Путин внес в Госдуму проект законодательства об интеллектуальной собственности
Президент Владимир Путин внес в Госдуму проект IV части Гражданского кодекса — основополагающий документ, который заменит все законы об интеллектуальной собственности, пишут в пятницу "Ведомости". "С начала 1990-х гг. российское законодательство оказалось рассредоточено по нескольким не связанным и не скоординированным между собой законам", говорится в пояснительной записке к законопроекту. Теперь закон должны "унифицировать".
"Ценность IV части ГК заключается в установлении принципиальных правил регулирования всей совокупности интеллектуальной собственности", — заявил недавно первый зампред правительства Дмитрий Медведев. Документ обсуждался больше 10 лет и касается всех вопросов — авторского права, товарных знаков, правовой охраны программ для ЭВМ, патентов.
У правообладателей IV часть ГК вызвала крайне негативную реакцию. Отраслевые ассоциации буквально завалили Медведева письмами с просьбой не вносить ее в Думу. Оставить все как есть просили 70 процентов компаний-правообладателей из числа опрошенных Коалицией в защиту прав интеллектуальной собственности. С этим мнением нельзя не считаться, настаивает президент CIPR Питер Некарсулмер: среди опрошенных Microsoft, Intel, Universal Music, "М.Видео", "1С", "Арбат Престиж", "Седьмой континент", Nestle, Nokia, Coca-Cola.
Ассоциация предприятий компьютерных и информационных технологий в марте написала Медведеву, что IV часть ГК сделает невозможной борьбу с пиратством — она вызовет большие затруднения у судей и правоохранительных органов, "чем воспользуются преступные группировки для развития теневого сегмента рынка программного обеспечения". Принятие закона приведет к полному параличу правоприменительной и судебной практики, говорит глава российского представительства Международной ассоциации производителей фонограмм Игорь Пожитков.
Основная претензия правообладателей заключается в том, что ГК идет вразрез с мировым правом. Например, по Стокгольмской конвенции к интеллектуальной собственности относятся права на произведения, товарные знаки, а по российскому законопроекту — сами эти объекты, объясняет Михаил Федотов, бывший министр печати и информации. Один из авторов проекта, зампред Совета при президенте по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства Александр Маковский считает, что серьезных противоречий с международным правом нет.
Иностранные произведения по IV части ГК получают меньший уровень защиты, чем национальные, говорит юрист фирмы Baker & McKenzie Андрей Минков: иностранные авторы получают только исключительные, но не смежные права, нет там ни слова и об охране личных неимущественных прав авторов иностранных произведений.
Дословно
Константин Земченков
Суды, прокуратура и милиция еще год или даже два будут привыкать к новым нормам, а на это время вся работа по борьбе с пиратством замрет.
"Ведомости", 21.07.2006