Иной мир
Смерть Алексия II для Русской православной церкви – это смерть начальника, который руководил большой и сложной организацией в течение 18 лет. На памяти очень многих, кто сейчас в церковном активе, – священников и мирян – он был всегда или почти всегда. С его именем связаны успехи и проблемы Церкви последних двух десятилетий.
И расцвет церковного делания в первой половине 1990-х, когда в храмы ломились толпы бывших атеистов, а патриарх ездил по регионам, принимал отреставрированные храмы и монастыри у местных начальников и настаивал на дальнейших передачах и реставрациях. И бурные финансовые скандалы второй половины десятилетия вокруг предоставленных Церкви нефтяных, алкогольных и табачных квот. И невпопад крестящиеся государственные деятели на патриарших службах, заслужившие презрительное прозвище "подсвечников". И ужесточение взаимоотношений с бывшими западными друзьями по экуменическим застольям – которое шло по экспоненте всю вторую половину 1990-х и достигло пика в начале 2000-х, когда ожесточенные нападки на католиков были весьма холодно восприняты обществом. И церковь вынуждена была отступить, воспользовавшись смертью главы РКЦ как поводом для нормализации отношений.
Было и настойчивое, но почти безуспешное продавливание "Основ православной культуры" в светских школах в 2000-е годы. И бурная полемика последних лет с Константинопольским Патриархатом вокруг Украины – которая для российской части Церкви закончилась вроде как "победой", а для украинской – стремительным дрейфом в сторону независимости. И нейтральная позиция Церкви, не желавшей портить отношения со старыми партнерами из Тбилиси, во время российско-грузинской войны.
Многое Церковь и ее патриарх прожили вместе. Слишком многое. Единственное публичное пространство, где Алексий II позволял себе говорить близкое к тому, что думает, а не то что надо, – это ежегодные собрания московского духовенства. На них ближе к середине 2000-х патриарх заговорил, что в церкви наблюдается "застой". Но с кем был связан этот застой, как не с ним лично? Состав постоянных членов главного управленческого органа церкви – Священного синода - оставался на 80 процентов тем же, что и в 1990 году. А фактически большая часть этих людей были в церковном руководстве с 60-х годов. Руководители большинства церковных "министерств" оставались на своих постах с момента их создания – по двенадцать-пятнадцать лет. Даже очень хорошие руководители за такой срок теряют свою энергию, перекашивают порученную работу в пользу своих приоритетов деятельности, в ущерб другим. Обсуждение личного окружения патриарха, всех этих "пюхтицких курочек" и вовсе стало достоянием церковного фольклора. А бесконечные чествования главы церкви в честь очередного достигнутого им юбилея (рождения, рукоположения, архиерейской хиротонии, патриаршей интронизации) – вызывавшие бурные официальные восторги ближнего круга – и холодное молчание за его пределами? А интенсивное делание тайны из того, что патриарх последние годы почти не выходил из швейцарских больниц?
В результате решение насущных проблем откладывалось на потом. И активная часть "церковного народа" начала потихоньку ждать перемен. Некоторым и ждать уже надоело – стремительные перемены в Украинской православной церкви, как идейные, так и кадровые, происходящие там в последние два года, явно пошли вразрез с линией Москвы. Декларации чукотского епископа Диомида, получившие поддержку толпы, собравшейся у ХХС во время последнего Архиерейского собора, – из той же серии, хотя и с обратным идейным смыслом.
Поэтому сейчас сообщение о смерти Алексия II вызывает у активной части верующих светлую грусть по былому и острый интерес к фигуре преемника. Удастся ли тому дать церкви новый импульс для развития? Или устоявшаяся система управления вернет церковь к привычному за последние годы состоянию "застоя"?
Справка
Алексий Второй
В миру Алексей Михайлович Ридигер. Родился 23 февраля 1929 года в Таллине. С 10 июня 1990 года - патриарх Московский и всея Руси, предстоятель РПЦ. Действительный член Российской академии образования.
Будучи приходским клириком в шахтерском городе Йыхви, где первое время служил один, продолжал учебу в Ленинградской духовной академии, которую окончил в 1953 году, получив звание кандидата богословия за курсовое сочинение "Митрополит Московский Филарет (Дроздов) как догматист". 15 июля 1957 года он был переведен в город Тарту, где служил настоятелем Успенского собора и благочинным Тартусского округа (с 30 марта 1959 — объединенного Тарту-Вильяндиского благочиния Таллинской епархии).
