новость Туберкулез "постарел" на три тысячи лет

15.10.2008
Фото Сергея Гитмана

Люди начали болеть туберкулезом на три тысячи лет раньше, чем считалось ранее, сообщает РИА "Новости". Археологам удалось обнаружили следы этой болезни на костях людей эпохи неолита, живших 9 тысяч лет назад на территории современного Израиля, говорится в статье, опубликованной в журнале PLoS One.

Авторы исследования, ученые из Тель-Авивского университета и Лондонского университетского колледжа, исследовали неолитическую стоянку древнейших скотоводов Алит-Йам (Alit-Yam) неподалеку от Хайфы, затопленную морем тысячи лет назад. На костях, которые, по мнению исследователей, принадлежали матери и ребенку, были обнаружены повреждения, характерные для туберкулеза - они стали самыми древними известными следами этой болезни и "состарили" ее на три тысячи лет. Находка позволит ученым проследить историю возникновения и эволюции возбудителя туберкулеза.

Группа ученых под руководством доктора Хелен Донахью (Helen Donoghue) и доктора Марка Шпигельмана (Mark Spigelman) провела детальный анализ костей, в ходе которого были обнаружены ДНК и остатки клеточных стенок микобактерий туберкулеза.

"Особенно интересно, что они были инфицированы именно человеческим штаммом туберкулезной палочки. Это противоречит теории, что бацилла человеческого туберкулеза появилась из бычьей после приручения крупного рогатого скота", - говорит Донахью, слова которой приводятся в сообщении Лондонского университетского колледжа. Она отметила, что анализ ДНК древнейшего штамма туберкулеза показал отсутствие одного из фрагментов гена, который присущ современным вариантам возбудителя туберкулеза. Этот факт поможет ученым определить скорость мутаций бактерии и уточнить историю ее развития.

15.10.2008