статья Зарешеченные Windows

Анна Карпюк, 29.01.2007
Windows в клеточку. Коллаж Граней.Ру

Windows в клеточку. Коллаж Граней.Ру

В Пермском крае судят директора средней школы Александра Поносова. Ему грозит крупный штраф и до пяти лет лишения свободы за то, что на школьных компьютерах было установлено нелицензионное программное обеспечение. Ситуацию комментируют Евгений Бунимович, Ирина Ясина, Александр Сергеев и Борис Давидович.

Александр Сергеев, научный обозреватель радио "Свобода":

Законодательство устроено так, что в определенных ситуациях кто угодно может попасть под раздачу. Я знаю, что было несколько дел, связанных с установкой нелицензионной программы 1С в различных коммерческих сетях. В ряде случаев были осуждены админы, которые устанавливали эти программы. При этом руководство компаний, которые пользовались программами в коммерческих целях, полностью уходило от ответственности, хотя, естественно, было в курсе того, что админы устанавливают взломанные программы.

В данном же случае, насколько я понимаю, коммерческого использования нелицензионных программ не было (если, конечно, компьютеры не сдавались в аренду), поэтому я вообще не уверен, что здесь могут быть основания для возбуждения уголовного дела.

Самое интересное в этом вопросе – отношение к этому делу компании Microsoft. Раньше, несмотря на все громкие заявления, компания совершенно не протестовала против использования нелицензионного ПО. На практике не предпринималось юридических действий по предотвращению нарушения прав на программы, если это не были случаи продажи нелицензионных программ под видом лицензионных или использование пиратского ПО крупными коммерческими предприятиями. Были случаи, когда к ответственности привлекались банки и продавцы компьютеров с предустановленным нелицензионным софтом. Но частных или некоммерческих пользователей Microsoft пока не трогал.

Сейчас Microsoft всячески борется за то, чтобы их программное обеспечение внедрялось в школах, так как таким образом они получают будущих лояльных пользователей. Я думаю, что сама компания никогда бы не пошла на возбуждение такого дела, поскольку это жуткий удар по репутации компании.

В пермском деле проявляется специфика новых поправок к закону об авторском праве, внесенных в 2004 году. Эти поправки усилили возможность уголовного преследования нарушителей закона об авторском праве. Если раньше такие дела возбуждались только по инициативе правообладателей, то теперь они могут быть возбуждены и по инициативе прокуратуры. Теперь это становится, помимо защиты авторского права или каких-то еще интересов еще и инструментом выяснения отношений между государством и прочими субъектами.

Тех, кто не нарушает авторское право единицы. Редкая компания может позволить себе дорогостоящую процедуру лицензионной очистки (избавления от нелицензионного ПО). Для этого нужны отдельные программные средства и специалисты, способные делать такие вещи. Ожидать, что сейчас такое сможет себе позволить государственная школа, просто нереально.

Борис Давидович, заместитель директора московской школы #57:

Ситуация в Перми, мягко говоря, идиотская. Судить нужно не директора школы, а поставщика. Компьютеры и программное обеспечение – это вообще не компетенция директора. Спонсор или государство купили компьютеры и привезли их в школу.

Директор получил компьютеры, обрадовался, что ему их привезли и поставили. Он же не на свои деньги покупал машины и не сам их выбирал. Он поставил машины на баланс, дико обрадовался, ему наверняка даже не пришло в голову, что с программным обеспечением может быть что-то не так. Это же не Москва и не Ленинград, он мог действительно не понимать, что на компьютер могли быть поставлены нелицензионные программы. Откуда в этом маленьком городке или деревне возьмется опытный системный администратор?

Например, в нашу школу поставляются компьютеры с программным обеспечением, и я лично понятия не имею с каким. Нам привозят компьютеры бывшие ученики, спонсоры, что-то поставляет город. Не моя работа сидеть и выяснять, на каких машинах стоит лицензионный софт, а на каких пиратский. Это огромная работа, у меня на это просто нет времени. Сейчас мы пытаемся провести в школе проверку на предмет того, все ли программное обеспечение у нас лицензионное.

