В круге втором
Трагедия в московской Дубровке, как ни печально об этом писать, являет собой логичное продолжение новейшей российской истории в целом и чеченской войны в частности. Теракт не вызывает удивления. Потрясение, страх, сочувствие несчастным заложникам - этих чувств в избытке. Изумления ни на грош.
Напротив, поражает повторяемость нашего исторического сюжета.
Те же требования, что и в эпоху Буденновска: жизнь заложников в обмен на вывод войск из Чечни. Тот же самый жанр - телешоу в прямом эфире с элементами триллера. Та же беспомощность пресловутых силовиков, проморгавших в столице государства чуть не полсотни террористов в камуфляже с оружием и взрывчаткой. В городе, где на лиц кавказского расового облика ведется ежедневная полицейская облава. Тот же Шаманов (в прямом эфире НТВ), сетующий на недофинансирование спецслужб и на то, что не дали добить чеченцев в прошлом тысячелетии. И лишь Савик Шустер другой - с почтительным восхищением внимающий контртеррористическим откровениям генерала...
Вспоминая первую серию этого бесконечного кино, можно предположить, чем на сей раз кончится дело - вне зависимости от того, чем завершатся переговоры с террористами. Ключевое слово здесь - имитация. Будет имитация политического решения чеченской проблемы. Имитация кадровых разборок с силовыми министрами, даже если их всех уберут. Имитация решимости в наведении уже осточертевшего порядка. Имитация силы, которой нет. И только страх и ненависть к неуловимым мстителям будут возрастать в несчастном нашем социуме, зашкаливая за все мыслимые пределы.
Политические последствия трагедии в Дубровке неочевидны. В прошлом тысячелетии война и схожие теракты случились при непопулярном Ельцине, для которого имитация миролюбия была чуть ли не единственным шансом удержаться в Кремле. Путин, пришедший к власти благодаря войне и обещанию реванша, не может действовать по схожему сценарию, даже если бы захотел: резкая перемена имиджа в его положении практически невозможна. Образ "сильного президента" пересмотру не подлежит. Оттого, объективно оценивая ситуацию, он будет скорее всего придерживаться прежней тактики: жесткие речи на публику и поиски компромисса в многоходовых закулисных играх. Он устал от войны, которая сделала его президентом. Он не видит выхода из войны. И это означает, что мы вместе с ним обречены жить в военное время.
С другой стороны, после московского теракта в России, по-видимому, изменится политическая конфигурация.
Силовые министры если даже сразу и скопом не уйдут в отставку, резко ослабят свои позиции в Кремле. Им на смену вряд ли придут пацифисты: точка зрения премьера и других штатских министров на чеченские дела нам неизвестна, и мы даже сомневаемся, что какое-либо мнение на сей счет у них есть... Однако людей, питающих контртеррористическую решимость Путина, рядом с ним явно поубавится, и это внушает осторожные надежды. Хотя бы на то, что ответом на теракт в Дубровке не станут очередные зачистки по всей территории Чечни.
...В тот самый вечер, когда боевики Мовсара Бараева превратили мюзикл "Норд-Ост" в кошмар, соседней темой в теленовостях шла картинка из Чечни. Там местные пейзане сильно протестовали против переговоров с Масхадовым и держали в руках плакаты в поддержку Путина. Жизнь на глазах скатывалась в сюр, и от этого двухмерного действа вся территория любимой нашей Родины казалась огромным сумасшедшим домом. И только слезы на глазах первых московских заложников, вырвавшихся с этого спектакля на простынях из окон, и боль за них, и за тех, кто кричал по мобильникам в прямом эфире, умоляя не штурмовать дом, и страх в глазах путинолюбивых чеченцев с плакатами возвращала сюжету реальность подлинной трагедии. Безысходной и бесконечной, как война.
Она пошла теперь по второму кругу, и мы уже все знаем наперед.
Справка
Заявление солдатских матерей
Мы, солдатские матери, участники конференции "Чеченский тупик: где искать дорогу к миру?" с 1994 г. твердо и последовательно выступающие за мирное урегулирование чеченского конфликта, в котором продолжают гибнуть и получать увечья наши сыновья, заявляем:
Мы потеряли веру в способность государственной власти в России обеспечить гражданский мир и согласие в стране, нести ответственность перед нынешним и будущим поколениями за тяжкие последствия применения вооруженной силы на собственной территории, за нарушения Устава ООН и других международно-правовых документов, утверждающих веру в основные права человека, в достоинство и ценность человеческой личности, в равноправие мужчин и женщин, в равенство больших и малых наций.
