В Петербурге напали на отделение "Мемориала"
На петербургский офис общества Мемориал поздно вечером в пятницу совершено нападение. Неизвестные ворвались в помещение и избили дежурного. Об этом радиостанции "Эхо Петербурга" рассказал член "Мемориала" правозащитник Юлий Рыбаков. Он узнал о случившемся в субботу днем. Рыбаков считает нападение ответом на последние политические инициативы Мемориала.
Накануне правление "Мемориала" приняло решение отказаться от участия в работе Общественной палаты. Как считают правозащитники из "Мемориала", Общественная палата, в том виде, в котором она описана в законопроекте, принятом в пятницу Госдумой во втором чтении, "способна принести не пользу, а скорее вред столь необходимому общенациональному диалогу".
"Палата будет лишь имитировать участие гражданского общества в управлении страной и, скорее всего, станет очередным инструментом манипулирования общественным сознанием, - убеждены авторы документа. - Две трети этого, казалось бы, общественного образования формируются прямо или опосредовано Президентом. Такой принцип формирования естественен для консультативного Совета при Президенте, но не для органа, который призван помочь в осуществлении общественного контроля за деятельностью структур власти, в том числе и федеральной".
Предложенный в законопроекте механизм формирования последней трети палаты вызывает еще больше возражений у правозащитников, хотя на первый взгляд он более демократичен: выдвижение кандидатур происходит на конференциях, проводимых в федеральных округах.
По мнению членов "Мемориала", сам принцип, когда общество выдвигает "более достойных" своих представителей для диалога с властью, губителен для гражданского общества. "Этот процесс с большой вероятностью превратится в селекцию общественных организаций, деление их на "чистых" и "нечистых", допущенных и недопущенных к диалогу, - отмечается в документе. - По сути, не столь уж важно, будет эта селекция осуществляться властью или самим сообществом неправительственных организаций – и то, и другое для гражданского общества одинаково пагубно".
"Гражданское общество – принципиально "горизонтальная" и открытая система, у него нет и не может быть "представительства". Как только в нем возникает "вертикаль", оно перестает быть самим собой и превращается в бюрократизированную корпорацию. Скорее всего – управляемую исполнительной властью".
"Мемориал" предлагает не создавать новой бюрократизированной надстройки над неправительственными организациями, а вместо этого использовать существующие ячейки гражданского общества для продуктивного диалога с властью.
Ранее об отказе от участия в Общественной палате заявили участники инициативной группы "Общее действие", назвав ее "муляжом" гражданского общества.
СМ. ТАКЖЕ:
Prognosis.Ru: Фашизм придет в каждый дом
Справка
Решение Правления Российского общества ''Мемориал'' об отношении к Общественной палате Российской Федерации
Общество "Мемориал" является принципиальным и последовательным сторонником взаимодействия гражданского общества как с государством в целом, так и с различными структурами и ведомствами, входящими в систему государственной власти. Общество "Мемориал" неизменно готово участвовать в диалоге гражданского сектора с государством, если это будет равноправный и честный диалог независимых друг от друга партнеров.
Однако создаваемая в настоящее время Общественная палата Российской Федерации не является, на наш взгляд, подходящей площадкой для такого диалога ни по целям и задачам, ни по способу формирования, ни по степени встроенности в государство. Более того, Общественная палата, в том виде, в котором она описана в законопроекте, проходящем сейчас процедуру одобрения в Государственной Думе, способна, по нашему мнению, принести не пользу, а скорее вред столь необходимому общенациональному диалогу.
Мы не оспариваем права государственной власти создавать при себе любые консультативные и экспертные структуры, в том числе — и из представителей гражданского общества. Более того, в принципе мы считаем такие структуры полезными. Представители "Мемориала" работают во многих таких структурах, как на региональном, так и на федеральном уровне, и, как мы надеемся, работают достаточно плодотворно.
Но цели Общественной палаты, обозначенные в законопроекте, выходят далеко за рамки экспертно-консультационных задач. Всеобъемлющие и расплывчатые, эти цели мало или вовсе никак не согласуются с политическими реалиями последних лет. Это приводит нас к убеждению, что Палата будет лишь имитировать участие гражданского общества в управлении страной и, скорее всего, станет очередным инструментом манипулирования общественным сознанием.
Наши сомнения усугубляются при рассмотрении способов формирования Палаты.
Две трети этого, казалось бы, общественного образования формируются прямо или опосредовано Президентом. Такой принцип формирования естественен для консультативного Совета при Президенте, но не для органа, который, как описано в законопроекте, призван помочь в осуществлении общественного контроля за деятельностью структур власти, в том числе и федеральной.
Еще больше возражений вызывает предложенный в законопроекте механизм формирования последней трети Палаты. Казалось бы, он более демократичен – выдвижение кандидатур происходит на конференциях, проводимых в федеральных округах. Наши возражения обусловлены даже не тем, что законопроект не предлагает какого бы то ни было регламента проведения таких конференций, а следовательно у региональных властей откроются широкие возможности для манипулирования неправительственными организациями. Гораздо важнее другое - для гражданского общества не может быть приемлема сама идея проведения таких конференций, на которых творческие союзы и правозащитники, объединения потребителей и объединения производителей, профсоюзы и ассоциации работодателей, казаки и рыболовы-любители будут сообща выдвигать представителей от своего региона в некий высший постоянно действующий орган, призванный представлять их интересы перед государством. На деле этот процесс с большой вероятностью превратится в селекцию общественных организаций, деление их на "чистых" и "нечистых", допущенных и недопущенных к диалогу. По сути, не столь уж важно, будет эта селекция осуществляться властью или самим сообществом неправительственных организаций – и то, и другое для гражданского общества одинаково пагубно.
