Аспирант МГУ Мифтахов приговорен к 6 годам общего режима
Судья Головинского райсуда Москвы Сергей Базаров приговорил аспиранта мехмата МГУ Азата Мифтахова к 6 годам общего режима по делу о нападении на офис "Единой России" в Ховрино, сообщает "Медиазона".
Двоим другим фигурантам дела назначены условные сроки: Елене Горбань - 4 года с таким же испытательным сроком, Андрею Ейкину - 2 года с трехлетним испытательным сроком. По версии обвинения, анархисты в ночь на 31 января 2018 года разбили окно в офисе ЕР и бросили туда дымовую шашку.
Все трое подсудимых объявлены виновными в хулиганстве, совершенном группой лиц (часть 2 статьи 213 УК). Огласить приговор должны были еще 11 января, но заседание перенесли на неделю.
Судья отклонил доводы Мифтахова о том, что он не причастен к атаке на штаб ЕР, а также показания частично признавших вину Ейкина и Горбань, также заявивших, что математик не принимал участия в этой акции.
У суда собралась группа поддержки обвиняемых - около 200-250 человек. Начались задержания: в частности, схватили бывшего фигуранта "московского дела" Алексея Миняйло.
Всем подсудимым назначили в точности такие сроки, о которых 23 декабря в прениях для них попросил прокурор. Приговор отличается от запроса прокурора только тем, что обвинитель просил для Горбань пятилетний испытательный срок.
В числе доказательств вины, перечисленных судьей, - справка ФСБ, согласно которой Мифтахов был модератором группы движения "Народная самооборона", цель которого - смена власти, а также список обнаруженных на планшете анархиста книг, среди которых были сочинения Петра Кропоткина.
15 января 54 академика и члена-корреспондента Российской академии наук выступили с обращением в поддержку Мифтахова. "Уже понесенное Азатом Мифтаховым наказание не выглядит соразмерным вменяемому ему преступлению, и, тем более, вызывает возмущение запрошенный для него государственным обвинителем срок в 6 лет колонии общего режима", - заявили ученые.
28 декабря Мифтахов выступил с последним словом, в котором назвал фабрикацию против себя уголовного дела местью сотрудников ЦПЭ за оппозиицонную деятельность. По поводу атаки на штаб ЕР он заявил, что "можно только наградить тех, кто участвовал в этой акции", поскольку правящая партия "широко нелюбима нашим народом".
10 января стало известно, что более 2500 математиков из 15 стран, в том числе математические общества Франции, Италии, Великобритании, США и Бразилии, потребовали от организационного исполнительного комитета Международного конгресса математиков "занять активную позицию по этому делу и связаться с государственными органами для освобождения Азата". В противном случае, говорится в обращении, многие его подписанты не смогут приехать в 2022 году на конгресс, который планируется провести в Петербурге. С отдельным письмом в защиту Мифтахова к председателю Головинского райсуда обратилась президент Американского математического общества Джилл Пайфер.
Мифтахов неоднократно отрицал свое участие в акции у офиса ЕР.
В акции у ховринского штаба ЕР принимали участие три человека, в том числе одна девушка, один из участников снимал ее на видео.
В отдельное производство выделено дело по статье 280 УК, открытое по факту публикации видео с акции в Ховрино.
Показания против Мифтахова дал некий засекреченный свидетель, фигурирующий в деле под псевдонимом Андрей Петров. Он утверждал, что всего в атаке на ховринский штаб ЕР участвовали шесть человек, разделившиеся на две группы. Одна пошла к штабу, заявлял свидетель, а что делала вторая, он будто бы не знает. Именно во второй группе, согласно этим показаниям, находился Мифтахов, которого свидетель якобы запомнил из-за "выразительных бровей".