В ту пермскую школу компьютеры поставило государство, а теперь получается, что то же самое государство начинает ломать комедию перед ВТО - мол, какие мы честные. Это просто дикая ситуация, я не знаю, почему здравомыслящие люди повыше не дадут по лбу кому-нибудь в Пермском крае. Роспечать собирается платить какие-то деньги по иску, но нужно не деньги платить, а найти действительно виновного и наказать.

Ирина Ясина, бывший директор благотворительных просветительских программ РОО "Открытая Россия":

Компьютеры поставляются в школы с программным обеспечением. Жалко этого директора, потому что он просто попал как кур во щи. Можно, конечно, предположить, что директор руководствовался каким-то злым умыслом, но это очень маловероятно.

Получается так: вся ответственность возлагается на конечного потребителя, а вся цепочка, которая привела к тому, что так получилось, остается абсолютно безответственной и безнаказанной. Кто установил на компьютеры, поставляемые в школу, этот несертифицированный продукт? Мы об этом ничего не знаем, общественности ничего не известно.

Зная ситуацию в регионах, я легко могу себе представить, что директор школы мог просто не понимать разницы между лицензионным и нелицензионным программным обеспечением. Человек просто попал под раздачу.

Евгений Бунимович, председатель комитета Мосгордумы по образованию:

В соответствии с национальным проектом "Образование" компьютеры поступают в школы уже с программным обеспечением. В данном случае мы имеем дело с очень интересной проблемой. Что касается обвинений по адресу директора, то может быть, с формальной стороны это возможно, но по сути это, конечно, абсолютный бред. Но этот бред спровоцирован не компанией Microsoft, а проблемой вхождения России в ВТО. Ключевой вопрос, который поднимался всем миром, - это пиратство, а точнее говоря, нецивилизованность России в этом вопросе. Этот абсурдный процесс показывает, что сейчас может подняться настоящая волна. Мы действительно сегодня нецивилизованно себя ведем в вопросах охраны авторских прав, лицензирования и владения такого рода продукцией.

Идея национального проекта "Образование" по информатизации России через школы, чтобы молодое поколение умело обращаться с компьютерами и одновременно оптоволокно пришло во все регионы, – это очень правильная идея. Но компьютеры – это не только железо. Мы, люди образования, твердим это всем, кто связан с правительством, с министерством и нацпроектом. Все компьютеры, поставляемые в государственные учреждения, обязательно должны быть снабжены лицензионным программным обеспечением, и на это должны закладываться государственные деньги. Этот процесс якобы идет, но, поскольку сейчас идут поставки с разных сторон, контролировать процесс сложно. Дело в том, что задача нацпроекта состоит в частности и в том, чтобы к этому процессу подключились регионы, а в регионах привлекают разного рода спонсоров, и мы не знаем, что происходит на каждом конкретном этапе.

Но даже если представить, что во всех наших школах уже стоят компьютеры с лицензионным программным обеспечением, возникает вопрос: что же дальше? Что со всем этим будут делать школьники? Будут просто играть в игры? Нам нужна еще одна большая часть национального проекта, связанная с контентом: уроками, учебными пособиями, интерактивными курсами, которые, в свою очередь тоже должны быть лицензированы. Сейчас учебный процесс идет бог знает как: все преподают как умеют и что умеют. Можно сказать, что мы на атомном реакторе жарим яичницу. Техника с огромными возможностями по сути вообще не используется: дети просто играют или сидят в Интернете.

И дело здесь не только в том, что у нас проблемы с авторскими правами. Есть и другая сторона вопроса – это чиновники, а это гораздо хуже. Когда их приводят в класс и показывают компьютеры, они просто не могут понять, что "начинка" может стоить столько же, сколько "железо". Пока в основном деньги закладываются только на поставку оборудования, то есть "железа". Но если мы хотим быть цивилизованной страной, мы должны учить наших детей работать с лицензионными программами.

Анна Карпюк, 29.01.2007


новость Новости по теме