разделяли, чтобы мы восстание не затеяли :)))) Меня в первый день пребывания сержант заметил, и сказал : "Ну песдец, немцы в Гируляе". А Гируляй - это курортная зона Клайпеды, литовский Артек :) Я тогда сильно ржал :) Правда, сквозь слезы... Гоняли, как сраного кота... Но по уставу - никакого беспредела.

User parabellum317, 26.04.2016 17:00 (#)
25772

Беспредел начался позже...

User keystone, 27.04.2016 04:43 (#)
19137

http://www.kasparov.ru/material.php?id=571FB17B055C8
"Несмотря на то, что всё скрывалось от людей, но все, у кого была власть и возможности – уже эвакуировали свои семьи. Билетов не было. Поезда были переполнены. И только при помощи начальника милиции нам удалось попасть в поезд до Харькова, это было половина пути, и там нужно было передать дочь родителям, которые выехали навстречу. Эта бессонная ночь запомнилась на всю жизнь. Всю дорогу нужно было стоять в проходе в душной давке. Потом нужно было сразу вернуться и приступить к работе. Вот тогда мы встретились с мужем, обнялись и попрощались – на всякий случай, и разъехались в разные районы. Встречались иногда, бывало всего на несколько минут. Но самое главное: 9 мая нам сообщили, что горение графита удалось остановить. Значит – у нас появился шанс жить дальше."

User keystone, 27.04.2016 04:45 (#)
19137

Именно такое было ощущение: вот сейчас оно рванет, и конец... Когда я повезла своего дошкольника в эвакуацию к московской тетке, а муж оставался в Киеве, провожавшая меня мама умоляла не возвращаться: пусть у ребенка останется в случае чего хоть один живой родитель.Но поскольку отпуск за свой счет давали всего на три дня - как же было не вернуться в срок? Боже, какой дебилиизм, и какой феерической сволочью был этот недоиздохшой и до сих пор совок...

User parabellum317, 26.04.2016 06:30 (#)
25772

Фильм так и не видели? Он у меня есть, с английскими субтитрами, но если пересылать - долго будет... 4 с лишним гига... Да и некуда пересылать...

User mizantrop_s, 26.04.2021 12:27 (#)

Выскажу перпендикулярную всем мысль: нет худа без добра. Мой ребенок родился в ту осень. С проблемами (не связанными с радиацией). Но поскольку анализы тогда делали более тщательно, а не как всегда, и лекарствами Киев худо-бедно снабдили, а не как всегда, то к этому были готовы, и больших проблем удалось избежать.

User mizantrop_s, 26.04.2021 12:32 (#)

А вообще столкнулись два коллективных бессознательных советского народа: начальство все врет (что правда) и начальство само все знает точно (что неправда :))), поскольку в пресловутых "красных папочках" такая же чушь, как и везде).
Я тогда взял все возможные открытые источники, начиная от БСЭ, заканчивая книгами из серии "Эврика" и стал разбираться сам. Потом ликбезы проводил :)).

User parabellum_37, 26.04.2021 13:27 (#)
34341

Ребята и девчата, parabellum 317 - это не я. Мой ник с нижней черточкой..

(комментарий удалён)
User self, 24.05.2021 09:48 (#)
51975

синяк себя не узнаёт, это бывает

User nanoscience, 26.04.2021 15:15 (#)
3460

Странно, что никто не говорит о проводимом на станции эксперименте, который, как писали, и привел к катастрофе. В Америке так выгорела станция изнутри, вся. А этот реактор (говорили, что он плутоневый, то есть особо опасный) накрыт не был. Это потом уже его накрыли. Ветер, говорили, был на Запад. Поэтому дошло до Беларуси и Польши. Летел углерод расплавившихся стержней, с радиоактивной пылью. Не знаю, делали ли принудительный дождь. Но замалчивали, да. Мы не знали, сколько и где радиоактивной грязи. Говорят, в Киеве потом чистили балконы по показаниям счетчиков. А что делали на могилевщине, я не знаю.

User erevanets_levon, 26.04.2021 17:15 (#)

Система системой, но взрыв был подстроен, под видом эксперимента. Есть даже версия, что было подложено взрывное устройство, но вряд ли это требовалось.

User erevanets_levon, 26.04.2021 17:17 (#)

Возможно, кошмарнейшее преступление готовившей развал СССР родной Коммунистической партии.

User natala, 26.04.2021 20:00 (#)
3006

"Докладные КГБ, которые сопровождали строительство, просто изобилуют сведениями о том, что используются некачественные материалы, о кражах аппаратуры, о том, что вместо нужных труб или кирпича даются другие, и так далее."

И кто-то ещё будет стенать "какую страну потеряли". Да вот такую вот, где даже такой серьёзный объект не смогли нормально построить и недремлющее КГБ ничего не смогло сделать с банальным воровством.

Анонимные комментарии не принимаются.

Войти | Зарегистрироваться | Войти через:

Комментарии от анонимных пользователей не принимаются

Войти | Зарегистрироваться | Войти через: