Мария Клайн: Реформа радио "Свобода" уже идет, задачи не меняются
В последнее время много говорят о крупных изменениях в вещании радио "Свобода" - одного из немногих электронных СМИ, работающих в России и при этом независимых от российских властей. Есть опасения, что реформа РС, затеянная с целью увеличения числа слушателей, отрицательно скажется на выполнении основных задач станции. В интервью Граням.Ру директор Русской службы РС/РСЕ Мария Клайн утверждает, что такие опасения лишены оснований.
- Не могли бы вы охарактеризовать суть предстоящей реформы радио "Свобода"? Каковы основные изменения в содержании и структуре его программ, и чем они вызваны?
- Прежде всего я хочу поблагодарить вас за предоставленную возможность проинформировать ваших читателей и слушателей радио "Свобода" о сути реформы нашей радиостанции, которая в последние недели вызвала оживленную дискуссию как в средствах массовой информации, так и в российском обществе. На мой взгляд, это свидетельство интереса к радио "Свобода" и своеобразное признание его роли в сегодняшней жизни России.
На самом деле реформа длится уже более года, и начата она была внутри Русской службы радио "Свободная Европа"/радио "Свобода". Совет управляющих по вещанию, курирующий деятельность всех зарубежных вещателей США, предложил всем службам РСЕ/РС сделать все возможное, чтобы увеличить число слушателей. По мнению Совета, деятельность радио "Свобода", напрямую связанная с распространением демократических идей и ценностей, необходимых для создания гражданского общества, слишком важна, чтобы его аудитория ограничивалась небольшим кругом единомышленников. Совет счел, что радио "Свобода" обладает значительным творческим потенциалом, чтобы ответить на вызовы времени, стать современным средством массовой информации и привлечь новых слушателей, не потеряв при этом тех, кто оставался нашими верными друзьями на протяжении прошедших лет.
Реформе предшествовал длительный процесс исследования рынка средств массовой информации в России и запросов его потребителей. Мы также искали ответ на вопрос, чего сегодняшние слушатели ждут от радио "Свобода". Результаты этих исследований помогли нам определить задачу: "Свобода" должна стать информационно-аналитическим радио. Наши журналисты обязаны предоставлять точную, выверенную, своевременную, сбалансированную и непредвзятую информацию, которая позволит слушателям самим делать верные выводы.
Хочу особо подчеркнуть: ни содержание программ радио "Свобода", ни его миссия никогда не подвергались пересмотру или сомнению. Речь идет об использовании инструментария современного радио, отвечающего потребностям общества, о более сжатых форматах, динамичности, манере презентации, доступности и логичности программной сетки.
Радио "Свобода" звучит в эфире ежедневно, 24 часа в сутки, причем 16 часов – это оригинальные программы. 11 из них – информационные и информационно-аналитические. Новости и информация доступны всем, кто слушает радио лишь 15-20 минут. Два часа в сутки отданы интерактивным программам. Слушатели могут участвовать в обсуждении актуальных политических и социальных вопросов, проблем прав человека и гражданина, экономики, образования, медицины, религии, культуры... В этих и других программах частые гости - активисты правозащитного движения и либеральные политики, чей голос практически невозможно услышать в российских средствах массовой информации. Мы планируем увеличить число таких программ.
- В прессе сообщалось, что отныне московское бюро будет играть большую роль в деятельности Русской службы РС, чем пражская штаб-квартира. В какой степени это верно? Не планируется ли перенос штаб-квартиры из Праги в Москву?
- Радио "Свобода" – единый журналистский коллектив, работающий над выполнением общих задач. Мы не делим этот коллектив на "Москву" и "Прагу". На протяжении последних лет "центр тяжести" журналистской работы смещался в Москву, так как большинство наших программ посвящены России. В московском, петербургском и екатеринбургском бюро радио "Свобода" талантливые журналисты создают как целые программы, так и фрагменты программ для нашего вещания. Мы также опираемся на широкую сеть региональных корреспондентов, помогающих освещать события, происходящие на всей территории страны. Тем не менее редакционный контроль остается за руководством радио, которое находится в Праге, и у нас нет планов перенесения штаб-квартиры в Москву.
-Известная правозащитница Елена Боннэр считает, что намечаемые изменения в деятельности Русской службы не учитывают антидемократических тенденций, проявляющихся в России при президенте Путине, и могут поэтому отрицательно сказаться на выполнении ее основной задачи, формулируемой как "поощрение демократических ценностей и учреждений посредством распространения информации и идей". Подобные опасения высказывались и в американской печати (см. Washington Post, 24.11.2004). Что вы скажете об этих предостережениях?
- Все эти изменения уже произошли. Последние исследования показали, что слушатели их приняли и оценили положительно. Это была первая и наиболее сложная фаза реформы.
