Душевный бизнес
На исходе той недели заполнился Рунет странной новостью: будто бы в Риге появилась компания, ссужающая граждан деньгами под залог их душ. Называется эта ссудная касса попросту Kontora; есть у нее и адрес, и телефон, и сайт, где можно прочесть образчик типового договора.
Сумма в размере от 50 до 500 лат выдается на срок до 90 дней. За каждый день начисляется один процент от общей суммы. Таким образом, заемщик, получивший 500 лат (992 доллара по нынешнему курсу), по истечении срока должен будет вернуть 950. Если он этого не сделает, залог, то есть душа должника, переходит "в полное и безусловное распоряжение заимодавца". Получить душу обратно по-прежнему возможно, но уже на условиях кредитора.
Рижская газета "Вести сегодня", сообщившая о новом бизнесе еще в конце апреля, пишет, что редакции рассказал о нем "бдительный читатель" Вадим П., отчего-то не пожелавший назваться полным именем. "Вспомните роман "Мастер и Маргарита" Михаила Булгакова, - тревожно говорит читатель. - Я считаю, что это демоническая секта, которая в трудные для страны времена скупает людские души!" По словам Вадима П. (который, впрочем, ссылается на друга-очевидца), "в фирму стоит большая очередь".
Сотрудник же компании, тоже Вадим, в интервью газете заявил, что ничего ужасного в подобных операциях не видит: "Бизнес есть бизнес. Мы ведь выдаем людям вполне конкретные деньги. Если человек дорожит своей душой, то он непременно вернет заем. Мне кажется, все честно. Пусть каждый решает для себя сам, что ему дороже".
Натурально, журналисты тотчас бросились за комментарием к священнику - отцу Андрею из рижского храма Святой Троицы (насколько можно судить, православного). Тот грозно осудил и предостерег авторов затеи и их клиентов: "Как можно продавать свою душу? Она же бессмертна! Если человек отрекается от своей души, то, значит, он отрекается и от Бога. Поэтому не видать ему бессмертной жизни!"
И вот - горькое резюме статьи: "Итак, финансовые воротилы идут на все, лишь бы побольше заработать. С другой стороны, печально, что ради денег люди готовы даже душу продать". Банальность, с которой вроде и не поспоришь. Разве что можно возразить, что ведь и для кредитора риск велик.
Православный новостной портал "Русская линия" взял по этому поводу комментарий у профессора богословия из Рязани иеромонаха Луки (Степанова), который, вооружившись цитатами из Нового Завета, утверждает, что человеческая душа не имеет цены и что от таких сделок "выиграет только дьявол".
Разберемся по порядку. Прежде всего: в "Мастере и Маргарите" никаких сделок с душами Воланд не совершает. Он, правда, подписывает два договора - о гастролях в театре Варьете и об аренде квартиры номер 50 в доме на Садовой, но ни о каких душах в них речи нет. Что ж теперь, дьявол и квартиры не сними?
Теперь по поводу аморальности и богопротивности договора о залоге души. В гетевском Фаусте" встрече главного героя с Мефистофелем предшествует Пролог на небе. В этой сцене Господь указывает на Фауста ("Ты знаешь Фауста?" - "Он доктор?" - "Он мой раб") и заключает с Мефистофелем пари: Он утверждает, что Фауст ни при каких обстоятельствах не отступится от веры и, как бы ни блуждал во мраке, в конце концов найдет дорогу к свету.
МЕФИСТОФЕЛЬ
Поспоримте! Увидите воочью,
У вас я сумасброда отобью,
Немного взявши в выучку свою.
Но дайте мне на это полномочья.
ГОСПОДЬ
Они тебе даны.
(Перевод Б. Пастернака)
Иными словами, Господь санкционирует предстоящую сделку. В разговоре с Эккерманом Гете признавал, что Пролог на небе навеян ему первой главой Книги Иова, где имеется весьма похожий диалог:
И сказал Господь сатане: обратил ли ты внимание твое на раба Моего Иова? ибо нет такого, как он, на земле: человек непорочный, справедливый, богобоязненный и удаляющийся от зла. И отвечал сатана Господу и сказал: разве даром богобоязнен Иов? Не Ты ли кругом оградил его и дом его и все, что у него?.. но простри руку Твою и коснись всего, что у него, - благословит ли он Тебя? И сказал Господь сатане: вот, все, что у него, в руке твоей... (Иов, 1: 8-12)
Таким образом, нет оснований утверждать, что заклад души противоречит христианскому вероучению и что выигрывает в таких случаях "только дьявол". У Гете дьявол как раз проигрывает. Формально он исполнил условия договора и выиграл пари у Господа: Фауст заклинает мгновенье остановиться, и это означает, что отныне силы зла безраздельно владеют его душой и телом. Но штука в том, что выигрывает он жульнически: ослепший Фауст принимает за землекопов, строящих плотину, лемуров, роющих ему могилу. Небесное воинство вступает в бой с адовым войском и отбирает у Мефистофеля добычу - душу Фауста. Тот в отчаянии восклицает:
Какой удар! Но сам я виноват.
