Короткая память, узкий кругозор
"Карикатурная война", как и полагается, вызвала волну актуальных комментариев. В России они сводятся в основном к тезису о том, что мусульманский мир проявил единство перед лицом слабеющей и дехристианизирующейся Европы. В либеральных СМИ доминирует сожаление о "закате Европы", в национально-патриотических - одобрение поведения мусульман и сетования на недостаточное единение православных. И там и там ощущается легкая нервозность на предмет того, не пойдут ли смуглые торговцы с Черкизовского рынка жечь машины под окнами посольств и редакций уже в Москве.
Для социокультурной ситуации в современной России характерна удивительно короткая историческая память. Еще лет пятнадцать назад газетный комментатор (а если не он, то редакция, снабдившая текст исторической справкой) посчитал бы своим долгом напомнить, что нападение на посольство и вообще на иностранцев - весьма распространенный способ выражения негативной реакции на события во внешнем мире со стороны городских низов в малоцивилизованном обществе. Захват посольства и убийство русского посланника Александра Грибоедова в Тегеране в 1829 году; захват заложников в посольстве США в том же городе в 1979-м, захват советского консульства в Харбине в 1929 году, закидывание чернильницами китайского посольства в Москве в 1967-м, яйцами - американского в Пекине в 1998-м - все это было для властей предержащих удобным и дешевым способом устроить народу политическое развлечение.
На маленькой Дании хорошо сорвать зло возникающее у еще юного, но уже амбициозного человека от не слишком сытой жизни, особенно по сравнению с тем, что он видит в американском кино. Тем более что реальные интересы больших восточных дядь эта "война" не задевает, а наиболее выгодные сторонам контракты можно перезаключить через полгода "без шума и пыли". Именно поэтому, нападениям и протестам подверглись посольства Дании и Норвегии, а не Франции, Германии, России и десятка других государств, газеты которых перепечатали карикатуры.
Религия здесь повод для фронды, но не суть конфликта. Восток интенсивно вестернизируется. Причем не за счет внешнего фактора, как было в колониальные времена, а в силу внутренних потребностей самого номинально исламского общества становящегося все более индустриальным и урбанизированным. Это касается как политической структуры (недаром палестинские, иракские, иранские, алжирские, суданские, пакистанские группировки при всем своем декларируемом "исламизме" борются за места в парламенте, а не стремятся найти короля - как было бы еще полвека назад), так и социальной, не говоря уж об экономике и культуре. И понятно, что любой процесс внедрения нового встречает сопротивление и желание продемонстрировать (и доказать себе) свою независимость и дееспособность. Шахиды, иранский атом или антисемитские карикатуры - ответ Западу на цивилизационную экспансию. Но нарушать базовые отношения с Западом никто не хочет.
Относительно спокойное восприятие бурных эмоций Востока (о его единстве в чем-либо кроме определения цены на нефть говорить не приходится) в этом и многих других подобных конфликтах (достаточно вспомнить действительно массовые протесты против войны в Ираке) не означает, что Европа проявляет "слабость". Сила состоит в том, чтобы разумно оценивать размер ущерба и начинать войну для защиты жизненно важных интересов. А пара сожженных зданий и несколько сот миллионов долларов недополученной прибыли одной компании - это не масштаб.
Российские аналитики, как и положено, видят картину со своей колокольни. Наша политическая элита, столкнувшись с масштабной миграцией номинальных мусульман в традиционные "русские города", пытается, вслед за их жителями, осознать масштаб проблемы. Реальный, а не курортно-туристский уровень знакомства с современной Европой у нее вопиюще низок. Потому все события, связанные с "исламской активностью" или мигрантами в европейском сообществе, воспринимаются только через призму сообщений информационных агенств, вопящих об очередном всплеске насилия, но не о снятом в Германии турецком эротическом фильме или пакистанских модниках в Англии.
Закон 2004 года о запрете религиозной символики в школах и "арабский бунт" во Франции в прошлом ноябре или нынешнее "противостояние христианского и мусульманского миров" становится гипертрофированным объектом внимания, оказывающим серьезное влияние на внутреннюю ситуацию. Вместо положительных аспектов миграции, побуждающих Запад поощрять ее в умеренных масштабах, российскому обывателю предлагается концентрат негативных эмоций, имеющий к реальной ситуации такое же отношение, как международные соревнования по прыжкам с трамплина к подмосковным лыжным прогулкам по выходным.