Теперь предстоит закрепить то, что прошло испытание, и продолжить поиски решения другой важной задачи: сохранить содержание более длинных тематических программ и в то же время сделать их созвучными ритму современной жизни. Это требует от журналистов творческого подхода для введения ряда структурных изменений. И здесь, как мне кажется, очень важно отказаться от привычного и удобного стереотипа мышления: радио "Свобода", мол, занимает особое место в социально-культурной жизни российского общества, у нас есть свой верный слушатель, и мы работаем для него.
Процессы, происходящие сегодня в России, в особенности сужение поля деятельности для подлинно свободных средств массовой информации, побуждают нас искать новые формы, чтобы наиболее эффективно выполнять свою миссию и стоящие перед нами задачи. Уникальность "Свободы" как независимого СМИ заставляет нас искать пути привлечения новых слушателей, российского среднего класса, людей, небезразличных к судьбам страны и мира. Этот поиск и есть суть не "предстоящей", а продолжающейся реформы радио "Свобода".
Мы рассчитываем в скором времени представить новую сетку вещания. Это, конечно, не означает, что работа завершена. В творческом коллективе процесс перемен диктуется временем и будет, вероятно, происходить постоянно. Мы очень рассчитываем на активность наших слушателей, их реакция поможет нам оценить эффективность реформы. Наши частоты можно найти на сайте радио; в Москве, напомню, мы на средних волнах – 1044 Кгц.
Хочу также воспользоваться случаем, чтобы анонсировать новый интернет-сайт нашего радио, который также является частью реформы и в ближайшие месяцы будет открыт для пользователей Сети и слушателей радио "Свобода".
Справка
Письмо Елены Боннэр о планах переноса русской службы радио "Свобода"
В первую неделю ноября одновременно с всеобщим напряжением в связи с выборами в США произошли два события, касающиеся судьбы радиостанции "Свобода". И хотя внешне эти события не связаны с переизбранием Джоржа Буша на второй срок, воспринимаются они в общем контексте.
Первое событие – появление пока нигде в масс-медиа не обсуждавшегося документа "Радио Свобода: Рекомендации и план проведения в жизнь", подписанного Полом Маршалеком, консультантом вашингтонского Board of Broadcasting Governors.
В нем говорится, что радио "Свобода" "включает в своих рядах заслуженных корреспондентов, интеллектуалов и бывших диссидентов и главная проблема ее штата не в количестве<...>, а в том, имеет ли сейчас "Свобода" "правильных" людей с правильным набором профессиональных качеств на правильных местах, чтобы модернизировать программы этой станции и повысить ее эффективность<...>, есть много причин, по которым русские слушатели чувствуют, что "Свобода" - зарубежная станция, управляемая беженцами, которые находятся вдали и не любят Россию..." Радио "Свобода" "не будет расти, если будет восприниматься своей аудиторией как "зарубежная станция". Русские хотят станцию, которая<...> не вещает голосами "заморских русских"<...> Прекратить ссылки на Прагу не для того, чтобы обманывать аудиторию <...>, но потому, что нет никакой выгоды в постоянном напоминании, что ведущий находится за пределами России. Перенести центр тяжести операций из Праги в Москву".
Далее идут практические рекомендации по измению тематики и сетки вещания, в которых, возможно, много правильного. Но важно и опасно, что этот документ ни словом не упоминает тех существенных изменений, которые произошли в России за четыре года первого президентства Путина и почти полтора года его второго срока.
А произошло разрушение конституции, уничтожение двупалатного парламента, идет постепенное уничтожение федерализма, профанация выборов, полная ликвидация независимости судов, сращение Православной церкви с властью и уничтожение светского характера государства, милитаризация школы и общественного сознания в целом, замена чиновников всех уровней выходцами из спецслужб – бывшего НКВД, КГБ, ФСБ, чудовищная по жестокости война в Чечне и связанный с ней напрямую обман мирового сообщества, что Россия ведет борьбу с международным терроризмом.
И вместо борьбы с бедностью, объявленной Путиным, страну ожидает ее резкий рост в связи с намеченной монетаризацией льгот. Деньги на эту реформу должны в основном итти из бюджетов субьектов Федерации, у которых их просто нет. И все это происходит при почти тотальном уничтожении всех независимых cредств массовой информации: и печатных, и радио, и телевидения.
Упустив (или умышленно отбросив?) из документа "Радио Свобода: Рекомендации и план проведения в жизнь" все, что характеризует Россию сегодня, его автор делает щедрый подарок тем силам в России, которые планомерно разрушают (уже почти разрушили) возможность ее демократического развития.
Именно они хотят, чтобы не было "зарубежного вещания", чтобы "Свобода" вещала не из Праги, а из Москвы, и неизбежно под давлением Москвы превратилась в подобие радио "Россия". Именно им уже несколько десятилетий мечталось удалить из свободного эфира разного рода "заморских русских" и "беженцев", "интеллектуалов и диссидентов", которые якобы "не любят России.
Второе событие, о котором я упоминала в начале статьи, является следствием документа Пола Маршалека. В настоящий момент планируется закрытие лучших, выдержавших испытание временем программ Русской службы, включая передачи о правах человека, о свободе прессы, о проблемах правовых, экономических, межнациональных, "круглые столы", посвященные значимым политическим событиям, и увольнение нескольких самых лучших и опытнейших редакторов Русской службы.
