Чечня без лордов
Лорд Джадд отказывается отныне заниматься Чечней. Перед обсуждением резолюции по референдуму в республике глава российской делегации в ПАСЕ Дмитрий Рогозин пригрозил лорду, что референдум все равно пройдет, а вот пустят лорда Джадда в Чечню или нет - это уже России решать. Джадд, очевидно, решил не дожидаться российского соизволения. Его, впрочем, можно понять. Если оставаться на позициях, которые занимает по отношению к происходящему в Чечне ПАСЕ, можно поставить под сомнение не только собственную репутацию, но и репутацию еврочиновников как таковых. Если же стараться отстаивать жесткую позицию, которую лорд Джадд и пытался зафиксировать в первоначальном проекте резолюции по Чечне, - придется конфликтовать не только с россиянами, но и с коллегами по ассамблее. Собственно, то, что лорду Джадду приходится постоянно разрешать для себя эту непростую дилемму, стало ясно в очередной раз уже в ходе нынешней сессии: вначале Джадд предложил ПАСЕ жесткий проект резолюции, потом не возражал против ее смягченного варианта, потом заявил об отставке именно потому, что этот смягченный вариант и был принят. Не потому ли после долгих лет сизифовых усилий по проверке происходящего в Чечне британский парламентарий решил возложить эту миссию на кого-нибудь другого, кого уважаемые российские коллеги не обвинят в желании создать себе политическую репутацию на чеченской проблеме.
А Дмитрий Рогозин с поставленной задачей справился. Для Москвы самым важным было обеспечить легитимность готовящегося референдума в Чечне и последующее признание нового чеченского руководства международным сообществом. Если бы ПАСЕ изначально заявила о своем непризнании референдума, тогда сам факт его проведения - с точки зрения международного сообщества - утрачивал бы всякий смысл. А так уже после референдума за признание его результатов можно побороться. И в выполнении этого задания совершенно незачем отвлекаться на разных там ранимых лордов.
При этом российские исполнители совершенно забывают ту простую вещь, что референдум в Чечне - это не компьютерная игра, в которой нужно во что бы то ни стало достичь запланированного результата. И что легитимность чеченского руководства в глазах мирового сообщества будет зависеть не столько от результатов референдума, принятия чеченской конституции и последующего избрания нового президента, сколько от прекращения войны и стабильности в самой Чечне - стабильности, о которой не говорят даже организаторы референдума. Ведь чеченцы уже избирали под присмотром российских войск и новый парламент, и главу республики Доку Завгаева, а все завершилось новым витком военных действий, захватом Грозного отрядами Аслана Масхадова и Хасавюртом.
Дословно
Иван Рыбкин
(О возможной отставке лорда Фрэнка Джадда с поста главного докладчика ПАСЕ по Чечне)
Я считаю, что и для России, и для Совета Европы отставка Джадда – очень серьезная потеря. Часто говорят: незаменимых людей нет. Я говорю: согласен, но вопрос в том – равноценна ли замена. Лорд Фрэнк Джадд – человек многоопытный, человек чести, человек глубоких демократических убеждений, истинный приверженец свободного развития человека, государства и нации. Человек этот обо всем старается составить личное впечатление, которое рождается из знаний. Свои убеждения он умеет отстаивать. Более глубокого докладчика по Чечне сейчас трудно будет подыскать.
Говоря о логике его поступка, о самом факте отставки, можно отметить, что Джадд в своем роде человек из другого мира. Иногда может показаться, что он немного инфантилен, наивен, немного не от мира сего. Но он так воспитан. Его точку зрения ПАСЕ не восприняла, поэтому своим долгом он посчитал предложить свою отставку.
Что касается реакции Завгаева на отставку лорда Джадда, то мне она представляется поспешной. Ни к чему хорошему она не приведет. Я слышал, как радуются члены делегации от России в ПАСЕ. Могу сказать: не надо радоваться. Знаменитый царь Пирр сказал: "Еще одна такая победа, и я останусь без войска". Будут еще очень сложные для России резолюции. И тогда ПАСЕ встрепенется и поймет, что она поступила в свое время не совсем правильно, проголосовав за резолюцию в иной редакции, нежели предлагал Фрэнк Джадд. Его долго будут вспоминать. "Синдром Джадда", к сожалению, будет срабатывать не в пользу позиции российской делегации.