Между тем европейское общество сохраняет спокойствие. Среди мигрантов и их потомков оно видит не только подростков, готовых жечь автомобили на улицах (сколько нынешних шестидесятилетних менеджеров и преподавателей университетов делали то же самое в 1968-м!), но и кассиров в универмагах, водителей муниципального транспорта и даже специалистов, свободно изъясняющихся на литературном государственном языке, а иногда еще и на региональном диалекте. Это люди с другим цветом кожи, быть может, с несколько иным кругом интересов, но при этом полноценные члены общества, вместе со всеми платящие налоги на содержание государства, которое обеспечивает удовлетворяющий основную массу населения социальный порядок. А что касается девятнадцатилетних детишек из рабочих кварталов - что ж, если не хотят учиться, то пусть побесятся прежде чем на десятилетия встать к сборочной линии или сесть за баранку мусоровоза. Их дети будут умнее.
Справка
Карикатурная война: хроника
30 сентября 2005 года: Датская газета Jyllands Posten публикует антиисламские карикатуры.
19-20 октября: Послы 11 арабских стран в Дании просят премьер-министра страны Андерса Фога Расмуссена о беседе. Он отказывается.
7 декабря: В Пакистане проходит первая антидатская демонстрация.
19 декабря: Бывшие датские посланники в мусульманских странах критикуют в письме позицию правительства Расмуссена.
1 января 2006 года: Премьер-министр Дании в Новогоднем обращении извиняется перед датскими мусульманами.
10 января: Норвежское издание Magazinet перепечатывает карикатуры.
26 января: Саудовская Аравия отзывает посла в Дании.
28 января: В МИД Кувейта и других арабских стран вызваны послы Дании. Ливия отзывает своего посла из Копенгагена.
30 января: Вооруженные люди врываются в офис Евросоюза в Газе и требуют извинений.
31 января: Jyllands Posten приносит извинения. Премьер Дании официально отказывает мусульманским странам в извинениях.
1 февраля: Ряд газет во Франции, Германии, Италии и Испании публикует карикатуры. Владелец французской France Soir уволил главного редактора Жака Лефрана. Критику в адрес карикатур выразил лидер чеченских боевиков Шамиль Басаев.
2 февраля: На Западном берегу Иордана взят в заложники гражданин Германии. Его приняли за француза или датчанина. Уволен редактор иорданской газеты al-Shihan, перепечатавшей ряд карикатур на пророка.
3 февраля: Антидатские протесты впервые проходят в столице Индонезии Джакарте. Во многих арабских странах выступления принимают форму антиевропейских протестов. В Иране проходит десятитысячная демонстрация. В Иордании арестованы редакторы газет al-Shihan и al-Mehwar, перепечатавших карикатуры на пророка.
4 февраля: Демонстранты громят и сжигают Палестинцы штурмуют немецкий культурный центр в секторе Газы. В Дании прошли уличные столкновения мусульман и неонацистов.
5 февраля: Разгромлено посольство Дании в Бейруте.
6-7 февраля: По меньшей мере восемь человек убиты в столкновениях протестующих с полицией в Афганистане. В Ливане один демонстрант умер от раны, полученной за день до этого при штурме датского посольства. В Сомали в столкновениях погиб подросток. Иран прерывает все торговые контакты с Данией. Многотысячные демонстрации проходят в Нигере.
8 февраля: Генеральный секретарь ООН Кофи Аннан, координатор внешней политики ЕС Хавьер Солана и глава Организации Исламская конференция Экмелетдин Ихсаноглу подписали совместное обращение в связи с ситуацией вокруг антиисламских карикатур с призывом разрешить кризис мирным путем. Джордж Буш в телефонном разговоре с премьер-министром Расмуссеном выражает поддержку Дании. В Афганистане в столкновениях погибли 4 человека. Французский журнал Charlie Hebdo опубликовал карикатуры на пророка Мухаммеда.
13 февраля - В Баку еженедельная независимая газета Ени Хабар опубликовала карикатуру на Иисуса Христа и нелицеприятно отозвалась о Деве Марии, объяснив свои действия необходимостью "достойного ответа" датским коллегам.
14 февраля - Глава Еврокомиссии Хосе Мануэль Баррозо поддержал Данию в скандале вокруг публикации карикатур на пророка Мухаммеда, заявив, что свобода слова является основополагающим понятием в Европе.
15 февраля - По меньшей мере 16 человек получили ранения на северо-западе Пакистана в ходе столкновений между полицейскими и протестующими против публикаций карикатур. Министр без портфеля в правительстве Италии, лидер крайне правой "Северной лиги" Роберто Кальдероли заявил, что заказал футболки с карикатурами на пророка Мухаммеда.
17 февраля - Прокуратура Вологодской области возбудила уголовное дело в отношении главного редактора местной газеты "Наш регион+" Анны Смирновой в связи с публикацией карикатур с изображением Мухаммеда.
18 февраля - Не менее десяти человек погибли в результате беспорядков в Ливии. Демонстранты пошли на штурм посольства Италии, протестуя против выходки Роберто Кальдероли. В тот же день Кальдероли подал в отставку.