в блоге О сделках с властью: от Щаранского до Pussy Riot

Vip Александр Гольдфарб (в блоге Свободное место) 21.11.2012

84

Никто не может заранее сказать, как он/она поведет себя, оказавшись один на один с монстром репрессивной машины: сможет ли удержать планку, не пойдет ли на компромисс ради собственного спасения и защиты близких? Много лет назад мне пришлось обдумывать эту тему применительно к самому себе. Я чуть не оказался на месте Анатолия Щаранского, но бог миловал: передав ему дела, я успел выехать из СССР, а его посадили, обвинив в шпионаже. И вот, сидя под уютным тель-авивским солнышком, я читал его последнее слово: "Что касается суда, от которого требовалось вынести заранее предрешенный приговор, то суду я не скажу ничего..." У него была расстрельная статья, а следователь предлагал покаяться. И я думал, а смог ли бы я так, окажись на его месте? Я до сих пор не заю ответа...

Именно этот эпизод всплыл в памяти, когда я слушал последнее слово Маши Алехиной: "Я вас не боюсь, не боюсь лжи и фикции, приговора так называемого суда. Вы можете лишить меня лишь «так называемой» свободы, а мою внутреннюю свободу вам никогда не отнять". Не у всякого хватит смелости произнести это в лицо судье Сыровой.

Сейчас, когда "гиря говномера" в скандале вокруг Pussy Riot зашкалила за рекордную метку и кажется, что вся героика на этом закончилась, стоит сделать некоторое усилие и вспомнить поведение Нади и Маши на суде. Эти две девушки из того же теста, что и Щаранский. Они свои главные слова произнесли, и мир их услышал. Такие слова произносятся редко и входят в анналы. Сколько бы дерьма вокруг ни лилось, замазать их будет трудно.

Но войти в историю не всякому дано, а выйти на свободу каждому хочется.

Раскрою секрет: накануне кассации я разговаривал по скайпу с Марком Фейгиным (на другую тему, связанную со сбором пожертвований за границей), и спросил: "А почему бы девушкам не покаяться, как предлагает патриарх? Никто им слова дурного не скажет. Зачем идти в мученицы? Да и власть, похоже, ищет выход. Может попробовать договориться, чтобы отпустили?"

"Попробовать-то можно, - сказал Марк, - да они не хотят. Я и в отставку уйти предлагал, сменить пластинку. Но они категорически отказываются".

Конечно, и бескомпромиссную позицию можно рационализировать. Кто не слышал о старой зековской аксиоме "не верь, не бойся, не проси"? Весь опыт политзаключенных, от Каменева с Зиновьевым до Максима Лузянина, говорит, что сделки с властью в России, как правило, не работают - пообещают и обманут.

И все же каждый раз, когда политзек встает перед выбором - искать снисхождения или превратить скамью подсудимых в обличительную трибуну, червь сомнения гложет душу: а вдруг у судьи все-таки есть совесть? Зачем дразнить гусей? Как сказал мне один из друзей Кати Самуцевич: "В суде ведь тоже люди работают!" Став жертвой несправедливости, так хочется верить хотя бы в небольшую справедливость!

Вспомним первый процесс Ходорковского. На нем МБХ занял примирительную позицию. Он не кричал: "Расправа! Режим! Диктатура!". Он запретил сторонникам даже упоминать фамилию человека, его посадившего, - Сами Знаете Кого. Он даже написал из своего застенка пару верноподданнических статей о выборе народа и кризисе либерализма. Вместо того чтобы назвать вещи своими именами, он выбрал чисто юридический подход: доказать в заведомо неправом суде, что ты ни в чем не виноват.

Архитектором этой стратегии был его тогдашний адвокат - Генрих Падва. Вместо того чтобы напомнить клиенту бессмертную фразу "Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать!", Генрих Павлович убедил МБХ, что гусей дразнить не стоит, что есть негласные договоренности и т.д. Я далек от того, чтобы подозревать Падву в предательстве интересов клиента; он действовал из лучших побуждений, и драконовский приговор стал для него страшным личным ударом и даже большим шоком, чем для самого Ходорковского. Как мы знаем, к следующему суду МБХ сменил адвокатов, сменил тактику и стал делать политические заявления. Ему это, впрочем, тоже не помогло, но по крайней мере дороже обошлось Тому, Которому Хотелось Кушать.

