статья Чечня без лордов

Виталий Портников, 30.01.2003
Лорд Джадд. Фото с сайта NEWSru.com

Лорд Джадд. Фото с сайта NEWSru.com

Лорд Джадд отказывается отныне заниматься Чечней. Перед обсуждением резолюции по референдуму в республике глава российской делегации в ПАСЕ Дмитрий Рогозин пригрозил лорду, что референдум все равно пройдет, а вот пустят лорда Джадда в Чечню или нет - это уже России решать. Джадд, очевидно, решил не дожидаться российского соизволения. Его, впрочем, можно понять. Если оставаться на позициях, которые занимает по отношению к происходящему в Чечне ПАСЕ, можно поставить под сомнение не только собственную репутацию, но и репутацию еврочиновников как таковых. Если же стараться отстаивать жесткую позицию, которую лорд Джадд и пытался зафиксировать в первоначальном проекте резолюции по Чечне, - придется конфликтовать не только с россиянами, но и с коллегами по ассамблее. Собственно, то, что лорду Джадду приходится постоянно разрешать для себя эту непростую дилемму, стало ясно в очередной раз уже в ходе нынешней сессии: вначале Джадд предложил ПАСЕ жесткий проект резолюции, потом не возражал против ее смягченного варианта, потом заявил об отставке именно потому, что этот смягченный вариант и был принят. Не потому ли после долгих лет сизифовых усилий по проверке происходящего в Чечне британский парламентарий решил возложить эту миссию на кого-нибудь другого, кого уважаемые российские коллеги не обвинят в желании создать себе политическую репутацию на чеченской проблеме.

А Дмитрий Рогозин с поставленной задачей справился. Для Москвы самым важным было обеспечить легитимность готовящегося референдума в Чечне и последующее признание нового чеченского руководства международным сообществом. Если бы ПАСЕ изначально заявила о своем непризнании референдума, тогда сам факт его проведения - с точки зрения международного сообщества - утрачивал бы всякий смысл. А так уже после референдума за признание его результатов можно побороться. И в выполнении этого задания совершенно незачем отвлекаться на разных там ранимых лордов.

При этом российские исполнители совершенно забывают ту простую вещь, что референдум в Чечне - это не компьютерная игра, в которой нужно во что бы то ни стало достичь запланированного результата. И что легитимность чеченского руководства в глазах мирового сообщества будет зависеть не столько от результатов референдума, принятия чеченской конституции и последующего избрания нового президента, сколько от прекращения войны и стабильности в самой Чечне - стабильности, о которой не говорят даже организаторы референдума. Ведь чеченцы уже избирали под присмотром российских войск и новый парламент, и главу республики Доку Завгаева, а все завершилось новым витком военных действий, захватом Грозного отрядами Аслана Масхадова и Хасавюртом.

Виталий Портников, 30.01.2003