Взрыв в метро Петербурга: для Каримовой просят 20 лет общего режима
Прокурор Надежда Тихонова на заседании во 2-м Западном окружном военном суде в Петербурге запросила 20 лет общего режима для фигурантки дела о теракте в городcком метро 28-летней гражданки Узбекистана Шохисты Каримовой, сообщает "Коммерсант".
Кроме того, прокурор попросила оштрафовать Каримову на миллион рублей, как и всех остальных обвиняемых.
Накануне обвинение запросило сроки для остальных подсудимых: гражданам Киргизии и России 29-летнему Аброру и 31-летнему Акраму Азимовым, а также гражданам Киргизии 28-летнему Мухамадъюсупу и 26-летнему Ибрагимжону Эрматовым попросили назначить пожизненные сроки с отбыванием наказания в колонии особого режима, 31-летнему гражданину Таджикистана Содику Ортикову - 28 лет строгого режима, гражданину Киргизии 24-летнему Махамадъюсуфу Мирзаалимову, гражданину Узбекистана 25-летнему Аъзамжону Махмудову, гражданам Киргизии 41-летнему Сейфулле Хакимову, его ровеснику Бахрому Эргашеву и 22-летнему Дилмуроду Муидинову - по 27 лет строгого режима каждому. Все подсудимые - граждане Киргизии - этнические узбеки.
У Каримовой во вторник на заседании суда случился нервный срыв, из-за чего был объявлен перерыв на полчаса в слушаниях. Затем подсудимая, кича и упираясь, отказалась возвращаться в зал суда. Поэтому заседание перенесли на следующий день.
В суде в понедельник также выступила потерпевшая Марина Сеедер. Она поддержала прокуратуру и попросила назначить обвиняемым максимально жесткое наказание.
Как сообщил в понедельник The Insider со ссылкой на неназваннный источник, Ибрагимжону Эрматову дали 15 суток карцера из-за найденного у него 4 ноября в камере телефона. За два дня до этого издание опубликовало его письмо, в котором он утверждал, что невиновен, а дело сфабриковано.
Рассмотрение дела о теракте по существу продолжается со 2 апреля. Разбирательство ведет коллегия в составе Андрея Морозова (председательствующий), Эдуарда Борисова и Олега Москвитина.
В зависимости от вменяемой роли подсудимым инкриминированы часть 2 статьи 205.4 (участие в террористическом сообществе; от 5 до 10 лет колонии), часть 1 статьи 205.1 (содействие терроризму; санкция в редакции, актуальной на момент теракта, та же), пункт "б" части 3 статьи 205 (теракт с умышленным причинением смерти человеку; от 15 лет до пожизненного срока), часть 3 статьи 30 - пункт "б" части 3 статьи 205 (покушение на это же преступление; до 15 лет), часть 1 статьи 30 - пункт "б" части 3 статьи 205 (приготовление к этому же преступлению; до 10 лет), часть 1 статьи 222 (незаконный оборот оружия и боеприпасов; до 4 лет), часть 1 статьи 222.1 (незаконный оборот взрывчатки; до 5 лет), часть 3 этой же статьи (то же преступление, совершенное организованной группой; от 5 до 12 лет) и часть 3 статьи 223.1 УК (незаконное изготовление взрывчатки организованной группой; от 8 до 12 лет колонии).
Следствие вело главное управление СКР по расследованию особо важных дел. Согласно фабуле дела, которую огласила прокурор, не позже 2013 года гражданин Киргизии Сироджиддин Мухтаров (Абу Салах аль-Узбеки) образовал в Сирии террористическое сообщество "Катиба ат-таухид валь-джихад" (ар. Батальон единобожия и джихада). Одной из целей сообщества, заявляется в деле, стали теракты против России и ее граждан. В августе прошлого года Мухтаров был объявлен Россией в международный розыск и заочно арестован.
Все фигуранты, утверждает обвинение, являются членами "Катиба ат-таухид валь-джихад". Как утверждается, Мухтаров через некоего Махмудова (однофамильца фигуранта дела) связался с братьями Азимовыми, работавшими в суши-баре в подмосковном городе Одинцово, а также с этническим узбеком из Киргизии, гражданином России Акбарджоном Джалиловым, который и совершил теракт в метро. Аброр Азимов, согласно фабуле дела, принял предложение вступить в "Катиба ат-таухид валь-джихад", когда находился в Турции.
Мотивом теракта в деле названо стремление посеять панику и настроить общественное мнение против участия России в войне в Сирии, поскольку оно чревато террористической угрозой.
22-летний Джалилов, говорится в деле, изготовил две бомбы. Обе он 3 апреля 2017 года принес в метро. Первую террорист заложил на станции "Площадь Восстания", чтобы подорвать дистанционно, однако устройство не сработало. Второй бомбой Джалилов подорвал себя в вагоне поезда, который только тронулся со станции "Сенная площадь" в сторону "Технологического института". Помимо самого смертника погибли 15 человек; 67 получили ранения.
Задержания Аброра и Акрама Азимова были инсценированы, обоих пытали в секретной тюрьме ФСБ. Кроме того, пыткам в здании СКР подвергся Муидинов. О секретной тюрьме спецслужбы членам ОНК также расказывал Мухамадъюсуп Эрматов. Причастность как минимум части обвиняемых к теракту не доказана.
После оглашения обвинительного заключения 2 апреля все фигуранты заявили, что вину не признают. Петербургский метрополитен подал к ним иск на 108 с лишним миллионов рублей, они соответственно отвергли и исковые требования метрополитена.
Александра Крыленкова, правозащитница
Это не политические или гражданские активисты, это не верующие всех мастей, которые не понравились власти. Это просто случайные люди.Которых ради "общественного спокойствия", то есть нашего спокойствия, лишают жизни. 27 лет - это тоже пожизненный срок на самом деле...
Яна Теплицкая (бывший член ОНК Санкт-Петербурга. - Ред.) пишет, что когда-нибудь приговоры будут отменены, а все осужденные - реабилитированы.
Я не знаю - может, будет это когда-нибудь, но поймём ли мы когда-то, что этих людей жестоко пытали, а не найдя никаких доказательств и без них посадили на всю жизнь только для того, чтобы люди чувствовали себя "защищенными"...
16 человек погибло, более 64 пострадало. А общественного запроса на поиск настоящих виновных и на то, чтобы разобраться, а не сажают ли неизвестно кого, - нет.
Очень страшно.
Статьи по теме
Одиннадцать друзей смертника
В Петербурге близится к финалу суд по делу о взрыве в метро. Недоказанные обвинения, оперативный вымысел, признаки подброса, инсценировка задержаний и жестокие пытки в секретной тюрьме ФСБ - судебный процесс не прибавил доверия к версии следствия. Одиннадцать подсудимых - приезжие из Киргизии, Узбекистана и Таджикистана - отрицают свою связь со смертником и участие в исламистской группировке. Дарья Костромина все полгода следила за процессом.
Теракт в метро: улики под вопросом
Все фигуранты дела о теракте в петербургском метро - 11 приезжих из Киргизии, Узбекистана и Таджикистана - отвергают обвинение. Чем же доказана их связь со смертником и участие в террористической группировке? Какая роль отводилась каждому из подсудимых? Как в деле появились основные улики - оружие и боеприпасы? Дмитрий Борко следит за процессом, который с апреля идет в военном суде, и замечает вопиющие нарушения процедуры.