13 октября прошлого года на очередном заседании в Головинском райсуде было объявлено о смерти "Петрова" - председательствующий судья Базаров сообщил, что он умер еще 15 января 2019 года от "травмы сердца". Незадолго до этого стало известно о смерти ключевого свидетеля по московскому делу "Артподготовки" - 40-летнего Дмитрия Мурмалева, он также скончался 15 января от удара "ножом в сердце". Есть основания предполагать, что "Петров" и Мурмалев - один и тот же человек.
Следствие считало Мифтахова членом "московской ячейки объединения "Народная самооборона", "ставящего своей целью неконституционную смену власти путем организации в Москве массовых беспорядков по сценарию оранжевых революций". В качестве доказательств участия ученого в анархистских акциях в деле приводился список книг, загруженных в электронную читалку - кроме трудов Кропоткина упоминалась также книга Ханна Арендт "О насилии"... и другие книги экстремистской направленности".
22 октября адвокат Мифтахова Светлана Сидоркина сообщила, что Мифтахова допросили по новому уголовному делу об изготовлении взрывчатки (часть 1 статьи 223.1 УК; до 6 лет). По последней информации, он является подозреваемым по этому делу. Речь идет о взрывном устройстве, якобы найденном у отдела полиции в подмосковной Балашихе в апреле 2019 года, когда Мифтахов уже находился под арестом.
Мифтахова задержали 1 февраля 2019 года в ходе облавы в общежитии МГУ. Его пытались привлечь по делу о незаконном изготовлении взрывчатки, якобы обнаруженной в Балашихе. Одновременно в разных местах в Москве были схвачены более 10 анархистов. В балашихинском УМВД оперативники ФСБ подвергли Мифтахова пыткам. Его избивали, втыкали ему в грудь шуруповерт и угрожали изнасиловать. Одновременно там же силовики пытались заставить задержанных дать показания на Мифтахова - якобы они видели, как он собирал бомбу. Несмотря на пытки, анархист отказался давать признательные показания и подписывать какие бы то ни было документы. После того как 4 февраля суд перенес на 3 дня слушания по вопросу об избрании Мифтахову меры пресечения, 7-го числа его формально освободили из балашихинского ИВС и тут же задержали уже по делу о ховринской акции.
12 февраля 2019 года по итогам разбирательства, занявшего два заседания, Мифтахова отправили под арест. 15 февраля политзеку было предъявлено обвинение.
Дело об атаке на штаб ЕР рассматривалось в Головинском райсуде с марта 2020 года.
Полиция завершила следствие по делу в конце декабря 2019 года. В конце февраля 2020-го прокуратура Северного округа Москвы утвердила обвинительное заключение.
Ранее по делу проходили еще два анархиста - Святослав Речкалов и Алексей Кобаидзе. Кобаидзе был подозреваемым; в октябре 2019 года он покинул страну и его дело выделили в отдельное производство. Относительно Речкалова сообщалось, что его имя из текста обвинения в окончательной редакции убрали.
Полиция первоначально открыла дело по части 1 статьи 214 УК (вандализм), предусматривающей лишь до трех месяцев ареста. С середины февраля 2018 года проводились облавы у московских анархистов и антифашистов. Речкалов в ходе одной из облав подвергся пыткам; он подписал признательные показания, а в дальнейшем эмигрировал.
Между тем в сентябре дознание было приостановлено, а возобновлено лишь 7 февраля 2019 года - в день, когда фигурантом дела стал Мифтахов.
Кирилл Рогов, политолог
Шесть лет тюрьмы Азату Мифтахову, молодому талантливому математику, вина которого не только не доказана, но и отсутствует как предмет доказательства ввиду отсутствия состава преступления, шесть лет тюрьмы Азату Мифтахову - это акт мести и настоящее преступление. Ответственность за которое несет прежде всего Владимир Путин. Потому что никакой судебной системы в путинской России нет, а одобрения на репрессии выдаются непосредственно в Кремле.
https://www.facebook.com/kirill.rogov.39/posts/5308258072525103