Ястржембский и Сурков недовольны наглядной агитацией в Чечне накануне референдума
В пятницу Грозный посетили помощник президента Сергей Ястржембский и заместитель главы президентской администрации Владислав Сурков. Они проинспектировали готовность республики к референдуму с точки зрения агитационно-пропагандистской работы. В тот же день московские гости подвели итоги на совещании у главы администрации Чечни Ахмада Кадырова.
"Складывается ощущение, - заявил Сергей Ястржембский, - что республика живет не в канун референдума". К такому выводу он пришел, побывав в нескольких населенных пунктах республики. Ястржембский остался недоволен тем, как организована наглядная агитация: "Я нигде не видел плакатов, лозунгов, призывающих народ прийти на референдум или разъясняющих положения проекта Конституции". Помощник президента призвал городские власти активнее использовать для наглядной агитации стены домов - создавать граффити.
Критически отозвался о местной наглядной агитации и Владислав Сурков. "Мы проехали через населенные пункты и не увидели ни одного плаката, - посетовал он, - хотя все говорили о сотнях выпущенных плакатов". Подчеркивая важность наглядной агитации, Сурков заявил: "Референдум - это первый шанс для республики восстановить государственность, а срыв референдума - это тупик и продолжение хаоса".
Комментарий
Владислав Сурков исчерпывающе обрисовал драматизм момента: или референдум или "тупик и хаос". "Тупик и хаос" – это контртеррористическая операция. Тут чеченцам ничего объяснять не надо. А что такое референдум, в смысле народное волеизьявление во время войны, здесь даже Кадыров в затылке чешет. Отсюда и низкий уровень наглядной агитации. Но Ястржембский с Сурковым не зря сидят в Кремле. Они сразу ухватили суть проблемы и объяснили чеченцам, что дело не в самом референдуме и его значении, а в том, как эту штуку подать массам. А подать надо радостно, ярко, оптимистично. Ведь как потянется человек к референдуму, если на единственной уцелевшей стене его дома укрепить плакат, разъясняющий конституционное право каждого россиянина на жилье. Другое настроение рождают у людей и разукрашенные цветными баллончиками развалины. Это уже, считай, не мрачные руины, а произведение искусства. Живинки в работе среди населения прибавят и агитснаряды. Когда к тебе на двор залетает артиллерийский снаряд, на боку которого написано "Все на референдум!", начинаешь понимать, что эта власть тебя без внимания не оставит. Это эффективная форма агитации, тем более что сельские дворы давно уже пристреляны. Слабо еще используются растяжки. На них только подрываются. И пока никто не догадался развешивать на них листовки, призывающие идти на референдум. Наконец, блокпосты. Президент прав, низок их КПД. А если сделать из них агитпункты, где солдаты разъясняли бы чеченцам все преимущества конституционного строя. А тех, кто изъявит желание поглубже изучить проект конституции, можно было бы отправлять в фильтрационный лагерь, где созданы все условия для усидчивой работы над собой.
Словом, резервов усиления агитпропа в Чечне хоть отбавляй. Надо только творчески подходить к делу. Ну и деньги, отпущенные центром на листовки и прочую агитацию, надо, конечно, вернуть и использовать по назначению. А то нехорошо получается.
Вот так, по-доброму, без нажима, глядя всем прямо в глаза, поговорили Ястржембский да Сурков с туземным населением. Дикий народ, конечно. Но слово "граффити" уж наверняка с этого дня запомнят.
Статьи по теме
Последний бросок в урну
Главу чеченской администрации Ахмада Кадырова словом не прошибешь. Мрачноватый экс-муфтий не всегда прислушивается даже к влиятельным людям из Москвы - что уж говорить о европейских радетелях прав человека. Но вот представитель Совета Европы мягко посоветовал г-ну Кадырову наделить живущих в Ингушетии беженцев правом голоса на референдуме по конституции Чечни - и Ахмад-хаджи послушно согласился. О том, что стоит за неожиданной уступчивостью Кадырова, читайте в комментарии Ильи Мильштейна.
Чеченский заложник в Москве
Ахмад Кадыров уверенно вытеснил из премьерского кабинета в Грозном присланного из Москвы Михаила Бабича. Ловко уцепившись за кремлевскую идею конституционного референдума в полупокоренной Чечне, бывший муфтий сосредотачивает в своих руках немалую власть, и нет никакой уверенности, что он будет пользоваться этой властью только в интересах Москвы. Президент Путин, поставивший на Кадырова, оказывается в заложниках у своего амбициозного назначенца.
Читайте комментарий Евгения Ихлова.
Чечня без лордов
Лорд Джадд признался в своем невольном соучастии в принятии "ошибочной" резолюции ПАСЕ по Чечне. Он пояснил коллегам-парламентариям, что "запутался в формулировках и технических деталях". Похоже, Европа с ее тонкой настройкой в лице лорда Джадда не выдержала напора грубой "евразийской дипломатии" в лице г-на Рогозина.
Сергей Арутюнов: Чеченская война может продлиться до 2020 года
Прошел месяц с того дня, когда группа чеченских террористов захватила несколько сот заложников в Москве. Как изменило это событие ситуацию в России и в Чечне? Каковы перспективы чеченской войны? Что общего и в чем разница между Чечней и Палестиной? Есть ли пути решения чеченской проблемы? На эти и другие вопросы в беседе с историком Борисом Соколовым в ноябре 2002 года отвечтил известный российский этнограф и культуролог, заведующий отделом Кавказа Института этнологии и антропологии РАН Сергей Арутюнов.
Сергей Ковалев: Стоит вопрос о легитимности власти
Известный правозащитник Сергей Адамович Ковалев в интервью Граням.Ру рассказал о работе Общественной комиссии по расследованию взрывов жилых домов в Москве и Волгодонске.
Олег Орлов: "Мемориал" не хочет быть ширмой для произвола и насилия
Председатель совета Правозащитного центра "Мемориал" о закрытии "переговорной площадки", о кандидатуре нового спецпредставителя президента по правам человека в Чечне и о насильственном переселении беженцев.
Правдивое слово Сергея Ястржембского
Всех сдал Ястржембский - и генералов, которые про окончание операции нам докладывают ежемесячно, и генпрокурора, установившего, что все дело в том, что в Чечню продолжают поступать деньги, и самого президента, неустанно предостерегающего мир от ужасов исламского фундаментализма и международного терроризма.
Чтобы было все спокойненько
Второй год полковник Щербаков пытается объяснить, что накопленный 124-й лабораторией опыт уникален и важен для всей российской судебно-медицинской экспертизы. Но в Москве, кажется, решение уже принято. Лабораторию переподчинят тылу Северо-Кавказского военного округа (сейчас она центрального подчинения).