Похоже, что Надя и Маша теперь также сменили тактику, но с противоположным знаком: заменили ершистых адвокатов на покладистых. Роль Генриха Падвы как проводника умеренной линии в данном случае сыграла Катя Самуцевич. Опять же, не стоит подозревать Катю в злом умысле, скорее всего она искренне убеждена, что действует в лучших интересах подруг - даже когда ведет против безбашенных адвокатов информационную войну на полное уничтожение и по ходу дела опускает всю компанию ниже плинтуса.

Кате не нужно было делать усилия на собой; с самого начала она вела себя гораздо умереннее подруг - и в суде, и потом. Для того чтобы понять разницу, нужно всего лишь Катю послушать: панк-молебен был "художественной акцией" (читай: не политической); мы отстаиваем принципы феминизма, акционизма и гендерного разнообразия (читай: вовсе не призываем к бунту и свержению диктатуры). Неудивительно, что многие искренние сторонники, да и сами Надя и Маша, слыша все это, невольно задумываются: ведь Катя на свободе, а они со своим героизмом в клетке. А почему бы, собственно, не попробовать? Да я и сам не знаю - чем черт не шутит, а вдруг отпустят?

В отличие от Фейгина я не берусь утверждать, что Катя имеет какие-то договоренности с властью. Но я могу себе представить, как трудно ей даже допустить мысль, что ее освободили для того, чтобы было сподручнее закопать ее подруг. Гораздо проще оттолкнуть от себя эту мысль и настаивать, что все дело в нерадивых адвокатах и без нужды раздраженных судьях.

Честно говоря, в этой ситуации Катя меня мало волнует. Я бы даже предпочел, чтобы у нее была четкая и недвусмысленная договоренность с властью: мол, я убалтываю подруг сменить пластинку, а вы их отпускаете. Если так, то все-таки больше шансов, что их действительно отпустят, чем если Катя всего лишь не ведает, что творит.


Материалы по теме

Комментарии
(комментарий удалён)
User oldfanat38, 21.11.2012 12:43 (#)

В зоопарке у зверей тигр, кажется...

3140

Мне кажется, что Катя не договаривалась с властью, но в 30 лет пора бы подумать и понять, что её благие намерения могут быть использованы для того, чтобы Маше и Наде вымостить дорогу в ад.

(комментарий удалён)
User adamkasimir, 21.11.2012 14:01 (#)
3543

Постановка становится похожей на спектакли Р.Виктюка, - хрен поймёшь зачем всё это наворочено.

User n_ever, 21.11.2012 11:56 (#)
21078

Главное, чтобы девочки получили свободу сейчас. Чем быстрее это случится, тем скорее мы узнаем, кто есть кто и почему поступает так или иначе. Если с Хруновой это удастся - пусть будет Хрунова.

twitter.com DiTwitto [twitter.com], 21.11.2012 12:07 (#)
2994

Главное то, что решать, что есть главное, а что второстепенное, должны сами девочки.

User adamkasimir, 21.11.2012 14:04 (#)
3543

Должы то - должны, но решать будет гамадрил бестыжий!

twitter.com DiTwitto [twitter.com], 21.11.2012 14:37 (#)
2994

Я не это имею в виду. Я о том, что им решать, поступаться хоть чем-то или нет, чтобы "выйти на свободу" (беру в кавычки, ибо понятие свободы становится все более и более условным), стОит ли это делать. Меня так и подмывает закричать "Ни шагу назад!", но я понимаю прекрасно, что кричать это я имел бы право, находясь в такой же ситуации, как Надя и Маша. Поэтому и считаю - им все это решать. И пусть не забывают - вся эта лубянская мерзость от них не отстанет и на "свободе".