Сама же Палата, сформированная таким образом, неизбежно будет трактоваться и властью, и частью общественного сознания как "законный представительский орган" всего гражданского общества. Но гражданское общество, в отличие от государства, по природе своей не иерархично, и любая попытка внести в него иерархию — контрпродуктивна. Гражданское общество – принципиально "горизонтальная" и открытая система, у него нет и не может быть "представительства". Как только в нем возникает "вертикаль", оно перестает быть самим собой и превращается в бюрократизированную корпорацию. Скорее всего – управляемую исполнительной властью.
Дело в том, что гражданское общество и государство суть независимые партнеры в национальном диалоге, и попытки сосредоточить его в рамках органа по существу государственного способны привести лишь к имитации диалога. В Палате, встроенной в систему органов государственной власти, государство будет разговаривать только само с собой.
Продуктивен иной путь – путь создания условий для плодотворной работы разнообразных независимых ячеек гражданского общества на благо граждан России и страны в целом.
Ничто не мешает, используя уже существующие каналы взаимодействия общества и власти, развивать совместную работу над многочисленными предложениями общественных организаций по решению конкретных серьезных проблем, таких, как обеспечение права граждан на обращения в органы государственной власти, общественный контроль за местами лишения свободы и местами содержания задержанных граждан, организация реального гражданского контроля за соблюдением прав военнослужащих, независимая экологическая экспертиза, стимулирование благотворительной деятельности и т.д.
И для этого отнюдь не надо создавать новой бюрократизированной надстройки над неправительственными организациями.
В связи с изложенными выше соображениями Российское Общество "Мемориал" не считает для себя возможным участие в Общественной палате РФ.
Мы также обращаемся к коллегам из других гражданских организаций с надеждой, что при решении вопросов об участии в формировании и деятельности Общественной палаты РФ они примут во внимание и наши аргументы.
Справка
Заявление Инициативной группы ''Общее действие''
22 декабря 2004 г. Государственная дума приняла в первом чтении проект федерального закона "Об Общественной палате Российской Федерации", внесенный президентом РФ. Концепция этого проекта, равно как и сама затея с формированием Палаты, вызывает наше решительное неприятие.
Образуемый институт, преподносимый как апофеоз гражданского общества, на самом деле является его муляжом. При этом Общественная палата - инициатива не только пустая, но и крайне вредная, нацеленная на подавление независимых общественных объединений. Выстраивая в вертикаль то, что может крепиться только горизонтальными связями, власть стремится сделать так называемое "гражданское общество" управляемым и манипулируемым. Цель создания Общественной палаты - это сперва, поделить общественные организации на "полезных" и "вредных", "овец" и "козлищ". А затем, используя "правильных" общественников, включенных в Палату, организовывать поддержку ими официальной политики.
По законопроекту, Общественная палата будет состоять исключительно из прямых и косвенных президентских назначенцев: первые 42 члена отбираются непосредственно президентом, затем они подбирают еще 42, а образовавшиеся 84 принимают в Палату последнюю региональную треть. Таким образом, создаваемая властью палата хотя и именуется общественной, по сути, не может быть признана таковой.
Происходит то, против чего правозащитные организации дружно выступили в 2001 году при организации Гражданского форума - создание "министерства гражданского общества", сопровождаемое, как следует из законопроекта, образованием аналогичных структур в субъектах Федерации. Следуя примеру президента, региональные руководители будут подбирать общественность под себя.
Другой, не менее вредной целью создания Общественной палаты является деполитизация общественных организаций. В проекте закона Палата интерпретируется как строго неполитический орган. Проект запрещает членам Общественной палаты участвовать в выборах в качестве кандидата и доверенного лица и даже в организации референдума. Такое разграничение государственного и общественного, выведение НПО из политической жизни знаменует окончательную приватизацию власти бюрократией, отступление от конституционного принципа непосредственного народовластия.
Правозащитные организации, входящие в Инициативную группу "Общее действие", заявляют о своем принципиальном неучастии в Общественной палате Российской Федерации.
Людмила Алексеева, Московская Хельсинкская группа;
Михаил Арутюнов, Международная правозащитная ассамблея;
Андрей Бабушкин, Комитет "За гражданские права";
Елена Боннэр, Фонд Андрея Сахарова;
Сергей Бровченко, Фонд "Гласность";
Светлана Ганнушкина, Комитет "Гражданское содействие";
Анна Каретникова, Антивоенный клуб;
Сергей Ковалев, Лев Левинсон, Институт прав человека;
Наталья Денисова, Центр содействия международной защите;
Лев Пономарев, Юлий Рыбаков, Движение За права человека;
Юрий Самодуров, Музей и общественный центр им. Сахарова;
Александр Ткаченко, писатель;
Эрнст Черный, Коалиция Экология и права человека;
Глеб Якунин, Общественный комитет защиты свободы совести
Грани.Ру, 10.01.2005