Преемные отцы церкви
Ожидание не затянулось. Поместный собор Русской православной церкви для выборов преемника скончавшегося Алексия Второго назначен на 28-29 января. Теперь эксперты получили моральное право гадать о том, кто же станет новым предстоятелем РПЦ. Назначение местоблюстителем патриаршего престола не самого перспективного кандидата (по мнению специалистов - но не "общественности") митрополита Кирилла (Гундяева) лишь придает этим гаданиям дополнительный интерес.
Кто же может претендовать на место патриарха? Согласно Уставу РПЦ (часть IV, п. 17),
"Кандидат в Патриархи должен отвечать следующим требованиям:
а) быть архиереем Русской Православной Церкви;
б) обладать высшим богословским образованием, достаточным опытом епархиального управления, отличаться приверженностью к каноническому правопорядку;
в) пользоваться доброй репутацией и доверием иерархов, клира и народа;
г) "иметь доброе свидетельство от внешних" (1 Тим. 3, 7);
д) иметь возраст не моложе 40 лет".
Поскольку практически все архиереи РПЦ имеют высшее богословское образование и почти все старше сорока лет, формальным ограничениям отвечают более сотни кандидатов. Иначе обстоит дело с ограничениями содержательными. Что такое "достаточный опыт епархиального управления"? Кто определяет, отличается ли кандидат "приверженностью к каноническому правопорядку"? Как установить, пользуется ли кандидат "доброй репутацией и доверием иерархов, клира и народа"? И наконец, что "внешние" имеются в виду и в каком виде они должны представить то необходимое "доброе свидетельство"?
Если говорить о митрополите Кирилле, то он явно не имеет "доброй репутации и доверия": в церковном народе его ненавидят за "экуменизм" и дискредитацию церкви коммерческими аферами, а "внешние" воспринимают его как "табачного митрополита". И тем не менее он получил позицию местоблюстителя, а с ней - реальные шансы стать патриархом. Это показывает, что по-настоящему выдвигаться в патриархи могут только те епископы РПЦ, кто имеет достаточные административные возможности убедить собратьев в своей способности занять это место. И что канонические требования могут быть принесены в жертву политической целесообразности.
Кандидатами будут те же, кто и всегда: представители высшего управленческого звена церкви - постоянные члены Священного синода и, быть может, кто-то из руководителей автономных церквей, не входящих в состав Синода (например, РПЦЗ). Нельзя, конечно, исключать самовыдвижения какой-то горячей головы из рядового епископата, но почти наверняка такой смельчак будет "забанен" в первом раунде. Среди обычных архиереев сейчас нет ни одного, который бы пользовался уважением среди сколько-нибудь значительного числа собратьев. Этим ситуация отличается от 1990 года, когда владыка Антоний (Блум) был отсеян только благодаря тому, что не являлся гражданином СССР.
Постоянных членов Священного синода после смерти патриарха осталось семь. Заведомо непроходными фигурами среди них являются:
Митрополит Кишиневский и всея Молдовы Владимир (Канторян). В знающей и решающей части церкви у него репутация хорошего епархиального шофера, стечением обстоятельств попавшего на архиерейскую кафедру. Он единственный из независимых церковных игроков, кто последние двадцать лет сознательно ориентировался на митрополита Кирилла, выступавшего покровителем Православной церкви Молдовы.
Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир (Котляров). Старый (79 лет) и излишне скандальный персонаж, прославившийся как ультралиберальными по меркам сегодняшней церкви инициативами, так и плохим характером - скупость, капризы, гордыня. Он единственный из всех старших по возрасту членов Синода, кто не имеет вообще никакой команды.
Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий (Поярков). Пожилой (73 года) и больной человек с репутацией, подмоченной как либерализмом и экуменизмом, так и прочими, опять же хорошо известными церковной публике грехами. В то же время, как человек, близкий в 2000-е годы к патриарху, он смог продвинуть в епископат значительное количество своих ставленников, что делает его владельцем значимого пакета голосов на предстоящих выборах.
Митрополит Киевский Владимир (Сабодан). Во всех отношениях украинская копия Ювеналия, однако с меньшим количеством либерализма, но с большим алкоголизма. К тому же в последние полтора года он взял курс на предоставление УПЦ канонической автокефалии, что не вызывает восторга у его российских собратьев. Вместе с тем за ним стоят не только его личные выдвиженцы (которых в последнее время существенно прибавилось), но и сторонники его нового церковно-политического курса которых в епископате Украине немало.