User adamkasimir, 21.11.2012 14:46 (#)
3543

"вся эта лубянская мерзость " и есть - гамадрил бесстыжий. И пока он сидит за вонючей стеной кремлёвской, решает только он, несмотря на то, что решалка загнила от пластических опусов.

twitter.com DiTwitto [twitter.com], 21.11.2012 15:25 (#)
2994

Я еще раз повторяю - я не про это решение. Я про то, что даже гамадрил не может решить за девочек писать или нет какое-нибудь покаянное письмо, и т.п.

facebook.com paninvtpi, 21.11.2012 13:03 (#)
4026

Задача-максимум решена - девочки выстояли. Все трое. Честь им за это и хвала.
Теперь надо решить задачу-минимум - добиться свободы для Нади и Маши.
После "неудобного" вопроса фрау Меркель Путин осознал, что может оказаться не только "невыездным". Даже и во время приёмов в Кремле от этой темы уйти не удастся. То есть, требовалось "соломоново" решение.
И потому он приказал сменить пластинку. В результате "двушечка" будет признана результатом некомпетентности адвокатов. А шемякин суд, шемякино следствие и вся вертикаль вроде как окажется в стороне.
И вот здесь я хочу сказать, что далеко не каждый адвокат согласился бы на то, чтобы во имя свободы доверителей, оказаться в дерьме по уши... И потому - низкий поклон защитникам, пожертвовавшим своей честью...

User adamkasimir, 21.11.2012 14:08 (#)
3543

Полагаете у адвокатов был выбор? Абизьяний цар наклоняет в "поклоны" всю страну.

(комментарий удалён)
User adamkasimir, 21.11.2012 18:42 (#)
3543

Не люблю этого...., но в данном случае мы совпали, хотя я читал и его, прямо противопожные изрыги, когда идиотская косичка (на подбородке) не вылезала из промежности путинских ягодиц.

, 21.11.2012 20:21 (#)
3025

И в том, что "поступок девушек - хамство" тоже "совпали? В таких же выражениях и Медвед что-то прокурлыкал. А с ним тоже "совпали"? Не торопитесь , Адам , "говорить о "совпадении", когда речь идет о таком мутном персонаже, как БГ, а то потом придется долго отплевываться.

User adamkasimir, 21.11.2012 21:13 (#)
3543

Вельможная Пани! Вы ошиблись, совпадение относилось только к констатации факта, что "У нас в стране никогда не было правосудия". А по музыкальной и другим дзен-путистским сторонам этой личности отплёвываюсь последние лет 30.

, 21.11.2012 21:43 (#)
3025

Я же и говорю, если совпадение частичное, это не совпадение. Иначе Вам придется и с Медведом" совпасть", а такой позор врагу не пожелаешь.

User adamkasimir, 21.11.2012 21:26 (#)
3543

Что же касается поступка девушек, это - не хамство, а скорее эпатаж! Не стоит вляпываться в грязную лужу гундяйской блудницы! И Эсмеральд из них не получилось, в итоге.
Фебчики сдали их. Все в говне! Жалко только козочку.

, 21.11.2012 21:42 (#)
3025

Не поняла. По моему в говне исключительно путин и судьи. И почему из протестанток должны получиться "эсмеральды"? Эсмеральда не выступала против режима. А помолиться Богородице, чтобы освободила от Путина лучше всего в церкви. Причем тут "грязная лужа гундяйской блудницы"?

User adamkasimir, 21.11.2012 22:09 (#)
3543

По-Вашему, Кремль - говно? А красавицы - протестантки?
Если богородица в их амсамбле, то да. Ну а вдруг она прошла по списькам Единой России.

User natalie, 22.11.2012 00:47 (#)

adamkasimir: "Если богородица в их амсамбле, то да"
=================
Не в ансамбле, но с ними. Кажется, в одной из их песен есть слова типа "Virgin Mary с нами на баррикаде," или что то похожее

Извините что я "бомблю" Вас своими posts. Просто тема Pussy Riot мне очень интересна

User adamkasimir, 22.11.2012 01:05 (#)
3543

По-моему, она такая же Virgin, как баррикады на которых мы.

