Военком Москвы: Призывники должны являться в военкомат без повесток
Военный комиссар Москвы Василий Красногорский предлагает изменить правила оповещения граждан о призыве. Как пишет во вторник "Коммерсант", на кануне на заседании комиссии Мосгордумы по законодательству он обнародовал проект поправок в федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе".
Военком предложил отказаться от рассылок военкоматами повесток. Призывники должны будут сами являться в военкоматы по месту проживания "после объявления в СМИ указа президента России об очередном призыве", считает Красногорский. Свою инициативу он объясняет "экономией средств".
Как отмечает издание, военком потребовал от московских законодателей расширить круг призывников, против которых может быть выдвинуто обвинение в уклонении от службы. В случае введения этих поправок всех юношей призывного возраста, не прибывших в военкомат после опубликования президентского указа, можно будет привлечь по статье 328 УК (уклонение от призыва на военную службу при отсутствии законных оснований) и наказать лишением свободы на срок до двух лет.
Столичные депутаты решили доработать идею военкома и вынести вопрос на заседание Мосгордумы, где и будет решено, обращаться или нет с этой законодательной инициативой в Госдуму.
Это предложение Красногорского одобрили в профильном комитете Госдумы. Зампред комитета по обороне Госдумы Алексей Сигуткин убежден, что идея военкома вполне логична. Он уверен, что военком хочет избежать самого распространенного способа уклонения от службы – уклонения от получения повестки. Сигуткин выступил против другой инициативы военкома - лишать воинских званий выпускников гражданских вузов, которые "не желают быть призванными на военную службу или уклоняются от откомандирования в войска". "Лишать звания сегодня может только суд, и эту норму менять не следует, – уверен депутат. – Логичнее принять правительственную поправку, которая требует от офицеров-уклонистов возвращать деньги, потраченные на их учебу".
В Минобороны идею отмены повесток похвалили. "Подход очень здравый, – заявил газете высокопоставленный источник в министерстве. – С одной стороны, повышает сознательность призывников. С другой – повышает численность призыва в Москве, а значит, уровень призывного контингента".
Правда, в военном ведомстве отметили, что предложение генерала Красногорского является его личной инициативой, и посетовали, что выступил с ней военком не в самый удачный момент: "Красногорский нарушил иерархию, переступил через голову, по сути, заявил, что он может выступать с самостоятельными инициативами, не спрашивая разрешения у начальников. Такое самоуправство не очень логично в ситуации, когда ведомство готовится к рассмотрению в Госдуме блока поправок об отмене целого ряда отсрочек".
Юристы к инициативам военкома отнеслись отрицательно.
Комментарий
Когда Министерство обороны вводит ротацию военкомов с перспективой засылки "на передовую", самое время отметиться какой-нибудь звонкой инициативой. Так, видимо, подумал московский военком Василий Красногорский. И бабахнул.
Инициатива, с позиций призывающей стороны, весьма разумная. Работникам военкоматов не придется доводить повестку до каждого призывника под расписку, будет немалая экономия на бумаге и курьерах. Ну и воспитательное значение у нововведения есть: ты уже не мальчик, которого надо водить за руку, а муж, самостоятельно несущий бремя долга перед отечеством.
Для тех же, кого призывают, правовое пространство для маневра перед калиткой военкомата сужается. Сегодня, чтобы привлечь молодого человека по ст.328 УК РФ ("Уклонение от прохождения военной и альтернативной гражданской службы"), нужно документальное доказательство того, что он о призыве уведомлен, то есть - расписка. Теперь это условие уголовного преследования может отпасть.
Нынче ты еще имеешь право не высматривать на страницах газет указ о призыве-увольнении - завтра невнимание к СМИ обернется двумя годами лишения свободы. Еще одним флажком вокруг тебя станет больше. Плохо это или хорошо – каждый решает сам. Для кого-то жизнь в загоне не в тягость, для кого-то наоборот. Еще один шаг в сторону создания "армии штрафников". Армии, которая комплектуется на пинках и угрозах.
А реакция анонимного чина из Минобороны на инициативу военкома пусть никого в заблуждение не вводит: просто в военном ведомстве зреют еще более радикальные поправки в законодательство о порядке призыва. И зреют, как всегда, под покровом "военной тайны". Инициатива г-на Красногорского – как выстрел в цепи без команды. За такое и взбучку можно получить.
Владимир Темный
Дословно
Василий Красногорский
Большинство людей и так являются в военкомат без повесток. Мы в каждый призыв печатаем по 500-600 тысяч повесток. А призываем лишь 50-60 тысяч человек.
"Коммерсант", 18.04.2006
Алексей Сигуткин
Это ведь долг военкома – вручить повестку. А у него с этим проблемы. Вот он и придумал меру, как снять с себя ответственность, – объявили призыв, приди и отметься.
"Коммерсант", 18.04.2006
Павел Крашенинников
Отмена повесток может дойти до того, что человек станет приносить справку о том, что не смотрел телевизор. [Красногорский задумал] своего рода ополчение: президент призвал, все сами приходят и говорят, что готовы служить. Но практика показывает, что рассчитывать на сознательность российских призывников, особенно в Москве, не приходится. Нужно все-таки выдерживать процедуру оповещения.
"Коммерсант", 18.04.2006
Павел Астахов
У человека может быть миллион причин не явиться: болезнь, командировка. И ответственность должна наступать не за то, что он не явился, а когда на него заводят уголовное дело.
"Коммерсант", 18.04.2006