Грани.Ру, 30.01.2003
Сергей Ковалев
(О дебатах на сессии ПАСЕ вокруг резолюции по Чечне)
Итак, ПАСЕ отказалась от жесткой формулировки, от первоначального требования, сформулированного лордом Джаддом: отложить референдум в Чечне до более благоприятного времени. Причем негативную роль в принятии столь мягкой резолюции сыграл сам лорд Джадд. Когда выступал Рогозин (глава российской делегации в ПАСЕ. - Ред.), он постоянно говорил: "Это согласовано с г-ном Джаддом, это согласовано..." Попросили главного докладчика прокомментировать эти ссылки на него. Джадд встал и начал говорить что-то невнятное, неопределенное. Хотя от него требовалось четко подтвердить свою позицию. Не подтвердил.
Меня вообще это не очень-то удивило. Весь ход дискуссии, с моей точки зрения, изначально складывался как бы в стороне от главной темы. Все выступающие обсуждали главным образом вопрос о сроках проведения референдума. И в конечном счете вместо ясной позиции - в условиях чрезвычайного положения референдумы не проводятся - вписали какое-то робкое пожелание, чтобы к 23 марта, дню проведения референдума, российское правительство создало все необходимые условия для свободного волеизъявления. Какое свободное волеизъявление в условиях чрезвычайного положения? А признаки ЧП налицо: комендантский час, ограничение передвижения - блокпосты (на протяжении 40 км один из членов делегации ПАСЕ насчитал 25 блокпостов), - зачистки...
Войну надо остановить - вот главная проблема. Не в сроках дело, а в самом процессе. Начать переговоры, добиться стабильного перемирия с теми, кто может сегодня взять под контроль все партизанское движение. Но все сосредоточились только на сроках. В детали никто здесь и не вникает. А жаль. Познакомились бы с текстом самого проекта Конституции Чечни, оценили бы всю фальшь этого документа. Чего стоит преамбула, где говорится о нерушимом единстве России и Чечни, общей истории и судьбе, о заветах предков жить в мире и согласии...
Это чьи заветы - Шамиля, шейха Мансура, Ермолова, Воронцова? Написали бы честно: соглашаемся предать забвению старые распри... К сожалению, повторю еще раз, все дебаты свелись к тому, какими словами, в каких выражениях просить Россию обеспечить условия для проведения референдума. Сказался и нахрап, шантаж господина Рогозина - уйдем, хлопнем дверью... Не могу сказать, что я разочарован. Ничего особенного от ПАСЕ я и не ждал. Знаете, как у нас говорится: "С паршивой овцы хоть шерсти клок".
Грани.Ру, 29.01.2003
Статьи по теме
Откат Европы
Нахрапистое поведение Дмитрия Рогозина заставило лорда Джадда изменить свое мнение о референдуме в оккупированной Чечне. ПАСЕ пошла на уступки Кремлю. Это не просто капитуляция воспитанных людей перед хамством, а закономерная тенденция европейской политики.
Лорду - в морду
В одном Ястржембский абсолютно прав. Россия - это вам не Югославия, господа лорды, бароны и чемберлены. Разница в том (кто не знает), что у Милошевича не было ядерных бомб, а у нас их даже больше, чем требуется, чтобы в корне пресечь любые разговоры о трибунале.
Кто постоянно ястреб - тот просто глуп
Российско-чеченский конфликт настолько запущен, что не стоит тешить себя иллюзиями его скорого разрешения. Однако очевидное смягчение позиций таких "ястребов", как Дмитрий Рогозин, - это серьезное указание на то, что в Кремле действительно озабочены прекращением войны. А в том, что там очень внимательно наблюдают за подобными встречами, никто не сомневается. По крайней мере, Рогозин на круглом столе в Страсбурге прямо заявил, что по возвращении в Москву он сразу же встретится с Владимиром Путиным.