User natalie, 22.11.2012 01:55 (#)

adamkasimir: "По-моему, она такая же Virgin, как баррикады на которых мы"
====================
Не мне судить, я не теолог и даже не Христианин. Но священные книги Христиан уверяют что мама Христа была a virgin когда родила его

User adamkasimir, 22.11.2012 09:25 (#)
3543

Вот это и есть самая большая "еврейская штучка" которой мы (точнее - наши бабы) морочат головы нашим немощным мужикам.

User natalie, 21.11.2012 23:25 (#)

adamkasimir: "Что же касается поступка девушек, это - не хамство, а скорее эпатаж"
==========================================
Точно эпатаж и есть (очень хорошее слово, кстати) -- очень типичная манера выражения протеста в той артистической и политической культуре которую Pussy Riot представляют, этой манере больше 40 лет
Самые знаменитые подобные акции что немедленно приходят мне в голову 1) в 1968 yippies (от YIP -- Youth International Party, Молодежная Интернациональная Партия) предложили в Президенты США свинью по имени Pigasus the Immortal 2) Некоторые выступления Sex Pistols в середине 1970-х
Примеров можно привести десятки и сотни, наверное. Но акция Pussy Riot уже вошла в историю как одна из самых ярких, я уверена

User zvirblis_317, 22.11.2012 01:44 (#)
21611

+++++

User natalie, 21.11.2012 23:41 (#)

@ adamkasimir
Честно, кроме первого предложения, я не поняла остальной Ваш текст и в чем Вы не согласны с Panna_yulka. Я лично 100% уверена что Кремль - говно и что красавицы - протестантки

User adamkasimir, 22.11.2012 00:42 (#)
3543

Меня волнует протест против узурпатора, а не авангардный выпендрёж и театр асурррда, длившийся пол-года и закончившийся предательским сливом.
И я первый кричал, что Кремль - говно. А красота относительная вещь - мой кот и красивее и мясо кушает и поёт лучше.

, 22.11.2012 01:07 (#)
3025

У Вас что ни фраза, то загадка. Протест хорош в любых формах. В чем Вы видите "выпендреж", в молитве "Богородица, Путина прогони", или в песне "Путин зассал"? Что же тут выпендрежного? А "театр абсурда" не девочки устраивали, а басманный суд под руководством путинско-гундяевской ОПГ. Все претензии - к ним. А если вы девочек обвиняете в "предательском сливе", значит вас эта ОПГ развела и Вы их и "слили", чего ОПГ как раз и добивалась. .

2982

Девушки однозначно протестантки, и форма их протеста совершенно русская и православная в культурном контексте - они типичные скоморошки, масленичные ряженые (выступление-то было на Масленой неделе!), юродивые (которым одним было позволено говорить правду царю...). Поэтому все, кто вроде бы защищает их, но классифицирует их поведение иначе, называя хамством или глупостью, на самом деле их не понимает и топит их вместе с несуществующим российским правосудием.

, 22.11.2012 19:25 (#)
3025

Полностью с Вами согласна.

User zvirblis_317, 22.11.2012 01:28 (#)
21611

Не понимаю я тебя, Казимирыч, в последнее время... Именно насчет Пуссей... Ты утром попробовал отшутиться, но это не в счет... Неплохо бы тебе их последнее слово на "суде" еще раз перечитать... Может опять положительной энергией зарядишься...

User adamkasimir, 22.11.2012 10:20 (#)
3543

Чтобы не размазывать утреннюю кашу:
- С чего начиналось, год назад -
"Россия без Путина", "Россия без Путина", "Россия без Путина"......;
Чем продолжилось :
- "нада власть васп итаватЬ( это ведунья то риалитишоУ );
власть смутилась, покраснела и побежала попам какаться.
- попы помогли - нашлись "кащщюнницы" уровень мракобесия достал до плеши....
- Свабоду боду боду.......
- Опьять риалиты шоу (мильён то вернули)
Передохнули, и вот - Эврика!!!
Всё это праклятыя адвакаты винаваты!!!!!!!!!!!!!!!!
Россия без адвокатов, Россия без адвокатов, Россия без адвокатов,.......
............................................................................................................
Земля без России!!!!

