Радио "Свобода" надеется существовать в России на общих основаниях
Комментируя по просьбе Граней.Ру отмену президентом Путиным указа его предшественника Ельцина относительно работы радио "Свобода" в России, директор русской службы радио "Свобода" Марио Корти сказал, что еще не видел текста указа, однако полагает, что радиостанция может и дальше просуществовать в России на общих юридических основаниях. "Указ Ельцина, - сказал г-н Корти, - нам никаких особенных льгот не давал. Мы, например, платим большие деньги за помещение, никто нам его не предоставлял - мы сами нашли". По его словам, ВВС и "Голос Америки" работали в России на общих основаниях, и тут нет ничего страшного. Однако, добавил г-н Корти, в свое время именно указ президента Ельцина побудил "Свободу" открыть корпункт в Москве, и в этом смысле его отмена имеет значение.
Комментарий
Итак, руководство русской службы радио "Свобода" считает (по крайней мере заявляет), что ничего особенного не произошло - отмена Путиным ельцинского указа, изданного в дни августовской эйфории 1991 года, не должна изменить ничего в деятельности радиостанции на российской территории. Примерно в таком же духе выдержаны скупые комментарии представителей государственных структур. Конечно, заверения властей в том, что "Свобода" сможет беспрепятственно работать в России и впредь, следует воспринимать с осторожностью. Однако реальный "наезд" на радиостанцию, финансируемую Конгрессом США, - дело обоюдоострое. Не исключено, что на этот раз все и на самом деле ограничится символическим "равноудаляющим" жестом. Впрочем, как нам известно, путинская концепция "равноудаленности" и в области экономики, и в отношении СМИ иногда реализуется в весьма своеобразных формах.
Дословно
Игорь Яковенко
Об отмене Путиным указа Ельцина в отношении радио "Свобода"
С точки зрения права это нормальное действие. Претензии к президенту России по поводу этого указа пока сформулировать невозможно. Правильно, когда отменяется указ, наделяющий льготами отдельное средство массовой информации, все СМИ живут по одному законодательству. С точки зрения права -здесь все в порядке, здесь - некое наведение порядка в нашем правовом едином поле. Это нормально.
Ну, может вызывать подозрения, может вызывать какие-то вопросы, что это наведение порядка касается только тех средств массовой информации, которые проводят информационную политику, которая может не нравится администрации президента. Вот здесь может быть какое-то подозрение. Вот когда все переходят на красный свет, а миллиционер останавливает только одного и говорит: "Ты почему идешь на красный?!", - а остальных не трогает, то здесь есть избирательное применение закона. Ну, в какой-то степени в указе Путина можно усмотреть это избирательное применение правильного закона. Пока для такого подозрения оснований нет, поскольку никаких, насколько мне известно, действий, ущемляющих свободу вещания радиостанции "Свобода", не произошло. Если произойдут, то тогда станет ясна политическая подоплека всего этого события.
Да, это символическое событие. Более того, поскольку российская власть дает основания для серьезных подозрений и поскольку она склонна к ущемлению свободы средств массовой информации, то основания подозревать ее в этом есть. У нас свежи в памяти действия власти в отношении НТВ, в отношении ТВ-6. Только что ликвидирована "Общая газета", то есть власть потихоньку уничтожает тех, кто проводит политику иную, чем та, которая вырабатывается в Кремле. Поэтому основания так говорить есть. Но еще раз подчеркиваю, в самом действии, в самом указе Путина по отмене указа Ельцина, в общем, кроме законности нет ничего. Нормально, когда все средства массовой информации живут по закону, а не по указу. Хотя в этом может быть и политическая составляющая, но ее пока не видно. О ней можно только подозревать.
Сейчас я не вижу никаких последствий для радио "Свобода". Есть закон, есть интерпретация закона. На мой взгляд, никаких действий радиостанции не надо делать. Она есть, она существует в России. С точки зрения существования в России этой радиокомпании, она никому не мешает, делает свое дело. Так пусть делает дальше. В соответствии с законом о средствах массовой информации (статья 48, статья 55), аккредитация МИД не должна иметь никакого срока. Никаких проблем здесь не должно возникнуть. Более того, есть закон. Если любая радиостанция нарушает закон, она должна отвечать по закону.