Мы видим, что так называемая контртеррористическая операция на территории Северного Кавказа приводит не только к ежедневной гибели и исчезновению военнослужащих Объединенной группировки войск и мирных жителей, росту межнациональной вражды и нетерпимости, но и служит мощным стимулятором как государственного, так и транснационального терроризма.
Мы констатируем, что средства, выделяемые из бюджета за счет миллионов налогоплательщиков, большинство которых относится к малообеспеченным слоям населения, включая солдатских матерей, проваливаются в "черную дыру", обогащая криминальные группировки обеих сторон, участвующих в конфликте.
Мы возмущены тем, что бюджетные средства, выделяемые на розыск граждан, пропавших без вести в 1994-2002 гг. на Северном Кавказе, опознание погибших, официальную публикацию списков и оповещение их родственников расходуются не по назначению, а военные и государственные органы препятствуют опубликованию списков погибших.
Мы отмечаем, что военные власти сопротивляются всяким попыткам прекращения войны и усилиям гражданской дипломатии, направленным на мирное урегулирование чеченского конфликта.
Мы убеждены, что политика российских властей в Чечне зашла в тупик и противоречит интересам России на Кавказе и в мире, ослабляет ее международные позиции и в конечном итоге может привести к трагическим последствиям для страны, не исключающим возникновение новых конфликтов и распад России.
Мы настаиваем на своем равноправном участии в определении путей решения чеченской проблемы в соответствии с нормами международного права, в том числе положениями резолюции Совета Безопасности ООН 1325 (1999), устанавливающими принципы гендерного равенства в обеспечении мира и безопасности. В этих целях мы предлагаем создать полномочную многостороннюю комиссию по урегулированию чеченского конфликта с участием заинтересованных сторон, в том числе международных организаций и миротворческих неправительственных объединений. Гласность и открытость работы такой комиссии позволит изменить положение, когда женщины, половина населения России, полностью отключены от процесса принятия решений по жизненно важным для всей страны вопросам, а также наглядно продемонстрирует, каковы на самом деле интересы сторон, участвующих в конфликте.
Мы просим Генерального секретаря ООН Кофи А.Аннана, Европейский Союз, Совет Европы и другие международные межправительственные и неправительственные организации поддержать нашу инициативу о принятии резолюции Совета Безопасности ООН по вопросу о конфликте в Чеченской Республике – в целях его мирного урегулирования на основе соблюдения прав человека и принципов гендерного равенства.
Мы обращаемся к государствам-членам Совета Безопасности ООН с просьбой инициировать обсуждение и принятие Резолюции главного органа ООН по конфликту в Чечне. Мы считаем, что клубок насилия, лжи и преступлений воюющих сторон в Чечне давно вывел этот конфликт за рамки оговорки о внутренней компетенции Устава ООН.
Заявление открыто для подписания миротворческими и правозащитными организациями и представителями общественности
Дословно
Иван Рыбкин
Призываю вас (тех, кто захватил концертный зал в Москве. - Ред.) сложить оружие и сдаться властям. Кровь ни в коем случае не должна пролиться. В последнее время российские общественные организации предупреждали, что ситуация бесконечной войны на Кавказе чревата чудовищными провокациями. Если прольется кровь, вопрос о мирных переговорах будет надолго закрыт. Я надеюсь, что росcийский президент найдет в себе мудрость и мужество, чтобы достойно разрешить эту ситуацию. От его позиции, от президентского слова много зависит. Его ждут и заложники, и те, кто их захватил. И как всегда, на линии огня оказываются не воинствущие политики и генералы, а простые люди. Еще раз прошу тех, кто захватил концертный зал, не проливать кровь и сдаться властям.
Статьи по теме
В круге втором
Вспоминая Буденновск, можно предположить, что последует за нынешней московской драмой. Ключевое слово здесь - имитация. Будет имитация политического решения чеченской проблемы. Имитация кадровых разборок с силовыми министрами, даже если их всех уберут. Имитация решимости в наведении уже осточертевшего порядка. Имитация силы, которой нет. И только страх и ненависть к неуловимым мстителям будут возрастать в несчастном нашем социуме, зашкаливая за все мыслимые пределы.