12 штатным сотрудникам, которые сыграли решающую роль в развитии и поддержке демократических сил в Советском Союзе и России, предложено состязаться за 7 рабочих мест. Эта группа включает всех, в прошлом или в настоящем, политических беженцев, которые еще остаются на этом радио.
Эта группа включает всех натурализованных граждан США, которые еще оставались единственными американцами среди программного персонала Службы. Эта группа включает самых старших и самых опытных редакторов Русской службы. Безусловно, это дискриминация за их безупречное политическое прошлое (диссиденты), дискриминация по принципу "долой беженцев", дискриминация по возрасту. И с этим должен разбираться суд.
Но это еще и разрушение моральной основы русской службы радио "Свобода". Понимают ли это ее руководители Джеф Трембл и Мария Клайн? И неужели они думают, что после операции "7 из 12" в коллективе русской службы сохранится дух сопротивления давлению российской власти и активный поиск путей помощи гражданскому обществу и слабым остаткам демократических сил России?
Есть у меня и вопрос к президенту корпорации радио "Свобода" Тому Дайну. Три недели назад он выступал с пространной речью в Стенфорде на большом обеде Hoover Institution and Woodrow Wilson Center Conference on Impact of Cold War Broadcasting. Он говорил о перспективах радио "Свобода", но не заикнулся о плане, согласно которому начались преобразования, как я потом узнала, уже иронично названные "Ремонтом радио Свобода". А в зале сидели некоторые из тех, кому через несколько дней было предложено увольнение.
Почему он не упомянул об этом плане? От кого он держал его в секрете? От тех, кого собираются уволить? От общественности? Или от Конгресса США, которому надлежит решать, давать ли деньги на радио "Свобода", если ее руководители собираются превратить ее в подобие российских радиостанций?
Такая трансформация русской службы радио "Свобода" вряд ли на пользу Президенту Бушу – ведь она прямо противоречит его провозглашенной концепции прав человека и "божьего дара свободы".
Письмо подписал также Владимир Буковский.
Грани.Ру, 11.11.2004
Справка
Задачи радио "Свобода/Свободная Европа"
Деятельность радио "Свобода/Свободная Европа" направлена на содействие развитию демократических ценностей и учреждений посредством распространения информации и идей. От Центральной Европы до берегов Тихого океана, от Балтийского моря до Черного, от России до Центральной Азии и Персидского залива народы борются, чтобы покончить с авторитарными структурами власти, нарушениями прав человека, централизацией экономического управления, этнической и религиозной враждой, региональными конфликтами и контролем над СМИ.
Стабильность в этом регионе, основанная на принципах демократии и свободного рынка, имеет ключевое значение для мира во всем мире. Исходя из убеждения, что полноценное информирование общественности является необходимой предпосылкой демократии, и развивая почти полувековую традицию вещания на этот регион, Радио "Свобода/Свободная Европа":
Обеспечивает объективные новости, анализ и обсуждение внутренних и международных проблем, имеющих решающее значение для успеха демократических и рыночных преобразований;
Укрепляет гражданское общество, пропагандируя демократические ценности;
Борется с этнической и религиозной нетерпимостью и содействует взаимопониманию между народами;
Служит образцом для местных СМИ, помогает им наращивать профессионализм и укреплять независимость, развивает с ними партнерские отношения;
Способствует укреплению связей между странами региона и государствами с устоявшейся демократией.
Справка
Мария Клайн
Директор Русской службы радио "Свобода"/радио "Свободная Европа".
Родилась в Москве, окончила филологический факультет МГУ и аспиратуру Института искусствознания, кандидат искусствоведения - театровед. Автор научных работ и статей в области истории и теории театра, а также рецензий на спектакли и фильмы.
В 1983 году эмигрировала на Запад. С 1988 по 1992 - редактор русскоязычного журнала "Диалог США". На "Радио Свобода" - с 1993 года, с 1999 года - шеф отдела новостей Русской службы.
Статьи по теме
Мария Клайн: Реформа радио "Свобода" уже идет, задачи не меняются
В последнее время много говорят о крупных изменениях в вещании радио "Свобода" - одного из немногих электронных СМИ, работающих в России и при этом независимых от российских властей. Есть опасения, что реформа РС, затеянная с целью увеличения числа слушателей, отрицательно скажется на выполнении основных задач станции. В интервью Граням.Ру директор Русской службы РС/РСЕ Мария Клайн утверждает, что такие опасения лишены оснований.
"Свободу" пугают осознанной необходимостью
Ассистент Путина по Чечне и информационной политике в строгой, но осторожной форме пригрозил закрыть московский корпункт радио "Свобода". В случае если тональность и частота появления нежелательных ньюсмейкеров зашкалят обозначенные новейшей цензурой рамки, Минпечати может отобрать у "Свободы" лицензию вместе с уютным особнячком в Старопименовском. По закону.