К проходным фигурам, кроме уже упоминавшегося митрополита Кирилла, можно отнести еще двоих иерархов.
Митрополит Калужский и Боровский Климент (Капалин). Второй по молодости (59 лет) и самый юный по стажу (с 2003 года) постоянный член Синода. Длительное время был первым заместителем Кирилла в Отделе внешних церковных связей Московского патриархата и считался "рукой патриарха" в этом церковном сверхминистерстве. Занимался там административной работой, избежав дурной славы на почве скандальных финансовых операций с табаком и алкоголем. Как управляющий делами Московской патриархии, он, естественно, имеет дело с высшими государственными властями и, судя по всему, находит с ними взаимопонимание. Собственной группы поддержки среди епископата не имеет - за исключением своего брата Димитрия, архиепископа Тобольского и Тюменского. Но поскольку Климент является единственным среди "синодалов" явным консерватором и отличается редкой среди епископата, но столь ценимой в церкви скромностью, он имеет неплохие шансы получить много голосов провинциальных делегаций.
Митрополит Минский и Слуцкий Филарет (Вахромеев). Фаворит среди экспертов, а также разных слоев православной общественности (кроме небольшой но медийно заметной группы сторонников "политического православия", давно ориентирующихся на Кирилла). Он происходит из семьи крупных торговцев, получивших дворянство незадолго до революции, вырос в центре Москвы, сделал стремительную карьеру под покровительством патриарха Алексия I, но затем был активен и в кругу "экуменистов". Единственный из них, кто имел хорошую репутацию и в Троице-Сергиевой лавре, традиционно находившейся к "экуменистам" в оппозиции и давшей в 1990-е годы в епископат много своих выдвиженцев. Будучи руководителем Белорусского экзархата, он сумел наладить отношения с вздорным "православным атеистом" Александром Лукашенко, утихомирить конфликты между белорусскими и русскими националистически настроенными священниками и вместе с тем придать управляемой им части церкви более цивилизованный и современный облик по сравнению с российскими и украинскими епархиями. И это было новаторство, не вызывавшее отторжения. Поэтому за Филарета на выборах будут, вероятно, отданы голоса не только выборщиков от Белоруссии, но и сторонников его старого соратника митрополита Ювеналия, а также многих других выборщиков. Однако мало что известно о состоянии здоровья 73-летнего иерарха, а геронтократическом Синоде эта проблема может иметь определяющее значение: до выборов патриарха кандидатам еще надо дожить.
Обозрение официального сайта Белорусской православной церкви и других белорусских православных интернет-источников (например, сетевой газеты "Царква") дает в этом отношении весьма неблагоприятный для митрополита Филарета прогноз. Последнее его появление на публике в Минске состоялось 25 октября - тогда закончился визит в Белоруссию патриарха Алексия II. На фотографиях митрополит с огромными синяками под глазами и потемневшим лицом приветствует гостя и даже совершает вместе с ним службу. Более месяца до этого и последующее полтора никаких служб он не проводит. Совещание с благочинными возглавляемой им лично Минской епархии 27 ноября прошло без него. И даже после смерти патриарха он не совершил заупокойную службу в кафедральном соборе. Более того, сообщая о похоронах патриарха, епархиальная пресс-служба подчеркнула, что митрополит будет участвовать во всех предполагаемых мероприятиях, как будто для постоянного члена Синода могли быть иные варианты. А возможно, и могли. И не исключено, что этим и объясняется избрание митрополита Кирилла местоблюстителем. И если митрополит Филарет не сможет выдвинуть свою кандидатуру, то шансы на патриаршество у Кирилла резко повышаются.
Статьи по теме
Иной мир
Ближе к середине 2000-х патриарх заговорил, что в церкви наблюдается "застой". Но с кем был связан этот застой, как не с ним лично? Активная часть "церковного народа" начала потихоньку ждать перемен. Некоторым и ждать уже надоело.
Несообразно с делами его
Представители государственной номенклатуры источают такой елей, что, сами того не понимая, порочат и компрометируют Святейшего. А комментаторы либерального направления рисуют портрет покойного Алексия II исключительно черной краской.
Предстоятель перед Богом
Трагедия жизни владыки Алексия Ридигера в том, что он всегда колебался вместе с линией партии. "Партия" здесь – прежде всего Лубянка, "орден меченосцев". Трагедия и в том, что не имело большого значения, патриарх Алексий Ридигер возглавляет Московскую патриархию или другой персонаж.