User zvirblis_317, 22.11.2012 14:49 (#)
21611

Ощущение, что ты тайно пил с Хасей :)) В смысле не взглядов, а смыслоизложения :)

User adamkasimir, 22.11.2012 23:50 (#)
3543

Саня, ты же знаешь, что я с Хасей на одном гектаре поля не присяду! А ты: -"Пил"

User zvirblis_317, 23.11.2012 00:05 (#)
21611

Я ж говорю "ощущение" только... Уж больно навороченно навернул :)

, 22.11.2012 19:26 (#)
3025

Вы "пуссей" с Ксюшей что ли перепутали?

User adamkasimir, 22.11.2012 23:44 (#)
3543

Одного поля ягоды.

, 23.11.2012 00:00 (#)
3025

Серьезно? А вы большой оригинал, оказывается.То есть вы считает оба варианта одинаковыми:
-1. быть баловнем судьбы, ездить отдыхать в Куршевель, раскатывать на шикарных иномарках, вести светскую жизнь, дома на текущие расходы держать пару млн. евро;ли
- 2.быть бедными как церковные мыши студентками, заинтересоваться политикой, участвовать в протестных перформансах и за это быть оторванными от своих малолетних детей и загреметь на годы в пыточную тюрьму, из которых рискуют не выбраться вообще или выйти с букетом хронических болезней, возможно, инвалидами.
Ладно, прекращаю вас увещевать, возможно вы сегодня перебрали без закуски. Тогда поправляйтесь.

User zvirblis_317, 23.11.2012 00:08 (#)
21611

Не, Казимирыч, ты точно приболел... Зайди на ветку про Алехину - опять вокруг Пуссей скачки портянок...

User adamkasimir, 23.11.2012 00:14 (#)
3543

Повторю главное на мой взгляд: 1.Начало:-Россия, без Путина; 2.Продолжение:- Объясним, попросим, научим, ласково погладим, уговорим....;
3.Появились Пусськи, оказалось- чуйства верующих какие-то есть, которые они оскорпили - на костёр их за это!!! Про главного чёрта паганого успешно забыли и завели аж кафедру аж теологии аж в МИФИ.
4."Свободу писсям райэт" затмило "Свободу Народу России"!
5. Пусси эти, увидев русскую "зону", захотели "сменить адвокатов".
РЕЗУЛЬТАТ пошедшего года-
Вместо - Россия без путина, Россия - без адвокатов.
Достаточно с нас профуроров!
Путин: "Москва за нами!"
И он прав - она осталась за ними

User adamkasimir, 23.11.2012 00:19 (#)
3543

А Куршавель - не для Людей, он - для "бигудей."

, 23.11.2012 00:26 (#)
3025

Так во всем перечисленном "пусси виноваты"? А в изнасиловании - виноваты жертвы или все-таки насильники? Логика ваша убийственная.
А лозунг "свободу "пуссям" ничуть не противоречит, не умаляет и не снижает накал лозунга "Свободу народу Россиии". Они часть народа. и лозунг "Свободу "пуссям!" означает "Свободу всем!"а Вы же мыслите в том самом ключе, который очень выгоден власти: Почему это "свободу МБХ" или "свободу Татьяне Бахминой", а другие - рыжие что ли? Но бороться за свободу всех получается только так - бороться за каждого отдельного. А иначе - ни все её не получат, ни каждый их нас.

User adamkasimir, 23.11.2012 01:10 (#)
3543

"Они часть народа. " -филейная!
Представте себе, что в дни "вяликага уктября" Н.К. Крупская напару с Инессой Арман сплясали в "баляклавах" в Смольном соборе. Какая револьюция победила бы.

, 23.11.2012 01:20 (#)
3025

На этом прекращаю общение с вами навсегда. Вы ничем не отличаетесь от фашки ру.