Интерфакс, 4.10.2002
Источник в департаменте информации и печати МИД РФ
Об отмене Путиным указа Ельцина в отношении радио "Свобода"
Хотелось бы прежде всего подчернкуть то обстоятельство, что указ президента РСФСР от 27 августа 1991 года об открытии постоянного бюро радиостанции "Свобода/Свободная Европа" в Москве с коррпунктами по территории РСФСР принимался в определенных исторических условиях, когда в России происходило становление демократии. Сам факт принятия указа акцентировал внимание на открытости российского общества к различным точкам зрения мирового информационного пространства. Свидетельством открытости являются и следующие факты: за прошедшее десятилетие резко увеличилось число иностранных корреспондентов, аккредитованных в Москве, которое достигло сегодня около 2000. В России на государственном телеканале "Культура", который вещает на все территории страны ежедневно транслируются новости международного телеканала "Евроньюс" на русском языке. У владеющих иностранными языками имеется свободный доступ по кабелю или через спутниковую антенну к основным зарубежным телеканалам CNN, BBC, TV-5. Принятие закона о СМИ и дальнейшее развитие соответствующего российского законодательства гарантирует в стране свободу слова. В условиях, когда российского законодательство обеспечивает равные возможности для работы российских и иностранных СМИ в нашей стране, сохранение данного указа президента РСФСР в отношении единственного средства информации независимо от его национальной принадлежности выпадает из сложившегося правового поля. Отмена указа президента РСФСР обеспечивает единое правовое пространство для действий всех СМИ на территории России.
Грани.Ру, 4.10.2002
Сергей Ковалев
Об отмене Путиным указа Ельцина о радио "Свобода" Не стал бы президент подписывать отдельный указ, если бы речь шла только о хозяйственных тонкостях - аренде или частотах. Им (радиостанции. - Ред.) задали определенную границу, которую они, чтобы беспрепятственно работать в России, не должны переступать. Думаю, что слушатели "Свободы" уже в ближайшее время почувствуют эту границу.
Интерфакс, 4.10.2002
Алексей Симонов
(Об отмене Путиным указа Ельцина о радио "Свобода")
Мое ощущение, что доктрина информационной безопасности уже в действии. Какова причина, нам не сообщают. Текст указа пока неизвестен.
Сама идея отмены предыдущего указа пока выглядит чрезвычайно странно. В ельцинском указе написано: "разрешить дирекции открыть постоянное бюро". Так что означает отмена указа - закрытие бюро? "МИДу предоставить аккредитацию корреспондентам" - значит, теперь МИДу следует отобрать аккредитацию у корреспондентов? "Мэру Москвы выделить помещение" - что, мэру Москвы теперь следует забрать это помещение? И наконец, "Министерству печати выделить необходимые каналы связи" - означает ли это, что Министерство печати должно отобрать каналы связи? Что означает отмена применительно к конкретно работающей иностранной, но очень полезной для российского информационного пространства радиостанции? Мне это пока не ясно.
Я на самом деле не очень хорошо себе представляю в чем заключаются льготы. Насколько я знаю, радиостанция "Свобода" платила за помещение столько же, сколько и остальные иностранные СМИ в России. Пользуются аккредитацией иностранные журналисты, наверное, и радио "Свобода" тоже пользуется. Ельцинский указ был льготой в тот момент - теперь это уже не суть льготы, это суть условия их существования. И есть ли в условиях их существования какие-нибудь льготы - я этого сказать не могу.
Я думаю, что это знаковая история. В частности, это связано с началом их вещания на чеченском. Их предупреждали, что какие-то контрмеры по этому поводу будут. Может быть это и есть контрмеры.
Грани.ру, 4.10.2002