После смерти матери Ридигер решил принять монашество. 3 марта 1961 в Троицком соборе Троице-Сергиевой лавры он был пострижен с именем Алексий, но уже в честь другого святого - не Алексия, человека Божия, именем которого был наречен в крещении, но Алексия, митрополита Киевского, святителя Московского. В период до избрания патриархом Алексий, как и многие иные иерархи РПЦ, лояльно участвовал в деятельности официальных общественно-политических организаций в основном миротворческого характера. Многократно выезжал в зарубежные командировки с преимущественно экуменическими целями.
В 1961 году началась его активная внешнеполитическая и экуменическая детельность: в составе делегации Русской Православной Церкви участвовал в работе III Ассамблеи Всемирного Совета Церквей (ВСЦ) в Нью-Дели (1961); избирался членом Центрального комитета ВСЦ (1961—1968); был президентом Всемирной конференции "Церковь и общество" (Женева, Швейцария, 1966); членом комиссии "Вера и устройство" ВСЦ (1964—1968). В качестве главы делегации Русской Православной Церкви участвовал в богословских собеседованиях с делегацией Евангелической Церкви в Германии "Арнольдсхайн-II" (ФРГ, 1962), в богословских собеседованиях с делегацией Союза Евангелических Церквей в ГДР "Загорск-V" (Троице-Сергиева Лавра, 1984), в богословских собеседованиях с Евангелическо-Лютеранской Церковью Финляндии в Ленинграде и Пюхтицком монастыре (1989). Делегат Всемирной Христианской Конференции "Жизнь и мир" (20 — 24 апреля 1983 года в Уппсала, Швеция); был избран одним из президентов Конференции.
По материалам Википедии
Справка
Избрание патриарха
Сан патриарха Московского и всея Руси является пожизненным.
В период вакансии Патриаршей кафедры Священный синод избирает из числа своих постоянных членов Местоблюстителя Патриаршего Престола. "Не позднее шести месяцев по освобождении Патриаршего Престола Местоблюститель и Священный синод... созывают Поместный собор для избрания нового Патриарха Московского и всея Руси", - говорится в Уставе РПЦ.
Кандидат в Патриархи должен быть архиереем РПЦ не моложе 40 лет, обладать "высшим богословским образованием, достаточным опытом епархиального управления".
Процедура избрания Патриарха Уставом не детализирована; "процедуру избрания Местоблюстителя устанавливает Священный Синод".
В XX веке святой Тихон был избран жребием из трех предварительно утвержденных на Поместном Соборе кандидатов; в период жесткого государственного контроля над делами РПЦ Сергий, Алексий I и Пимен были избраны открытым безальтернативным голосованием по одобрению правительства. Алексий II был избран на Поместном соборе в 1990 году тайным голосованием, в первом туре которого участвовали три кандидата, утвержденные ранее Архиерейским собором (причем Поместный собор имел право добавить в этот список новых кандидатов), а во втором — два кандидата, набравшие большинство голосов в первом туре.
По традиции избранного кандидата вопрошают, а он отвечает примерно по следующей формуле: «Преосвященнейший митрополит, священный и великий Собор призывает твою святыню на патриаршество богоспасаемаго града Москвы и всея России" — "Понеже священный и великий Собор судил мене, недостойному, быти в такове служении, благодарю, приемлю и нимало вопреки глаголю".
Патриарх вступает в сан в ходе специальной торжественной церемонии — интронизации, которая проводится через несколько дней после избрания.
Статьи по теме
Предстоятель перед Богом
Трагедия жизни владыки Алексия Ридигера в том, что он всегда колебался вместе с линией партии. "Партия" здесь – прежде всего Лубянка, "орден меченосцев". Трагедия и в том, что не имело большого значения, патриарх Алексий Ридигер возглавляет Московскую патриархию или другой персонаж.
Война и православное братство
Когда дело доходит до необходимости ссориться со старыми друзьями из-за не очень понятных разборок между горцами, тут машина православной поддержки деяний национальных правительств начинает буксовать.
Полная автокефалия
Самая значительная часть РПЦ – Украинская православная церковь (Московского патриархата) – на всех парах идет к полной независимости. Вопрос заключается лишь в том, как удобнее провести получение статуса автокефальной (полностью независимой) церкви.
Анафема из Анадыря
Да, этот суетливый бородатый человек в больших очках – маленькое зеркало, наглядно демонстрирующее, чем РПЦ является на общеправославном фоне. Ту "Чукотку", на которую Московская патриархия загнала себя сама.