User adamkasimir, 23.11.2012 01:43 (#)
3543

(

User natalie, 22.11.2012 02:27 (#)

adamkasimir: "Меня волнует протест против узурпатора, а не авангардный выпендрёж и театр асурррда"
====================
Теперь Вы совсем потеряли меня. Кто Вам мешает действовать так как вы считаете правильным? Pussy Riot? Сомневаюсь в этом

Девушки протестуют так как считают правильным, и на том языке который знают (и который понятен многим в мире, уверяю Вас)

Что касается Вашего кота: я могу сказать, мне моя новая краска для ногтей нравится больше чем Brad Pitt (актер), и что? Я не понимаю Вашу шутку

P.S. Я сомневаюсь что термин авангардный (avant-garde) правильный в этом случае (по моему, avant-garde это в каком то смысле скорее противоположное таким демократическим культурам как punk rock и вообще rock'n'roll)

User zvirblis_317, 22.11.2012 14:50 (#)
21611

Ладно, будем снисходительны... Думаю, Адамказимир одумается :)

User natalie, 22.11.2012 22:49 (#)

zvirblis: "Ладно, будем снисходительны... Думаю, Адамказимир одумается"
==================
Согласна, дадим ему шанс исправиться. Может быть он станет писать понятнее и в том числе объяснит что это такое "еврейская штучка" которой их бабы морочат головы их немощным мужикам?

Можете поздравить меня кстати, Александр (сегодня Thanksgiving день)

User zvirblis_317, 22.11.2012 22:56 (#)
21611

Да, про День Благодарения совсем забыл! Всегда знал, что он за три дня до моего birthday ! Поздравляю! Вкусной тебе и близким turkey !

User natalie, 22.11.2012 23:08 (#)

Спасибо. Значит, Ваш birthday Ноябрь 25? Запомню

"Всегда знал, что он за три дня до моего birthday" -- только технически это не всегда. Дата Thanksgiving день меняется каждый год (четвертый Четверг в Ноябре) Замечательный праздник, в любом случае (без него никаких других праздников не было бы, ни США вообще)

User zvirblis_317, 22.11.2012 23:18 (#)
21611

(без него никаких других праздников не было бы, ни США вообще)
*********************************************************************************
Да. Это я знаю из Истории. Вот только про четвертый четверг не знал... Ну ладно, мне простительно :)

User natalie, 22.11.2012 23:24 (#)

Еще у наших северных соседей (Canada) есть Thanksgiving день тоже. Только он раньше (в Октябре), так как на Севере урожай раньше (в Canada действительно холодный климат, я была там пару раз)

User adamkasimir, 22.11.2012 23:47 (#)
3543

""еврейская штучка" которой их бабы морочат головы их немощным мужикам?" - непорочноё зачатье.

User orge, 21.11.2012 14:16 (#)
4479

Все эти внутренние (да и внешние) скандалы Стерху только на руку -- тем легче будет закупорить страну, ссылаясь на происки всяческих врагов.

User roker, 21.11.2012 21:17 (#)
22038

"...передав ему дела, я успел выехать из СССР, а его посадили, обвинив в шпионаже. И вот, сидя под уютным тель-авивским солнышком, я читал его последнее слово..."

Клево

User karluha, 22.11.2012 03:42 (#)

Хорошая колонка. По крайней мере связываются события последнего времени, странные скандалы и противоречивые заявления адвокатов и подзащитных. И по тону понравилось - без морализаторства и оценок

22200

Здравствуйте Карл. Я тут по теме нашей примерно двухмесячной давности дискуссии статью прочитал _http://www.inosmi.ru/world/20121126/202550833.html
Ее автор, похоже, тоже наши комментарии видел. Мои мысли "слизал". Только нормальным языком для нас обычных людей изъяснятся не может :))) Много, нудно и не все, что надо сказал
:))))))))))))

Анонимные комментарии не принимаются.

Войти | Зарегистрироваться | Войти через:

Комментарии от анонимных пользователей не принимаются

Войти | Зарегистрироваться | Войти через: