Human Rights Watch призывает российские власти не закрывать палаточные лагеря в Ингушетии
В четверг правозащитная организация Human Rights Watch распространила заявление с требованием сохранить палаточные лагеря в Ингушетии. По сведениям HRW, у десятков тысяч живущих в лагерях чеченских беженцев все еще нет возможности вернуться в безопасное место.
В заявлении говорится, что за последний месяц российские власти "усилили нажим на чеченских вынужденных переселенцев, всячески подталкивая их оставить палатки и вернуться в Чечню. После закрытия в начале декабря лагеря "Иман" в Аки-Юрте, где размещалось около 1700 человек, в Ингушетии осталось пять палаточных лагерей, в которых живет более 20 тысяч человек. Всем им пришлось покинуть свои дома в результате чеченского конфликта".
То, что миграционные власти заставляют переселенцев покидать лагеря, подтвердила недавняя 11-дневная исследовательская поездка в Ингушетию представителей Human Rights Watch. Правозащитники утверждают, что большинство вариантов размещения в Ингушетии существует только на бумаге. Многие беженцы не хотят возвращаться в Чечню, поскольку там все чаще нарушаются права человека.
"Принуждение переселенцев к возвращению обратно в зону конфликта, где нарушения прав человека остаются обыденной практикой, противоречит международным стандартам, - заявила Элизабет Андерсен, исполнительный директор отделения Human Rights Watch по Европе и Центральной Азии. - И совсем уж варварским представляется решение российских властей о выселении в середине зимы, при том что другого жилья у многих переселенцев просто нет".
Каждый день около трех десятков должностных лиц из Федеральной миграционной службы (ФМС), Миграционной службы Ингушетии, администрации Чеченской Республики и ФСБ обходят лагеря, от палатки к палатке, и настойчиво агитируют людей подавать заявления на переезд, рассказывая о преимуществах возвращения в Чечню и последствиях, которые ожидают тех, кто останется в Ингушетии. Беженцам обещают места в якобы строящихся в Чечне новых пунктах временного размещения, 20 рублей на человека в день для желающих обосноваться в частном секторе и бесплатную доставку в Чечню. Тем, кто все же не хочет уезжать, угрожают арестами за хранение оружия или наркотиков, которые будут "обнаружены" в палатках, и предупреждают об отключении газа и электричества.
"Федеральная миграционная служба предоставила Human Rights Watch список 18 мест временного размещения в Ингушетии, якобы рассчитанных на 224 семьи. При этом нашим представителям не удалось найти в палаточных лагерях ни одного человека, который знал бы о существовании такого списка или о возможности устроиться в Ингушетии", - говорится в заявлении.
Представители Human Rights Watch побывали в 12 пунктах временного размещения из списка ФМС в Карабулаке и в Сунженском районе. За исключением двух все пункты временного размещения оказались либо уже занятыми, либо непригодными для жилья, а некоторых вообще не существовало. С аналогичными проблемами сталкиваются и те, кто возвращается в Чечню. Несколько человек, с которыми беседовали правозащитники, вынуждены были снова приехать в Ингушетию из-за того, что обещанные им места были уже заняты или оказались непригодными для проживания. Оставшись без какой-либо помощи от государства, они вынуждены жить на иждивении у соседей по лагерю.
Статьи по теме
Возвращаться - плохая примета
По данным опроса, проведенного организацией "ЛАМ", более 80 % чеченских беженцев, живущих в Ингушетии, не хотят возвращаться, пока не будет обеспечена их безопасность. Они боятся зачисток и ночных рейдов, после которых пропадают люди. Сегодня в Чечне числится 1700 без вести пропавших.
Олег Орлов: "Мемориал" не хочет быть ширмой для произвола и насилия
Председатель совета Правозащитного центра "Мемориал" о закрытии "переговорной площадки", о кандидатуре нового спецпредставителя президента по правам человека в Чечне и о насильственном переселении беженцев.
Голодать, чтобы выжить
Жизнь беженцев стала невыносима. Палатки давно сгнили, летом люди страдают от жары, зимой - от холода. Средств к существованию, кроме гуманитарки, у них нет никаких. Как возвращаться в Чечню, если прибывающие оттуда рассказывают, что жизнь, а вернее - существование, там не лучше, чем в Освенциме. Это тупик, из которого многим измученным людям видится один выход - голодная смерть. Но еще большим - борьба с оружием в руках.