Правозащитники: Общественная палата - муляж
Известные российские правозащитники - участники инициативной группы "Общее действие" выступили против идеи создания Общественной палаты, считая ее "муляжом" гражданского общества. В поступившем в редакцию Граней.Ру заявлении президентская инициатива названа "пустой и крайне вредной инициативной", попыткой создать "министерство гражданского общества", вывести неправительственные организации из политической жизни, "приватизированной" бюрократией. Правозащитные организации, входящие в Инициативную группу, заявляют о своем принципиальном отказе от участия в создаваемой Общественной палате.
Перед Новым годом Госдума приняла в первом чтении президентский законопроект "Об общественной палате РФ". Идея создания Палаты возникла после треакта в Беслане, когда президент Владимир Путин решил укреплять вертикаль власти и создавать гражданское общество "сверху".
Согласно проекту закона, палата численностью 126 человек будет формироваться из представителей общероссийских, региональных и межрегиональных общественных объединений, также объединений некоммерческих организаций. При этом, согласно законопроекту, президент утверждает кандидатуры 42 членов общественной палаты по согласованию с общественными организациями. Уже утвержденные представители общественной палаты в течение двух месяцев на основании процедуры конкурсного отбора принимают решение о приеме в члены палаты еще 42 представителей от общероссийских общественных объединений (по одному от каждого).
После этого в течение месяца 84 члена палаты, или две трети этого органа, принимают решение о приеме еще 42 представителей от региональных и межрегиональных общественных объединений. Состав Общественной палаты определяется на два года.
Справка
Заявление Инициативной группы ''Общее действие''
22 декабря 2004 г. Государственная дума приняла в первом чтении проект федерального закона "Об Общественной палате Российской Федерации", внесенный президентом РФ. Концепция этого проекта, равно как и сама затея с формированием Палаты, вызывает наше решительное неприятие.
Образуемый институт, преподносимый как апофеоз гражданского общества, на самом деле является его муляжом. При этом Общественная палата - инициатива не только пустая, но и крайне вредная, нацеленная на подавление независимых общественных объединений. Выстраивая в вертикаль то, что может крепиться только горизонтальными связями, власть стремится сделать так называемое "гражданское общество" управляемым и манипулируемым. Цель создания Общественной палаты - это сперва, поделить общественные организации на "полезных" и "вредных", "овец" и "козлищ". А затем, используя "правильных" общественников, включенных в Палату, организовывать поддержку ими официальной политики.
По законопроекту, Общественная палата будет состоять исключительно из прямых и косвенных президентских назначенцев: первые 42 члена отбираются непосредственно президентом, затем они подбирают еще 42, а образовавшиеся 84 принимают в Палату последнюю региональную треть. Таким образом, создаваемая властью палата хотя и именуется общественной, по сути, не может быть признана таковой.
Происходит то, против чего правозащитные организации дружно выступили в 2001 году при организации Гражданского форума - создание "министерства гражданского общества", сопровождаемое, как следует из законопроекта, образованием аналогичных структур в субъектах Федерации. Следуя примеру президента, региональные руководители будут подбирать общественность под себя.
Другой, не менее вредной целью создания Общественной палаты является деполитизация общественных организаций. В проекте закона Палата интерпретируется как строго неполитический орган. Проект запрещает членам Общественной палаты участвовать в выборах в качестве кандидата и доверенного лица и даже в организации референдума. Такое разграничение государственного и общественного, выведение НПО из политической жизни знаменует окончательную приватизацию власти бюрократией, отступление от конституционного принципа непосредственного народовластия.
Правозащитные организации, входящие в Инициативную группу "Общее действие", заявляют о своем принципиальном неучастии в Общественной палате Российской Федерации.
Людмила Алексеева, Московская Хельсинкская группа;
Михаил Арутюнов, Международная правозащитная ассамблея;
Андрей Бабушкин, Комитет "За гражданские права";
Елена Боннэр, Фонд Андрея Сахарова;
Сергей Бровченко, Фонд "Гласность";
Светлана Ганнушкина, Комитет "Гражданское содействие";
Анна Каретникова, Антивоенный клуб;
Сергей Ковалев, Лев Левинсон, Институт прав человека;
Наталья Денисова, Центр содействия международной защите;
Лев Пономарев, Юлий Рыбаков, Движение За права человека;
Юрий Самодуров, Музей и общественный центр им. Сахарова;
Александр Ткаченко, писатель;
Эрнст Черный, Коалиция Экология и права человека;
Глеб Якунин, Общественный комитет защиты свободы совести
Грани.Ру, 10.01.2005
Дословно
Владимир Пехтин
(О будущем Общественной палаты)
Элементы непонимания, которые появились в последнее время между государством и обществом, обязательно будут преодолены.
Основная функция палаты - контроль над исполнительной властью. Предусматривается, что Общественная палата будет работать при Федеральном Собрании, однако законодательной инициативой область не будет, а будет анализировать проекты законов, выдвигать гражданские инициативы.
Новый общественный орган будет аккумулировать здравые идеи, которые возникают на местах, и предлагать их в виде федеральных проектов власти и общества. Власть должна слышать мнение людей, а сегодня некоторые общественные организации высказывают сожаление, что их голоса остаются неуслышанными, что их игнорируют.
РИА "Новости", 22.12.2004