Со мной побившаяся об заклад
Ценою участи своей небесной
Высокая душа, залог наград,
Украдена из рук моих бесчестно...
В "Народной книге о Фаусте", составленной франкфуртским печатником Иоганном Шписом, можно найти полный текст договора Фауста с Мефистофелем. В нем отнюдь не идет речь о материальных благах, власти или удовольствиях - Фауст меняет свои тело и душу на благо познания, которым не сподобил его Господь:
После того как я положил себе исследовать первопричины всех вещей, среди способностей, кои были мне даны и милостиво уделены свыше, подобных в моей голове не оказалось и у людей подобному я не мог научиться, посему предался я духу, посланному мне...
Договор был заключен сроком на 24 года без права расторжения. По одной из версий, "Фауст захотел однажды вернуться к праведной жизни, но дьявол угрозами нагнал на него такого страху, что он вторично подписал с ним договор". В другой хронике говорится, что некий монах пытался вернуть Фауста на путь истинный, но тот горестно объяснил свое положение: "Слишком далеко зашел я и на веки вечные душой и телом продался дьяволу, в чем кровью своей расписался. Как же я могу теперь отступиться и чем мне можно помочь?" Как видим, договор с дьяволом может оказаться недействительным - важно вовремя одуматься.
Кристофер Марло в своей "Трагической истории доктора Фауста", имевшей оглушительный успех не только в Англии, но и в Германии, излагает содержание договора и обстоятельства его заключения весьма близко к первоисточнику. Но замечательно то, что Мефистофель тщательно заботится о юридической стороне дела, объясняя, что "гарантии желает Люцифер".
МЕФИСТОФЕЛЬ
Но следует все это написать
По правилам, как дарственную запись.
(Перевод Н. Амосовой)
Получив от Фауста подписанную кровью бумагу, Мефистофель уточняет: "Ты это мне даешь как вексель, Фауст?" И получает утвердительный ответ: "Да, да, бери, и жди наград от ада!"
Конечно, рижский бизнес нельзя не признать несколько экстравагантным, а условия грабительскими, но обвинять его организаторов в дьявольском наущении оснований нет. Можно ли квалифицировать его как мошенничество? Сомнительно. Душа - нематериальная субстанция, но это не означает, что на нее не распространяется право собственности. Талант тоже нематериален, нематериальным может быть и созданный талантом продукт - например, музыка или ее исполнение; однако же продукт этот защищен копирайтом. Тот факт, что возможность сделок с душой не предусмотрена законодательством, говорит лишь о пробелах законодательства, но не о нелегальности подобных операций: разрешено все, что не запрещено законом. Непонятно, каким образом заимодавец воспользуется не выкупленными из залога душами, но это, в конце концов, его дело.
Вот что действительно обидно, так это малая цена, какую предлагают за душу. Но тут уж приходится ответить словами гоголевской Коробочки: "Право, я боюсь на первых-то порах, чтобы как-нибудь не понести убытку... мое такое неопытное вдовье дело! лучше ж я маненько повременю, авось понаедут купцы, да применюсь к ценам".
Дело новое, товар небывалый. Легко можно понести убыток. Цена, граждане, рыночная. Да и с чего вы взяли, что душонки ваши большего стоят? Вот развернется дело пошире, "понаедут купцы" - посмотрим, почем невостребованные души будут котироваться на бирже. А дьяволу отнюдь не всякая душа нужна. Не извольте беспокоиться.
Статьи по теме
Плата по счетам с жизнью
На прошлой неделе покончил с собой финансовый директор Freddie Mac Дэвид Келлерман - человек еще молодой, 41 года, добродушный, благополучный, отец семейства. Предсмертной записки не написал. Результаты вскрытия еще не готовы, поэтому о причине смерти не сообщается, но журналисты, конечно, пронюхали: повесился.